Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение метода полевых маркетинговых исследований – наблюдение.
Задачи:
изучить формы наблюдений
изучить классификацию методов наблюдений;
рассмотреть структуру процесса наблюдения;
рассмотреть форму для регистрации наблюдений.
Введение
Предприятие в современном
мире может добиться успеха лишь в
том случае, когда оно не игнорирует
запросы потребителей. Для повышения
эффективности требуется
Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга.
Проведение каждого
Наблюдение в маркетинговых
исследованиях представляет собой
метод сбора первичной
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
В разных ситуациях для исследования требуются разные виды наблюдения.
Цель данной работы: изучение метода полевых маркетинговых исследований – наблюдение.
Задачи:
1. Метод наблюдения в маркетинговых исследованиях.
1.1 Формы наблюдений.
Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).
Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением понимается любая процедура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процедура, не связанная с получением данных из вторичных источников.
Назначение наблюдения:
В случаях, когда наблюдение
выступает как самостоятельный
метод сбора первичной
Требуемые условия для проведения наблюдения:
Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.
Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.
Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведение). Например, в магазине, на улице, в офисе.
С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстригают газоны и т. д.).
Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах.
Для группировки различных
вариантов осуществления
Выяснить степень разнообразия форм наблюдения позволяет таблица 1.
Необходимость контролировать
внешние условия проведения наблюдения
определяет вариант формы наблюдения
в соответствии с характером окружающей
обстановки. Лабораторные наблюдения
позволяют исследователям полностью
контролировать условия проведения
исследования, а также предоставляют
больше возможностей для использования
специальной аппаратуры. Создавая наиболее
благоприятные условия для
Поэтому проведение исследования
в полевых условиях может оказаться
более целесообразным, преимуществом
в этом случае является естественность
наблюдаемого поведения. К сожалению,
полевые наблюдения имеют серьезный
недостаток — на участников исследования
могут оказывать воздействие
различные внешние факторы, в
том числе случайного характера,
не имеющие к изучаемому процессу
прямого отношения. Например, в какой-то
момент может не оказаться в торговом
зале самого товара, в отношении
которого изучается поведение
В зависимости от места исследователя в наблюдаемом процессе можно выделить несколько градаций степени «включенности» наблюдателя.
Максимальная степень
участия наблюдателя в
Наблюдение, осуществляемое наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе, называется невключенным. В этом случае наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие.
Таблица 1. Формы проведения наблюдений.
Классификационный признак |
Формы наблюдения |
Характер окружающей обстановки |
Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации |
Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование | |
Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения. | |
Место исследователя в изучаемом процессе (указываются полярные формы, однако на практике могут использоваться переходные варианты) |
Наблюдения с непосредственным
участием исследователя (включенное наблюдение)
— наблюдатель сам участвует
в ситуации, он одновременно сам
влияет на ситуацию и, в свою очередь,
подвергается ее влиянию. Такая форма
позволяет скорректировать |
Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие. |
Продолжение таблицы 1.
Классификационный признак |
Формы наблюдения |
Способ восприятия объекта наблюдения |
Персональное наблюдение
— наблюдаемые события |
Степень стандартизации наблюдения |
Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий. Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются. |
Степень открытости процесса наблюдения |
Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы. |
Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом. | |
Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании. | |
Характер наблюдаемых событий |
Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением. |
Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения. |
Информация о работе Метод маркетинговых исследований - наблюдение