Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение метода полевых маркетинговых исследований – наблюдение.
Задачи:
изучить формы наблюдений
изучить классификацию методов наблюдений;
рассмотреть структуру процесса наблюдения;
рассмотреть форму для регистрации наблюдений.
Чтобы облегчить задачу наблюдателям, для них подготавливается инструкция, где подробно указываются критерии отнесения фактов к той или иной категории единиц наблюдения, правила фиксации наблюдаемых событий.
Результаты наблюдения должны быть определенным образом зафиксированы, чтобы в дальнейшем можно было провести их обработку и анализ. Основное требование к фиксации результатов: запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события.
Запись либо заносится
в один из документов наблюдения, либо
осуществляется техническими средствами.
Для структурированного наблюдения
задача фиксации событий облегчается
подробной структурой рабочих документов,
особенно если регистрируется наличие
или отсутствие выделенного элемента
наблюдения (в этом случае запись результатов
ведется по принципу «плюс-минус»).
При неструктурированном
Действия наблюдателя в ходе полевых работ могут корректироваться руководителем группы, может расширяться или сужаться круг единиц наблюдения, его продолжительность.
Процесс сбора информации может контролироваться различными способами:
Когда наблюдения контролируются путем сравнением результатов разных наблюдателей, может быть увеличено число наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию, но ведущих записи независимо друг от друга.
Сравнение полученных ими
результатов позволяет
Пример. Форма для регистрации наблюдений в гипермарките.
Наблюдатель______________ Место наблюдения___________
Дата ______________ Время дня___________________
Структура группы данных
Численность группы: _______ взрослых _________ детей
Пол: Взрослые: _____ мужской _______ женский
_____ мужской _______ женский
Использование: __________ тележки для продуктов
__________ продуктовой корзины
__________ ничего
Регистрация поведения в магазине:
Поведение |
Свежие апельсины |
Баночный сок |
Бутулированный сок |
1. Проход мимо товара |
|||
2. Выбор определенной марки |
|||
3. Внимательное рассмотрение выбранной марки |
|||
4. Обсуждение с другими участниками группы |
|||
6. Др. особенности выбора покупки |
|||
Использование: ____________ списка покупок
____________ калькулятора
____________ купонов
Время совершения покупки _________ Купленное количество_______
Анализ данных начинается
с перевода «сырых» данных в осмысленную
информацию и включает их введение
в компьютер, проверку на предмет
ошибок (т.е. редактирование), кодирование,
представление в матричной
Рассмотрим этапы анализа данных более подробно.
Редактирование. Основная цель редактирования состоит в установлении некоторых стандартов минимального качества сырых данных. Редактирование включает в себя просмотр и, если необходимо, исправление каждой формы регистрации наблюдений. Просмотр и внесение исправлений зачастую выполняются в две стадии: полевое редактирование и централизованное офисное редактирование.
Полевое редактирование –
это предварительное
За полевым редактированием обычно следует централизованное офисное редактирование, которое заключается в более полной и точной проверке и коррекции собранных ответов.
Централизованное офисное редактирование – это точная всеобъемлющая проверка и коррекция заполненных форм сбора данных, включая принятие решения о том, что с этими данными делать. Для этой работы подходит личность, обладающая «острым глазом» и хорошо знакомая с целями и методами исследования. Чтобы обеспечить логическую последовательность обработки материалов, лучше всего предоставить все носители собранных данных одному человеку. Если же эту работу приходится делить по соображениям ее объема и имеющегося времени, то разделы должны делиться по частям формы, а не по респондентам. В отличие от полевого, централизованное офисное редактирование в меньшей степени зависит от последующих процедур, и в большей — от степени полноты данных.
Элементы, проверяемые в полевом редактировании:
1. Полнота. Проверка полноты
включает в себя тщательное
просматривание формы данных
с целью обеспечения
2. Удобочитаемость. Важно
кодировать форму, которая не
может быть сведена к цифровой
форме, чтобы избежать
3.Вразумительность: иногда зарегистрированные действия невразумительны для всех, кроме того, кто проводил наблюдение. При обнаружении такой ситуации на месте руководитель полевых работ может получить у него необходимое разъяснение.
4. Логическая последовательность.
Наличие непоследовательности
5. Единообразие: очень важно,
чтобы наблюдения
Кодирование – это технический прием, с помощью которого данные распределяются по категориям. Посредством кодирования сырые данные превращаются в символы — обычно цифровые, которые можно табулировать и подсчитывать. Однако это преобразование не должно осуществляться автоматически. Оно требует здравого суждения кодировщика.
Первый этап кодирования заключается в специфицировании категорий или классов, к которым будут относиться наблюдения. Второй этап кодирования касается назначения кодовых номеров классов.
Завершающий этап процесса
кодирования состоит в
Табулирование.
Табулирование заключается
просто в подсчете количества событий,
которые попадают в различные
категории. Табулирование может
принимать форму простой
Простая табуляция связана
с подсчетом для единственной
переменной. Она может повторяться
для каждой из переменных исследования,
но табуляция для каждой переменной
не зависит от табуляции для других
переменных. В перекрестной табуляции
две или более переменных обрабатываются
одновременно. Табуляция может выполняться
целиком от руки, целиком машиной
или частично машиной и частично
от руки. Какой из подходов более
эффективен, зависит и от числа
необходимых табуляций, и от количества
событий в каждой табуляции. Число
табуляций является прямой функцией
количества переменных, тогда как
количество событий — это прямая
функция размера выборки. Чем
меньшее число табуляций
Далее проводиться статистический анализ, т.е. определяются средние величины, частоты, корреляционные и регрессионные соотношения, осуществляется анализ трендов.
После анализа осуществляется подготовка отчета.
При подготовке заключительного отчёта можно разделить его на три части:
Вводная часть включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию. Объём меморандума и аннотации не более одной страницы.
Основная часть отчёта состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.
Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчёта. Оно содержит общую цель отчёта и исследования, актуальность его проведения.
В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются: кто и что явилось объектом исследования, используемые методы. Дополнительная информация помещается в приложении.
Главным разделом отчёта является раздел, в котором излагаются полученные результаты. Рекомендуется строить его содержание вокруг целей исследования.
Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном, так и в отдельных разделах. Выводы основываются на результатах проведённого исследования. Рекомендации представляют собой предположения относительно того, какие следует предпринять действия, исходя из изложенных результатов. Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих за рамки полученных результатов.
В заключительной части приводятся
приложения, содержащие добавочную информацию,
необходимую для более
Помимо написания отчёта
исследователи часто также
Заключение.
В данной курсовой работе был
рассмотрен такой вид маркетинговых
исследований, как наблюдение. В
первом разделе были рассмотрены
формы и методы наблюдения, структуру
процесса наблюдения. Во втором разделе
мы рассмотрели форму для
Следует отметить, что обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так, если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно должно быть максимально строго структурировано, проводиться в тех условиях, в которых собиралась контролируемая информация.
Информация о работе Метод маркетинговых исследований - наблюдение