Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучение метода полевых маркетинговых исследований – наблюдение.
Задачи:
изучить формы наблюдений
изучить классификацию методов наблюдений;
рассмотреть структуру процесса наблюдения;
рассмотреть форму для регистрации наблюдений.
В качестве объекта наблюдения может выступать индивид, домохозяйство, организация. В зависимости от целей в качестве предмета наблюдения может выступать одна или несколько сторон поведения объекта (признаки, факты его деятельности). Предмет исследования определяет необходимость самого поведения или его последствий.
В соответствии с поставленными
задачами необходимо определить место
и время проведения наблюдения. Например,
выбрать типы торговых точек или
других заведений, в которых будет
проводиться наблюдение (разные типы
магазинов могут придерживаться
различных концепций при
Определив место наблюдения, необходимо обеспечить доступ к нему в выбранное время, получить разрешение руководства выбранных заведений.
При проведении лабораторно-полевого наблюдения может понадобиться более тесное сотрудничество исследователей с администрацией и персоналом торговых точек, что требует соответствующего согласования.
Теперь рассмотрим выбор формы наблюдения. На этом этапе определяется, в какой форме должно проходить наблюдение. Для этого необходимо выяснить критерии выбора в соответствии с потребностями исследователя:
Требуется ли стабильная обстановка для проведения наблюдения?
Существует ли опасность субъективного истолкования событий?
Достаточно ли хорошо известна структура наблюдаемого поведения?
Требуется ли изучать тенденции
изменения исследуемых
Есть ли ограничения по срокам проведения наблюдения?
Повлияет ли информация о проводимом исследовании на естественность поведения наблюдаемых?
Есть ли сложности с пониманием сути происходящего?
Есть ли необходимость
более точного измерения
Достаточна ли квалификация персонала для выполнения наблюдения?
Насколько трудоемка процедура регистрации событий?
Что касается разработки процедуры наблюдения, то она предполагает ответ на вопрос: «Что наблюдать?» Ответ во многом зависит от выбранной формы наблюдения — структурированной или свободной, но в любом случае требуется определить единицы и рамки наблюдения.
Единица наблюдения — это некоторый «блок» действий или набор простейших операций (движений, действий), или их признаки, с помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Единица наблюдения выделяется путем разделения поведения на отдельные элементы, учитывающие четко определенное действие, условие его осуществления или признак ситуации его свершения. В качестве единицы наблюдения можно выделить набор действий различного характера любой сложности (комплексности), например, покупатель может просто рассматривать стоящий на полке товар, а может взять его в руки. В процессе анализа совокупность единиц наблюдения позволяет воссоздать ситуацию в момент сбора информации.
Рамки наблюдения - это степень
детализации (количество уровней) наблюдаемого
поведения, которые должны быть охвачены
в процессе исследования; например
поведение объекта в целом - первый
уровень наблюдения, поведение объекта
в отношении конкретного
Рассмотрим разработку процедуры неструктурированного наблюдения.
Неструктурированное наблюдение
используется, как правило, в ситуациях,
когда исследователь
Поэтому при проведении свободного наблюдения выделяют примерный перечень значимых элементов:
Характеристика наблюдаемых элементов приведена в таблице 3.
Представленный, хоть и неполный, перечень может оказать существенную помощь при планировании действий наблюдателя, особенно в начале исследования. Процесс познания есть построение исследователем определенной системы классификаций наблюдаемого поведения.
Наблюдатель, не имеющий своей системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, пользующийся слишком полной и жесткой системой классификации, будет наблюдать лишь то, что соответствует его концепции, он зафиксирует все, что увидит, но увидит он не все. Накопление впечатлений приводит к конкретизации наблюдаемых элементов, их ранжированию с точки зрения важности для целей исследования, что способствует структуризации наблюдаемого явления и переходу от неструктурированного наблюдения к структурированному.
Таблица 3. Примерная схема неструктурированного наблюдения.
Элементы |
Направления наблюдения |
Наблюдаемые |
Сколько человек участвует в процессе? Кто они, каковы их роли в наблюдаемой ситуации? Как они взаимодействуют? |
Обстановка |
Где происходит наблюдение? Какие элементы обстановки способствуют совершению наблюдаемого процесса? Какие действия обстановка поощряет, а каким препятствует? (Например, танцы в ресторане). |
Цель |
Имеются ли у наблюдаемых какие-либо формальные цели или они оказались на месте наблюдения случайно? Совместимы ли цели различных участников ситуации (например, дети канючат сладости у родителей, которые не склонны тратить на это деньги)? |
Поведение |
Что и как делают участники ситуации? Какого рода поведение является ожидаемым? Каковы стимулы, влияющие на поведение? Каковы эмоции, выражаемые при той или иной форме поведения? Каков результат (последствия) поведения? |
Частота и продолжительность |
Когда возникла и как долго длилась наблюдаемая ситуация? Как часто она возникает? |
Рассмотрим разработку процедуры структурированного наблюдения.
Структурированное наблюдение проводится с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения. Для разработки процедуры структурированного наблюдения важно не только определить наиболее значимые элементы наблюдаемого процесса, которые будут включены в бланк регистрации, но и какие признаки этих элементов будут фиксироваться в ходе исследования: наличие (отсутствие) или интенсивность их проявления.
Структурированное наблюдение,
как правило, применяется при
исследовании частных ситуаций, поэтому
исследователь должен создавать
систему категорий и единиц наблюдения
в соответствии с моделью последующего
анализа. При планировании рабочего
документа таких элементов
2. Разработка форм для сбора данных.
В качестве бланка наблюдения, помогающего регистрировать события, может использоваться карточка наблюдения, протокол наблюдения, таблица наблюдения, дневник.
Карточка наблюдения служит для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов. Карточки наблюдения могут быть составлены по видам наблюдаемых ситуаций или этапам наблюдаемого процесса.
Протокол наблюдения представляет
собой расширенный вариант
При подготовке рабочих документов наблюдения обязательно предусматривается регистрация таких сведений: кто, когда и где проводит наблюдение (фамилия наблюдателя, дата и время дня, место наблюдения).
Пример. Универмаг.
Наблюдение.
Кто: Покупатели, зеваки, мужчины, женщины, родители с детьми, дети отдельно.
Что: Рассматриваемые продукты/
Когда: День, час, дата наблюдения.
Где: Внутри магазина, возле контрольной стойки на выходе или в отделе магазина.
Почему: Влияние цены, торговой марки, размера упаковки, продвижения, членов семьи на осуществление покупки.
Как: Исследователь, замаскированный под служащего магазина; незамаскированный исследователь; скрытая камера или механический прибор.
Необходимо помнить, что в каждый определенный момент человек способен воспринимать от пяти до десяти дискретных единиц одновременно.
Если предполагается наблюдение значительного количества единиц поведения в широких рамках, то целесообразно распределить задание между несколькими наблюдателями и подготовить для каждого соответствующие бланки наблюдения.
Следует отметить, что качественно
разработанная форма четко
Необходимо также отметить
специфику некоторых
Практика проведения исследований показывает, что успех наблюдения во многом зависит от способностей, квалификации и личностных качеств наблюдателя. Наблюдатель должен обладать набором следующих личных качеств: внимательность, терпеливость, добросовестность, точность (педантичность), деликатность.
При выполнении наблюдения
от персонала требуется умение выявлять
значимые действия, быстро и точно
фиксировать изменения в
Наличие природных способностей
развивается в процессе обучения
наблюдателей. Обучение может проходить
в форме тренинга, когда наблюдатели
регистрируют события, снятые на видеопленку.
Возможно обучение и в реальной ситуации,
когда начинающий наблюдатель регистрирует
события параллельно с
Информация о работе Метод маркетинговых исследований - наблюдение