Методики расчета конкурентоспособности товара. Маркетинговое исследование пылесосов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии - одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России. В условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного.
Предметом данной курсовой работы является определение конкурентоспособности товара. Объектом исследования являются пылесосы торговых марок отечественных и зарубежных производителей.
Цель работы состоит в определении конкурентоспособности конкретного товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Оценка конкурентоспособности предприятия и товара………………………………………………………………………………..5
1.1. Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………..……………………………………….....5
1.2. Методики расчета конкурентоспособности товара……………………..………………………………………………………..11
2. Проведение маркетингового исследования рынка бытовых пылесосов……..........................................................................................................20
2.1Формирования выборки и определение ее объема…………….....................20
2.2 Отношение потребителей к выбранному товару с помощью многофакторной модели Фишбейна……………………………………………..21
2.3Позиционирование тестируемого товара на региональном рынке…………28
2.4Определение конкурентоспособности товара………………………………..30
2.5 Информированность потребителей. Источники
информации и доверие к ним…………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………...40
Список используемой литературы……………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Методика расчёта конкурентоспособности твоара.docx

— 407.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию

 

Саратовский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему: «Методики расчета конкурентоспособности товара. Маркетинговое исследование пылесосов»

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила:

    студентка 3 курса 

группы 311 МНЖ

              Терехина Т. А.

                                                             Проверила:

    к.э.н., доцент

                                                                                                         кафедры « ММЛ»

                                                                                                Чернецова Л. В.

 

 

 

 

 

Саратов, 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Оценка  конкурентоспособности предприятия  и товара………………………………………………………………………………..5

1.1. Анализ  конкурентоспособности предприятия……………………………..……………………………………….....5

1.2. Методики  расчета конкурентоспособности  товара……………………..………………………………………………………..11

2. Проведение  маркетингового исследования рынка  бытовых пылесосов……..........................................................................................................20

2.1Формирования выборки и определение  ее объема…………….....................20

2.2 Отношение потребителей к выбранному  товару с помощью многофакторной  модели Фишбейна……………………………………………..21

2.3Позиционирование тестируемого  товара на региональном рынке…………28

2.4Определение конкурентоспособности  товара………………………………..30

2.5 Информированность  потребителей. Источники

 информации  и доверие к ним…………………………………………………..38





Заключение………………………………………………………………………...40 
Список используемой литературы……………………………………………….43

Приложение А……………………………………………………………………..44

Приложение Б……………………………………………………………………...48

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что  стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии - одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России. В условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного.

Предметом данной курсовой работы является определение конкурентоспособности товара.  Объектом исследования  являются пылесосы торговых марок отечественных и зарубежных производителей.

Цель работы состоит в определении конкурентоспособности конкретного товара.

 Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

1) оценить конкурентоспособность  предприятия и товара;

2) изучить  анализ конкурентоспособности;

3) рассмотреть  методики расчета конкурентоспособности  товара;

4) провести  маркетингового исследования рынка  бытовых пылесосов;

5) сделать  выводы о конкурентоспособности  исследуемого товара.

Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственной деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах с тем, чтобы обеспечить фирме получение намеченного уровня рентабельности.

Из данного определения вытекает, что составной частью маркетинговой деятельности является комплексное изучение рынка, соотношение спроса и предложения, а также склонностей и предпочтений как всех потребителей, так и отдельных, конкретных групп. Именно с этой целью и проводится маркетинговое исследование, направленное на выявление возможностей своей фирмы занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем приспособления выпускаемой фирмой продукции к спросу и требованиям покупателей. Важнейшими задачами маркетингового исследования являются: анализ спроса и предложения, определение их оптимального соотношения на рынке, выявление конкурентных позиций самой фирмы и конкретных видов ее продукции на изучаемом рынке, изучение деятельности фирм-конкурентов.

Необходимо подчеркнуть, что, в конечном счете, любое маркетинговое  исследование является основой для сбытовой политики, которая, в свою очередь, оказывается "лакмусовой бумагой", определяющей правильность и эффективность проведенного анализа.

Структура данной курсовой работы: работа состоит из введения, и из обязательных частей. А именно: основной части, состоящей из 2-х глав; заключения; списка используемых источников и приложений.

Введение. В нем коротко рассматривается предмет исследования, актуальность, цели и задачи.

Основная часть подразделяется на теоретическую и практическую.

В теоретической части рассматриваются основные определения, анализ и методики такого экономического показателя,  как конкурентоспособность.

В практической части проводится маркетинговое исследование для определения конкурентоспособности исследуемого товара на потребительском рынке.

Заключение. В нем  подведены итоги маркетингового исследования и сделаны соответствующие выводы.

 

 

 

 

1. Оценка конкурентоспособности предприятия и товара

1.1 Анализ конкурентоспособности  предприятия

 

На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности. В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и та или иная отрасль, предприятие или фирма.

Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара. Управление конкурентоспособностью - это совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Конкурентоспособность продукции между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, показывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой изготовившей и продающей ее на мировом рынке.

На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства. 1

Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом рынке.

Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.

 

Анализ конкурентоспособности фирмы

 

Для анализа конкурентоспособности фирмы предлагается следующая методика.

В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:

1. Продукт.

2. Цена.

3. Доведение продукта до потребителя.

4. Продвижение продукта (маркетинговые  коммуникации)

Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы.

Применим принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности фирмы для анализа конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы.

С учетом изложенного предлагается следующая система показателей.

 

Анализ конкурентоспособности фирмы по продукту

 

Коэффициент рыночной доли:

где ОП — объем продаж продукта фирмой;

ООПР — общий объем продаж продукта на рынке.

Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.

Коэффициент предпродажной подготовки:

где ЗПП — сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП — сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. В случае, если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1.

Коэффициент изменения объема продаж:

где ОПКОП — объем продаж на конец отчетного периода;

>ОПНОП — объем продаж на начало отчетного периода.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж.

 

Анализ конкурентоспособности фирмы по цене

 

Коэффициент уровня цен:

где Цmax — максимальная цена товара на рынке;

Цmin— минимальная цена товара на рынке;

Цуф — цена товара, установленная фирмой.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт.

 

Анализ конкурентоспособности фирмы по доведению продукта до потребителя

 

Коэффициент доведения продукта до потребителя:

где КИОП — коэффициент изменения объема продаж — формула (3);

ЗСБкоп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБноп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.

 

Анализ конкурентоспособности фирмы по продвижению продукта

 

Коэффициент рекламной деятельности:

где ЗРДкоп — затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДноп — затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода;

Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.

Коэффициент использования персональных продаж:

где ЗПТАкоп— сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;

Информация о работе Методики расчета конкурентоспособности товара. Маркетинговое исследование пылесосов