Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии - одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России. В условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного.
Предметом данной курсовой работы является определение конкурентоспособности товара. Объектом исследования являются пылесосы торговых марок отечественных и зарубежных производителей.
Цель работы состоит в определении конкурентоспособности конкретного товара.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Оценка конкурентоспособности предприятия и товара………………………………………………………………………………..5
1.1. Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………..……………………………………….....5
1.2. Методики расчета конкурентоспособности товара……………………..………………………………………………………..11
2. Проведение маркетингового исследования рынка бытовых пылесосов……..........................................................................................................20
2.1Формирования выборки и определение ее объема…………….....................20
2.2 Отношение потребителей к выбранному товару с помощью многофакторной модели Фишбейна……………………………………………..21
2.3Позиционирование тестируемого товара на региональном рынке…………28
2.4Определение конкурентоспособности товара………………………………..30
2.5 Информированность потребителей. Источники
информации и доверие к ним…………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………...40
Список используемой литературы……………………………………………….43
Марка пылесоса |
Цена, руб. |
Доля, % |
Thomas |
7 000 |
20 |
Philips |
6 500 |
8 |
Electrolux |
6 000 |
10 |
Scarlett |
3 500 |
8 |
Vax |
2 000 |
6 |
Dyson |
2 000 |
6 |
Bork |
7 500 |
6 |
Samsung |
3 500 |
5 |
LG |
4 000 |
5 |
Bosch |
6 500 |
5 |
Электросила |
1 500 |
4 |
Урал |
2 000 |
3 |
Вихрь |
2 000 |
3 |
Vitek |
2 500 |
3 |
Daewoo |
3000 |
2 |
Нyla |
2 000 |
2 |
Karcher |
7 500 |
2 |
KIRBY |
4 000 |
2 |
Рисунок 8. Карта позиционирования на рынке пылесосов
Основываясь на рисунок 10 можно сделать вывод, что региональный рынок пылесосов является высоко конкурентным. Торговая марка Thomas занимает самую большую долю рынка и является абсолютным лидером по продаже пылесосов. Причины данного явления могут быть следующими: большой бюджет рекламных кампаний, запоминающаяся, следовательно, эффективная реклама.
Самую маленькую долю рынка занимают пылесосы: KIRBY, Нyla, Daewoo. Торговая марка «Электросила» занимает среднюю долю рынка между «Bosch» и «Урал». Все торговые марки находятся в ценовом диапазоне от 1 500 до 7 500 рублей.
2.4
Определение
На рисунке 11 видно данные всех 6 респондентов, которые покупают пылесосы торговой марки «Электросила».
После проведения подобного расчета надо учитывать то обстоятельство, что некоторые клиенты при выборе обобщенных свойств идеального товара выбирали отрицательные цифры в шкале Степпела «-2» и «-1». Это означало, что данные параметры для них не важны в тестируемом товаре. Как видно из рисунка 11 для 48 респондента в идеальном пылесосе любой марки абсолютно не важен внешний вид, поэтому надо произвести расчет с учетом этого минуса.
Если для клиентов в идеальном образе товара неважны несколько параметров (иными словами появляются несколько минусов перед числами), то при расчете коэффициента конкурентоспособности может появиться отрицательное число. По определению коэффициент конкурентоспособности измеряется от 0 до 5 и не может быть отрицательным. В этом случае необходимо в ячейке, в которой рассчитывается коэффициент конкурентоспособности товара, поставить число 0, т.е. занулить ячейку.
Таблица 8.
Данные для расчета коэффициента конкурентоспособности пылесосов «Электросила»
№ |
A (номер клиента) |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
K |
L |
M |
N |
O |
P | ||||
1 |
3 |
1 |
0 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
9 |
0,11 | ||||
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
0,22 |
0,22 |
0,22 |
0,11 |
0,22 |
0,00 |
|||||||
3 |
19 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
8 |
0,13 | ||||
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
0,25 |
0,13 |
0,00 |
0,25 |
0,25 |
0,13 |
|||||||
5 |
27 |
-1 |
1 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0,33 | ||||
6 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0,33 |
0,33 |
0,00 |
0,00 |
0,33 |
0,00 |
|||||||
7 |
30 |
2 |
2 |
-1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
0,08 | ||||
8 |
5 |
5 |
2 |
4 |
5 |
5 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
|||||||
9 |
48 |
2 |
0 |
-2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
0,17 | ||||
10 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
4 |
0,20 |
0,20 |
0,10 |
0,10 |
0,20 |
0,20 |
|||||||
11 |
91 |
2 |
1 |
-1 |
0 |
2 |
-1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
0,08 | ||||
12 |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
|||||||
13 |
Расчет с учетом минуса |
||||||||||||||||||
14 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
0,22 |
0,22 |
0,22 |
0,11 |
0,22 |
0,00 |
3,52 |
|||||
15 |
19 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
0,25 |
0,13 |
0,00 |
0,25 |
0,25 |
0,13 |
3,79 |
|||||
16 |
27 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0,33 |
0,33 |
0,00 |
0,00 |
0,33 |
0,00 |
3,3 |
|||||
17 |
30 |
5 |
3 |
2 |
4 |
5 |
5 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
4,08 |
|||||
18 |
48 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
4 |
0,33 |
0,33 |
0,17 |
0,17 |
0,33 |
-0,33 |
3,65 |
|||||
19 |
91 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
3,57 |
|||||
20 |
4,17 |
3,5 |
2,33 |
3 |
4,50 |
4 |
3,65 |
Таблица 9
Окончательные данные для расчета коэфициента конкурентоспособности тестируемого товара пылесосов марки «Электросила»
Номер респондента |
Номер анкеты |
Единичный показатель конкурентоспособности товара, в баллах |
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности |
Kj, в баллах | ||||||||||
B1j |
B2j |
B3j |
B4j |
B5j |
B6j |
е1j |
е2j |
е3j |
е4j |
е5j |
е6j | |||
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
0,22 |
0,22 |
0,22 |
0,11 |
0,22 |
0,00 |
3,52 |
2 |
19 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
0,25 |
0,13 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,13 |
3,79 |
3 |
27 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0,33 |
0,33 |
0,00 |
0,00 |
0,33 |
0,00 |
3,3 |
4 |
30 |
5 |
3 |
2 |
4 |
5 |
5 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
4,08 |
5 |
48 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 |
4 |
0,33 |
0,33 |
0,17 |
0,17 |
0,33 |
-0,33 |
3,65 |
6 |
91 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
3,57 |
Итого |
4,17 |
3,5 |
2,33 |
3 |
4,5 |
4 |
Усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К: |
3,65 |
Из таблицы 9 можно увидеть, что усредненный коэффициент конкурентоспособности пылесосов «Электросила» составляет 3,65 баллов. Конкурентоспособность товара по ценам составляет 4,5 баллов. Низкий показатель конкурентоспособности товара по его многофункциональности – 2,33 балла.
Таблица 10
Данные для расчета коэфициента конкурентоспособности тестируемого товара марки «Bosch»
Номер респондента |
Номер анкеты |
Единичный показатель конкурентоспособности товара, в баллах |
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности |
Kj, в баллах | ||||||||||
B1j |
B2j |
B3j |
B4j |
B5j |
B6j |
е1j |
е2j |
е3j |
е4j |
е5j |
е6j | |||
1 |
2 |
5 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0 |
4,25 |
2 |
22 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
4,6 |
3 |
28 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
4,08 |
4 |
88 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
0,17 |
0,33 |
0,17 |
0,17 |
0,33 |
0,13 |
5,03 |
5 |
100 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
4 |
0,2 |
0,4 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
4,4 |
Итого |
4 |
3,6 |
3,8 |
4,2 |
4,6 |
4,2 |
Усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К: |
4,47 |
Усредненный коэффициент конкурентоспособности пылесосов торговой марки «Bosch» составляет 4,47 балла.
Таблица 11
Данные для расчета коэфициента конкурентоспособности тестируемого товара марки «Урал»
Номер респондента |
Номер анкеты |
Единичный показатель конкурентоспособности товара, в баллах |
Удельные веса при единичных показателях конкурентоспособности |
Kj, в баллах | ||||||||||||
B1j |
B2j |
B3j |
B4j |
B5j |
B6j |
е1j |
е2j |
е3j |
е4j |
е5j |
е6j | |||||
1 |
16 |
5 |
3 |
2 |
2 |
5 |
5 |
0,67 |
0,67 |
-0,33 |
-0,33 |
0,67 |
-0,33 |
5,74 | ||
2 |
17 |
4 |
4 |
1 |
1 |
5 |
5 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
1,00 | ||
3 |
58 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
4,59 | ||
4 |
59 |
5 |
5 |
1 |
5 |
5 |
5 |
0,33 |
0,33 |
0 |
0 |
0,33 |
0 |
4,95 | ||
5 |
62 |
3 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
6 |
94 |
5 |
3 |
5 |
5 |
1 |
4 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
3,91 | ||
Итого |
4,5 |
3,83 |
2,33 |
3,33 |
4 |
4,5 |
Усредненный коэффициент конкурентоспособности тестируемого товара К: |
3,37 |