Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии - одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России. В условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного.
Предметом данной курсовой работы является определение конкурентоспособности товара. Объектом исследования являются пылесосы торговых марок отечественных и зарубежных производителей.
Цель работы состоит в определении конкурентоспособности конкретного товара.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Оценка конкурентоспособности предприятия и товара………………………………………………………………………………..5
1.1. Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………..……………………………………….....5
1.2. Методики расчета конкурентоспособности товара……………………..………………………………………………………..11
2. Проведение маркетингового исследования рынка бытовых пылесосов……..........................................................................................................20
2.1Формирования выборки и определение ее объема…………….....................20
2.2 Отношение потребителей к выбранному товару с помощью многофакторной модели Фишбейна……………………………………………..21
2.3Позиционирование тестируемого товара на региональном рынке…………28
2.4Определение конкурентоспособности товара………………………………..30
2.5 Информированность потребителей. Источники
информации и доверие к ним…………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………...40
Список используемой литературы……………………………………………….43
1. Методика
оценки конкурентоспособности
Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а 1 слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов.
Поэтому хотя данная методика и применяется на практике, она не имеет серьезного научного обоснования, а полученные результаты отличаются низкой достоверностью.
Для повышения достоверности результатов оценки конкурентоспособности необходим комплексный подход с учетом всех критериев, определяющих конкурентоспособность товаров. Такой подход характерен для методик, приведенных далее.
2. Определение
комплексного показателя
2.1. Определение
единичных показателей
2.2. Из
формул (1) и (2) выбирается та, согласно
которой рост показателя
где п -- число технических параметров, участвующих в оценке;
ai -- вес г-го параметра в общем наборе;
qi -- единичный показатель по каждому техническому параметру;
Imn -- групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
2.3. Расчет уровня конкурентоспособности (К) с помощью групповых показателей по одной группе параметров:
где Imn (1), Imn (2) -- показатели конкурентоспособности |для первого и второго товаров-конкурентов.
2.4. Расчет
групповых показателей
2.5. Определение
интегрального показателя
где С -- групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком -- отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами и другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов "Технические требования к качеству".
Эта методика из всех потребительских показателей учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, в частности ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать ее для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых |и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты, чем первая.
3. Методика
оценки интеграционного
3.1. Расчет цены потребления (ЦП), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
ЦП = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10
где Ц1 -- цена рынка;
Р2 -- расходы на транспортировку;
С3 -- стоимость установки;
С4 -- стоимость хранения;
С5 -- стоимость технической информации и прочей документации;
P6 -- расходы по обслуживанию изделия;
Р7 -- расходы на топливо и электроэнергию;
P8 -- расходы на ремонт;
О9 -- оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 -- стоимость страхования;
С11 -- стоимость утилизации.
3.2. Расчет
показателя
где Q -- качество товара;
С -- качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3.3. Определение
уровня конкурентоспособности
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, Андреева О.Д. подразделяет на три группы: нормативные (патентная чистота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические. Учет нормативных параметров предлагается обеспечить путем введения специального показателя, который соответствует обязательным нормам и стандартам (при соответствии показатель равен 1, при несоответствии -- 0). Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) представляет собой произведение частных показателей по каждому из них. Если хотя бы один из параметров будет равен 0, Iнп = 0, что свидетельствует о не конкурентоспособности товаров.
Рассмотрение указанной методики показывает, что она предназначена для определения прогнозируемой конкурентоспособности новых, в основном сложно технических товаров. В ней, как и во второй методике, не показан механизм отбора и определения значений моделируемых параметров конкурентоспособности и не учтена ассортиментная характеристика товаров.
Достоинством этой методики является учет трех важнейших параметров (критериев) конкурентоспособности: качества товаров и послепродажного обслуживания, а также цены потребления. К недостаткам относится сокращение области применения указанного способа до оценки только товаров, обладающих разной ценой потребления. Однако ранее отмечалось, что не все товары обладают ею (например, многие продукты питания).
В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным: как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).
4. В связи
с тем что ранее предложенные
методики оценки
Комплексная методика базируется на применении измерительного, расчетного, аналитического, социологического и экспертного методов оценки, а также описательного метода наблюдений. Кроме того, для многих групп и видов товаров могут быть использованы органолептический, документальный и регистрационный методы (см. табл. 1).
Формулирование
целей и задач оценки
В качестве альтернативных могут быть следующие цели оценки:
* сравнительная
характеристика анализируемых
* позиционирование
на рынке анализируемых
* разработка
маркетинговых мероприятий по
наилучшему достижению целей
фирмы на основе анализа
* определение
сегмента рынка, на котором анализируемые
товары обладают наилучшей
* оценка
целесообразности закупки
* выявление
наиболее конкурентоспособных
* оптимизация промышленного или торгового ассортимента путем повышения в его структуре удельной доли конкурентоспособных товаров;
* разработка товарной политики организации изготовителя или продавца.4
Для достижения выбранной цели необходимо определить задачи оценки, которые могут частично или полностью совпадать с приведенными в табл. 1
Таблица 1.
Схема комплексной методики оценки конкурентоспособности товаров
№ п/п |
Этапы и операции оценки |
Методы оценки |
|
1 |
Формулирование целей и задач оценки |
Аналитический | |
1.1 |
Анализ конкурентной среды и выявление товаров-конкурентов |
То же |
|
1.2 |
Выбор анализируемого и базового товаров-конкурентов |
То же |
|
2 |
Выбор номенклатуры показателей конкурентоспособности |
Экспертный |
|
2.1 |
Отбор потребительских критериев конкурентоспособности товаров |
То же |
|
2.2 |
Отбор экономических критериев |
То же |
|
3 |
Определение действительных значений измеряемых показателей анализируемых и базового товаров-конкурентов |
То же |
|
3.1 |
Оценка единичных показателей качества товаров |
Органолептический, измерительный |
|
3.2 |
Оценка привлекательности товаров-конкурентов по ассортиментной принадлежности |
Экспертный, социо-логический |
|
3.3 |
Определение цены анализируемых и базового товаров-конкурентов |
Регистрационный |
|
3.4 |
Определение коэффициентов весомости |
Экспертный |
|
4 |
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности товаров |
Расчетный |
|
4.1 |
Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества |
То же |
|
4.2 |
Расчет группового индекса по показателям качества |
То же |
|
4.3 |
Расчет индекса конкурентоспособности по ассортиментной характеристике |
То же |
|
1.4 |
Расчет индекса конкурентоспособности по экономическим показателям |
То же |
|
4.5 |
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности |
То же |
|
5 |
Разработка маркетинговых мероприятий по поддержанию и повышению достигнутого уровня конкурентоспособности анализируемого товара |
То же |
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.
Приведем одну из методик расчета конкурентоспособности товара, основанную на определении перечня параметров, подлежащих анализу: потребительных, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем — групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности по одной группе параметров, наиболее важных для потребителей.
Примерная последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара следующая.
1. Определяют единичные
показатели
qi = (Pi / Pi0) * 100% ( 1)
qi = (Pi0 / Pi) * 100% ( 2)
где q i — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Р i — величина i-го параметра для анализируемого товара; Р i0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.
Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2).
2. По единичным показателям
рассчитывают групповые
Iпп = ∑ ni=1 ai * qi (3)
где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.