Методы и процедура маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности ……………………5
1.1 Основные цели маркетинговой деятельности…………...…….…..5
1.2 Развитие маркетинга в России и за рубежом………………………8
1.3 Схема маркетингового исследования………….………...………..16
2. Методы маркетинговых исследований рынка………………………..17
2.1 Классификация методов маркетинговых исследований…...…....18
2.2 Качественное маркетинговое исследование…..………………….19
2.3 Количественное маркетинговое исследование…….……………..22
2.4 Mix-методики в маркетинговых исследованиях….……...……....23
3. Возможные направления маркетинговых исследований рынка….....26
3.1 Методы оценки емкости рынка………….………...………………28
3.2 Исследования потребительского и производственно-технического рынков……………………………………………………………………………31
3.3 Исследования товарного рынка….…………...…………………...32
3.4 Организация маркетинговых исследований на примере компании «Корвет»………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованного материала……………………………………..41

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования Российской Федерации

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский  Государственный Открытый Университет 

им. В.С. Черномырдина

 

 

Факультет: «Государственное управление и менеджмент»

Кафедра: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине  «Маркетинг»

На тему: «Методы  и процедура маркетинговых исследований»

 

 

                                                                         Выполнила: студентка 2 курса

                                                        Заочного отделения

Головина О.И. группа М.О.

                                                   Шифр – 1510810

Проверил: Ст. преп. Болотников С.В.

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности  ……………………5

    1.1 Основные цели маркетинговой деятельности…………...…….…..5

    1.2 Развитие маркетинга в России и за рубежом………………………8

    1.3 Схема маркетингового исследования………….………...………..16

2. Методы маркетинговых  исследований рынка………………………..17

    2.1 Классификация методов маркетинговых исследований…...…....18

    2.2 Качественное маркетинговое исследование…..………………….19

    2.3 Количественное маркетинговое исследование…….……………..22

    2.4 Mix-методики в маркетинговых исследованиях….……...……....23

3. Возможные направления маркетинговых исследований рынка….....26

    3.1 Методы оценки емкости рынка………….………...………………28

    3.2 Исследования потребительского и производственно-технического рынков……………………………………………………………………………31

    3.3 Исследования  товарного рынка….…………...…………………...32

    3.4 Организация маркетинговых исследований на примере компании «Корвет»………………………………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………..40

Список использованного материала……………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том  случае, когда рассматриваются не только как процесс получения  труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.

Всё большее  число некоммерческих организацией обнаруживает, что нуждается в проведении исследований, которые по способам и методам проведения родственны маркетинговым. Это позволяет расширительно толковать цель исследований, снимая коммерческую направленность в принятии решений.

Маркетинговые исследования могут касаться различных сфер деятельности и решать следующие задачи: изучение политики цен, анализ сбыта, изучение каналов распределения и стимулирования сбыта, изучение средств рекламы, и ее эффективности и т.д.

Маркетинговые исследования проводятся, как правило, по какой-либо комплексной маркетинговой проблеме, актуальной для фирмы в настоящий момент. Многие крупные компании имеют для этой цели собственные отделы, содержащие от одного до нескольких десятков сотрудников. Это могут быть специализированные отделы или отделы, выполняющие близкие функции, например, отделы экономической информации, отделы сбыта и т.д.

Понятие маркетингового исследования рынка определяется как  объективный сбор, регистрация и  анализ всех фактов по проблемам, относящимся  к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинговые исследования также могут охватывать все виды исследовательской деятельности, связанные со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией.

С переходом  на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представлять к определённому сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимания уделять прогнозированию и планированию своей деятельности, и это была их весьма существенная ошибка. Как показывает анализ, такие предприятия в своём значительном большинстве оказались в тяжёлом финансовом положении или стали банкротами.

При переходе предприятия  на рыночную систему отношений ему необходимо самому разрабатывать стратегию поведения на рынке, ценовую политику, политику борьбы с конкурентами.

Важной задачей  планирования является анализ предшествующей деятельности, выявление допущенных ошибок и просчётов, стремление предотвратить их в будущем. Такой подход требует при необходимости корректировки планов, составления их разных вариантов в случаях, если сложно точно предсказать будущее.

Неопределённость, как и риск, сопутствует разработке и выполнению планов. Она исходит  от внешней среды организации и определяется её переменными.

Важно учитывать, что на деятельность предприятия  могут влиять факторы, которые не носят экономического характера. К  ним относятся природные явления, технические катастрофы, военные  действия различного масштаба и другие причины.

Влияние факторов, вызывающих экстремальные ситуации в деятельности организации, планированию не поддаётся. Следовательно, планируется  лишь то, что возможно подвергнуть  этой процедуре.

 

 

 

1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности

1.1 Основные  цели маркетинговой деятельности

Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления  обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация  распределения, установление цен, развертывание  службы сервиса.

По отношению  к рынку маркетинг имеет 2-стороннюю  структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями.

При проведении маркетинговых исследований руководство  компании получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции компании может принести наибольшую прибыль. С помощью проведения маркетинговых исследований определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать свое предприятие. Проведенные маркетинговые исследования также позволяют понять, каким образом компания должна организовать сбыт своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынки новых изделий, строить стратегию рекламы; определить, какие виды продукции, проданные какому потребителю и в каком регионе принесут наибольшую отдачу на каждый рубль.

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:

- изучение потребителя;

- исследование мотивов его поведения на рынке;

- анализ собственно рынка предприятия;

- исследование продукта (изделия или вида услуг);

- анализ форм и каналов сбыта;

- анализ объема товарооборота предприятия;

- изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

- исследование рекламной деятельности;

- определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

- изучение «ниши» рынка.

Маркетинговая деятельность по изучению потребителя определяет структуру потребительских предпочтений на рынке данной компании.

Исследования  мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование  поведения определенных групп потребителей на рынке.

Анализ рынка  преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам.

Задачей маркетинговой  деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.

Проводимый  анализ систем и методов реализации продуктов с точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно  лучше и эффективнее реализовывать  продукцию данной компании в условиях конкретного рынка, кто может стать торговым посредником.

В целях определения  наиболее экономных путей и способов наращивания объема товарооборота  проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.

Проводимая  маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление главных конкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.

Исследование рекламы помогает определить руководству компании наиболее эффективные способы воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции.

Все вышеуказанные  цели маркетинговой деятельности касаются в основном процесса производства и  распределения товаров и услуг, т.е. маркетинговая деятельность ориентирована на продукт или услугу. Кроме такого направления маркетинговой деятельности существует маркетинг, ориентированный на потребителя. С позиций маркетинга, ориентированного на потребителя, рассматривает определение целей маркетинговой деятельности Филип Котлер, профессор маркетинга Северо-западного университета США. В соответствии с даваемым им определением маркетинга как вида человеческой деятельности «направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена» цели маркетинговой деятельности рассматриваются в следующем аспекте:

- достижение максимально возможного высокого потребления;

- достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

- предоставление максимально широкого выбора;

- максимальное повышение качества жизни.

Однако, как  утверждает сам Ф. Котлер, такой подход к определению целей маркетинговой  деятельности имеет рад недостатков. Существует некоторая часть производителей, которые сомневаются в том, что  возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. « Кредо таких производителей « чем меньше - тем больше». Кроме того, еще ни одному экономисту не удалось измерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Что же касается максимально широкого выбора, то здесь при ближайшем рассмотрении может оказаться, что «реальный выбор» подменяется «мнимым выбором», когда в условиях казалось бы «широкого» выбора в рамках одной товарной категории предлагаемые товары отличаются лишь незначительно.

1.2 Развитие маркетинга в России и за рубежом

Возможности и  эффективность применение маркетинга в значительной степени зависят  от типа рынка, особенностей производимых и продаваемых продуктов, уровня конкурентной борьбы на рынке. В этом плане можно говорить о том, что имеет место все более широкое осознание того, что нет универсальных стандартных, унифицированных рекомендаций по применению концепции маркетинга; все в сфере практического маркетинга чрезвычайно разнообразно и индивидуализированно. Так, скажем, на одном полюсе спектра возможностей применения маркетинга находится маркетинг продуктов единичного производства и четко очертанной сферы их использования (например, крупнотоннажные суда, мощное прессовое и штамповочное оборудование, похоронные услуги), на другом - массовая продукция широкого применения (например, потребительские товары). Массовые продукты в свою очередь можно классифицировать на дифференцированные (например, бытовая техника) и недиференцированные (например, сахар, нефть, металл) продукты. Они могут продаваться на монополистических, олигополистических рынках и на рынках со многими субъектами рыночной деятельности.

В зависимости  от степени вовлеченности организаций  в маркетинг можно выделить три  уровня использования данной концепции:  
- деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления, когда каждый руководитель и специалист ведущих подразделений организации  

 

ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ЦЕН

Страна 

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Россия

121

200

219

239

272

304

325

Австралия

104

116

120

123

128

131

134

Австрия

103

111

112

115

118

119

121

Азербайджан

102

125

135

158

191

193

204

Армения

103

118

121

126

138

142

154

Беларусь

161

384

411

446

512

578

623

Бельгия

103

111

113

115

120

120

123

Венгрия

109

133

138

149

158

165

173

Германия

102

108

110

113

115

116

117

Дания

102

110

112

114

118

120

122

Италия1)

103

112

115

117

121

122

123

Казахстан

108

140

152

169

198

212

227

Канада

103

112

114

117

120

120

122

Киргизия

107

122

129

142

177

189

204

Китай

101

107

109

114

120

120

124

Литва

101

104

108

114

127

133

134

Мексика

106

127

132

137

144

152

...

Нидерланды

105

113

114

116

119

121

122

Норвегия

103

109

112

112

117

119

122

Польша 

106

115

116

119

124

128

132

Республика Молдова

110

162

182

205

231

231

248

Румыния

135

232

247

259

279

295

313

Соединенное Королевство  
(Великобритания)

101

107

110

113

117

119

123

США

103

113

117

120

125

125

127

Таджикистан

137

203

227

276

332

353

376

Украина

112

147

160

181

226

262

287

Финляндия

103

106

108

111

115

115

117

Франция

102

110

112

113

117

117

119

Швейцария

101

104

105

106

109

108

...

Швеция

103

108

109

111

115

115

116

Япония

99,3

98

98

98

99,5

98

97


Информация о работе Методы и процедура маркетинговых исследований