Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:32, курсовая работа
Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности ……………………5
1.1 Основные цели маркетинговой деятельности…………...…….…..5
1.2 Развитие маркетинга в России и за рубежом………………………8
1.3 Схема маркетингового исследования………….………...………..16
2. Методы маркетинговых исследований рынка………………………..17
2.1 Классификация методов маркетинговых исследований…...…....18
2.2 Качественное маркетинговое исследование…..………………….19
2.3 Количественное маркетинговое исследование…….……………..22
2.4 Mix-методики в маркетинговых исследованиях….……...……....23
3. Возможные направления маркетинговых исследований рынка….....26
3.1 Методы оценки емкости рынка………….………...………………28
3.2 Исследования потребительского и производственно-технического рынков……………………………………………………………………………31
3.3 Исследования товарного рынка….…………...…………………...32
3.4 Организация маркетинговых исследований на примере компании «Корвет»………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованного материала……………………………………..41
- экспериментальные или опытные техники -- исследователь создает почти искусственное окружение пытаясь контролировать ложные факторы, которые управляют по крайней мере одной переменной.
2.1 Классификация
методов маркетинговых
Из рисунка 1 видим, что методы маркетинговых исследований делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.
Рис.4
Приведу совет одного известного автора, мнение которого полностью поддерживаю: «Всегда начинайте с вторичной информации, и только когда она исчерпана или отдача от ее использования сокращается, переходите к первичным данным» (Черчилль Г. А. «Маркетинговые исследования»).
Вторичные данные - информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей. Иными словами, вторичная информация - это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения возникшей в настоящий момент проблемы.
Основные достоинства вторичной информации - она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро.
Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет устаревшей, неполной, не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, возможно ненадежной .
Первичные данные - информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.
2.2 Качественное маркетинговое исследование
Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно. Такие исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.
Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.
· Фокус-группа
представляет собой групповое интервью(8-
· Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.
· Анализ протокола
заключается в помещении
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно: разработка, проверка и тиражирование анкеты; формирование выборки; инструктаж интервьюеров; проведение опроса и контроль качества данных; обработка и анализ полученной информации; составление итогового отчета.
Опросы могут различаться:
по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
- по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
- по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж; по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
Как правило, чаще опросы различают по способу контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки.
Метод |
Достоинства |
Недостатки |
Почтовый опрос |
-низкая стоимость -легкость организации опроса -доступен для малой группы исследователей -при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера - низкая стоимость -легкость организации опроса -доступен для малой группы исследователей - могут быть использованы иллюстрации |
-смещение выборки
за счет «самовыборки»: в -респондент
не может уточнить у -низкое качество ответов на открытые вопросы |
Телефонное интервью |
-низкая стоимость -опрос может
быть проведен достаточно -пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения -возможен централизованный контроль за ходом опроса |
-охватывает только людей, имеющих телефон -не могут быть показаны вопросник и иллюстрации -по телефону трудно трудно задавать сложные вопросы, поддерживать интерес более 15-20 минут |
Личное интервью |
-есть возможность продемонстрировать продукт -сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени -появляется
возможность слушать живую -легко задавать сложные вопросы |
-высокая стоимость -присутствует
влияние интервьюера на -требуется большая команда квалифицированных интервьюеров -низкий уровень
контроля за работой |
Рис.5
Личное интервью (face-to-face): Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.
Телефонный опрос: Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.
Почтовый опрос: Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
2.3 Количественное маркетинговое исследование
Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».Данный тип исследований, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п. Основные методы количественных исследований - это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).
Retail Audit (аудит розничной торговли) - это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
Аудит розничной торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям -- структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров.
2.4 Mix-методики в маркетинговых исследованиях
Mix-методики - смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.
Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.
Hall-test - метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
Для проведения
hall-теста представители
- «слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование;
- «оценочное» (один товар) и «сравнительное» (несколько аналогичных товаров).
Данный метод применяется:
- для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения;
- при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании;
- для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы).
Среди недостатков можно упомянуть трудоемкость организации тестирования. Преимуществом методики является возможность предъявления и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной, вкусовой, а также их комбинаций.
Home-test - тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара.
Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.
Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда - по сравнению с другими продуктами).
В данном тесте преследуются следующие решения задач; позиционирование нового товара, относящегося к определенной товарной группе; проверки восприятия потребительских свойств товара; выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей; определения оптимальной цены товара и других характеристик.
К недостаткам
метода можно отнести сложность
и дороговизну организации
· Mystery Shopping - метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).
· При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.).
- Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.
- Использование результатов. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.).
- По результатам мониторинга на основе вычисляется общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата (мотивация персонала).
3. Возможные направления маркетинговых исследований рынка
Маркетинговая информация, которую собирают в процессе исследования, бывает двух видов. Первичная - которую собирают впервые для достижения поставленных целей. Вторичная - которая была уже собрана для другой цели. Источниками вторичной информации выступают: финансовая и статистическая отчетность предприятия, данные о сбыте товаров, результаты предыдущих исследований, статистические ежегодник, периодические издания, книги, коммерческая информация, информация от гос., регуляторов и т д.
После обработки и анализа вторичной информации, для тщательного и полного представления о своём продукте компании переходят к сбору первичных данных.
Наблюдение - аналитический
метод, с помощью которого исследователь
изучает поведение
Опрос - предполагает выяснение позиций людей, их взглядов .
Панель - неоднократный сбор информации в одной группе исследуемых через равные промежутки времени.
Эксперимент - метод, с помощью которого можно выяснить реагирования исследуемой группы людей и определенные факторы и на их смену.
Имитация - это метод, который основывается на применении ЭВМ и исследовании связей между различными маркетинговыми данными на соответствующих математических моделях, а не в реальных условиях. Наиболее эффективными средствами сбора первичных данных являются анкеты. Анкеты могут включать в себя закрытые и открытые вопросы! Закрытые вопросы в себе все возможные варианты ответов, а опрашиваемый дает один ответ. Открытые вопросы дают возможность опрашиваемым отвечать своими словами. Существует несколько типов вопросов, используемых в анкетах:
1) альтернативный (два варианта ответа);
2) многовариантных
(три и более вариантов ответа)
3) шкала Лайтера (требует от респондента согласования или несогласия с утверждением);
семантически
шкала (объединяет в себе два противоположных
варианта ответа, на котором респондент
может выбрать точку, которая
совпадает с его чувствами); шкала важности (ранжируют
степень важности какого-либо критерия);в)
оценочная шкала (ранжируют какой-либо
критерий от крайне негативной оценки
в абсолютно позитивной);
Информация о работе Методы и процедура маркетинговых исследований