Методы и процедура маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и задачи маркетинговой деятельности ……………………5
1.1 Основные цели маркетинговой деятельности…………...…….…..5
1.2 Развитие маркетинга в России и за рубежом………………………8
1.3 Схема маркетингового исследования………….………...………..16
2. Методы маркетинговых исследований рынка………………………..17
2.1 Классификация методов маркетинговых исследований…...…....18
2.2 Качественное маркетинговое исследование…..………………….19
2.3 Количественное маркетинговое исследование…….……………..22
2.4 Mix-методики в маркетинговых исследованиях….……...……....23
3. Возможные направления маркетинговых исследований рынка….....26
3.1 Методы оценки емкости рынка………….………...………………28
3.2 Исследования потребительского и производственно-технического рынков……………………………………………………………………………31
3.3 Исследования товарного рынка….…………...…………………...32
3.4 Организация маркетинговых исследований на примере компании «Корвет»………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованного материала……………………………………..41

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Рис.1

(маркетинга, НИОКР,  производственного, снабжения, сбыта,  планово-экономического и др.) планирует  и оценивает свою деятельность  через призму рыночной ситуации и запросов потребителей;  
- в организации используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство продукции исходя из изучения спроса и конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и др.); - в организации изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, ценообразование с учетом спроса и др.).

Представляется, что в нашей стране в настоящее  время применение маркетинга как  цельной концепции рыночного  управления скорее исключение, нежели правило. Речь идет в первую очередь  об организациях, выпускающих продукцию или оказывающих услуги, предназначенные для массового потребителя. Многие такие организации действуют в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия принятия самостоятельных согласованных решений по всем элементам комплекса маркетинга. Имеется ввиду формирование товарной, ценовой и сбытовой политик, а также политики в области продвижения товара. К числу таких организаций относятся прежде всего частные и акционерные предприятия небольших и средних размеров, которые быстрее адаптируются к рыночной экономике.

ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ОБЪЕМА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 
(в сопоставимых ценах; 2000=100)

 

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Россия 

111,0

168,8

192,7

223,7

254,1

241,1

256,4

Азербайджан

110

170

192

220

255

277

301

Армения

116

185

208

231

242

244

246

Беларусь

129

214

251

289

346

358

414

Болгария

103

168

190

226

246

227

212

Венгрия

104

134

141

138

136

128

126

Германия 

100,2

99,7

100

99

99

96

97

Италия

99

95

96

96

94

92

93

Казахстан

116

184

212

235

242

236

277

Канада

103

119

125

132

137

135

141

Киргизия

106

165

191

217

237

237

231

Польша 

101

112

126

140

146

151

161

Республика Молдова

115

202

216

233

253

241

252

Румыния1)

99,9

149

178

214

258

232

219

Соединенное Королевство  
(Великобритания)

        105

126

130

135

138

140

142

США

99,8

109

111

111

106

99

104

Таджикистан

101

202

223

236

259

292

314

Узбекистан

110

129

148

171

202

236

              270

Украина

115

237

300

386

456

377

              414

Франция

103

117

120

125

127

126

              131

Япония

99

99

99

99

98

97

             99,8


 

Рис.2

Более реальным для нашей страны в существующих условиях является использование групп  взаимосвязанных методов и средств  маркетинговой деятельности, а также  отдельных элементов комплекса  маркетинга. Здесь еще раз следует  подчеркнуть, что маркетинг в  арсенале средств повышения эффективности ведения бизнеса может играть разную роль: иногда его возможности являются чрезвычайно высокими, но в ряде случаев главное внимание следует уделять другим подходам к получению высоких результатов деятельности.

В условиях становления рыночных отношений можно выделить следующие факторы, препятствующие применению маркетинга: диктат производителя (монополизм), особенно в сфере сырьевых и энергетических ресурсов, психологические барьеры на пути к рынку, криминогенный характер рыночных отношений.

Первый фактор прежде всего проявляется в навязывании  потребителю необходимых ему  продуктов по высоким ценам. При  невозможности выбора нужного товара, слабости законодательной базы по защите интересов потребителей, последние  поставлены в полную зависимость от производителя, который и без маркетинга легко реализует свою продукцию по высоким ценам, снижая ценовую конкурентоспособность конечной продукции. Однако мы имеем уже достаточно примеров, когда монополизм был быстро разрушен не изнутри, путем создания новых производств, что в условиях экономического кризиса является трудновыполнимой задачей, а извне – путем открытия внутреннего рынка для импортной продукции. Для таких изменений не требуются инвестиции, и ситуация на внутреннем рынке может радикально измениться за короткий срок. Поэтому для руководителей и сотрудников предприятий-монополистов лучше не ждать, когда грянет гром, а заранее начать заниматься маркетингом.

Психологические барьеры на пути к рынку прежде всего выражаются в отсутствии рыночной мотивации у значительной части руководителей, специалистов и населения. Мы традиционно привыкли получать от государства зарплату, жилье, помощь в решении многих своих проблем (в сфере образования, здравоохранения, отдыха).

ОБСЛУЖИВАНИЕ  НАСЕЛЕНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

(Данные Минздравсоцразвития  России, расчет Росстата)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число станций (отделений) скорой медицинской помощи (на конец года)

3276

3223

3091

3029

2992

2840

Численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах, человек:

           

всего, млн.

51,5

51,6

51,9

51,1

51,2

50,7

на 1000 человек  
   населения

362

362

365

360

361

355


Рис.3

Государство решало, что производить, кому сбывать продукцию, обеспечивало ресурсами. Неразвитость рыночного менталитета является серьезным тормозом в осознании  необходимости использования концепции  маркетинга. Здесь вспоминается такой случай, рассказанный одним американским профессором. В начале 90-х годов он со своими коллегами по консультационной деятельности посетили ряд российских предприятий ВПК с целью оказания им помощи по осуществлению конверсии. Посетили они и одно из предприятий, выпускающее подводные лодки и находящееся в бедственном финансово-экономическом положении. Руководству этого предприятия после первоначального изучения данной проблемы было предложено освоить выпуск автоматизированных миниэлеваторов. Дало в том, что во всем мире они очень широко используются, а в те годы в России рассчитывали на быстрый рост фермерских хозяйств. Подобную продукцию никто в России не выпускал. Руководство предприятия отвергло данное предложение, ссылаясь при этом на потерю высокой технологии и квалификации персонала (“После подводных лодок мы будем “клепать” какие-то консервные банки”?). Американцу такой подход был непонятен. Он по этому поводу говорил, что американский бизнесмен, терпящий экономическое бедствие, как утопающий, хватающийся за соломинку, будет использовать любую возможность, пусть даже временную, чтобы “не утонуть”.

Многие руководители и специалисты традиционно мыслят производственными, а не рыночными  категориями. Это положение хорошо иллюстрирует следующий пример второй половины 80-х годов, когда в СССР в ходе хозяйственной реформы осуществлялся переход на концепцию “4 С” (самоокупаемость, самофинансирование, самостоятельность и самоуправление). Руководство предприятия, выпускающего белье и одежду из искусственного шелка, обратилось за помощью к экономистам МГУ им М.В. Ломоносова. Просьба состояла в выработке рекомендаций по повышению показателей экономической эффективности производственной деятельности (производительности труда, рентабельности, прибыльности). Прежде чем заниматься производственно-экономическими вопросами, экономисты МГУ провели социологическое исследование среди женщин экономического факультета. Им были продемонстрированы образцы продукции данного предприятия и спрашивалось, купили бы они эту продукцию. Большинство женщин ответило - нет. Следовательно, прежде всего надо было изучить рыночный спрос, в соответствии с ним изменить ассортимент выпускаемых товаров, исходный материал (искусственный шелк), а уж только после этого добиваться производственно-экономической эффективности.

В настоящее  время в России, вследствие доминирующего  правового нигилизма, развития теневого бизнеса и криминогенной обстановки, многие организации и предприятия (а скорее их владельцы и руководители) остаются на экономическом плаву и даже добиваются успехов зачастую за счет нарушения законов, ухода от уплаты налогов и т.п., а не за счет эффективного управления, в том числе использования маркетинга. Данное обстоятельство существенно снижает интерес к нему, как впрочем и к другим легальным подходам и методам повышения эффективности деятельности.

Сюда же относится  достаточно широкое использование  методов недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся:, установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; навязывание дискриминационных коммерческих условий; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; тайный сговор и создание тайных картелей; распространение ложной информации о конкурентах; заимствование торговых марок, копирование (имитация) продуктов конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Другой российской особенностью перехода к рынку является взятие под контроль рынков различных  продуктов криминальными и полукриминальными  структурами. Казалось бы, владельцам и сотрудникам частных коммерческих предприятий надо как можно скорее брать на вооружение маркетинг (изучать запросы потребителей, адаптировать под эти запросы ассортимент товаров, искать выгодные каналы поставок этих товаров, добиваться преимуществ в конкурентной борьбе путем снижения цен), однако во многих случаях это не представляется возможным в силу указанных причин.

Можно надеяться, что власти в России в конце  концов создадут условия для правового  развития деловой активности по понятным и законным правилам. В этом случае существенно возрастет роль маркетинга как “законного” инструмента повышения эффективности деятельности организаций и предприятий.

В заключение можно  отметить, что по мере вхождения  России в цивилизованные рыночные отношения, осознания роли маркетинга как инструмента повышения эффективности решения разнообразных проблем жизни общества, роль маркетинга будет усиливаться и его инструменты все более будут адаптироваться к конкретным рыночным условиям и специфике деятельности отдельных организаций.

1.3 Схема маркетингового исследования

Маркетинговое исследование, это затратная часть  бюджета, от эффективности проведения которого зависит дальнейшее направление  развития и позиционирования предприятия  на рынке. По этому на многих предприятиях существуют собственные маркетинговые службы от которых зависит правильность проведения исследования.

Ниже дается определение маркетинговых исследований, их роли в маркетинговой информационной системе и описание основных пяти этапов маркетингового исследования.

- Выявление проблем и формулирование целей исследования

- Отбор источников информации

- Сбор информации

- Анализ собранной информации

- Представление полученных результатов

- Для выявления существования проблемы есть несколько способов:

- Проблема появляется в ходе вторичного обследования, когда основная цель данного исследования не была выдвинута.

- Экспертные оценки (высказывают свои суждения специалисты в этой области)

- Фокус-группы, являющиеся разновидностью качественных методов исследования, когда группа участников дискуссии (8-12 человек) подвергается тщательному изучению с целью выяснения их отношения к предмету, предприятию, концепции и идее...

После этого  управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели могут быть:

- Поисковыми, то есть предусматривать сбор каких-либо предварительных данных, проливающих свет на проблему,

- Описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений,

- Экспериментальными, то есть предусматривать проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи.

План исследования основывается на уже имеющейся информации описательного характера, при этом выбираются основные методы исследования, включая методы определения выборки. Определить критерии отбора, дать точные формулировки вопросов в интервью, время получения данных; рассчитать бюджет маркетингового исследования.

На втором этапе  необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути её наиболее эффективного сбора.

Под маркетинговой  информацией понимают цифры, факты, сведения, необходимые для обеспечения  аналитических целей. Во избежание ошибок и неверных выводов необходимо проверить надежность и достоверность данных, а также обеспечить репрезентативность.

Исследователь может собирать первичные и вторичные  данные, или те и другие одновременно.

Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей.

Первичные данные - информация, собранная впервые, для  какой-то конкретной цели.

 

2. Методы  маркетинговых исследований

Методически, все маркетинговые исследования подразделяются на:

- качественное маркетинговое исследование - приемы и методы, позволяющие определить глубинные мотивы принятия потребителями решений о покупке, ассоциации, вызванные продуктом, маркой, возможные варианты отношения к рекламе и т. п.

- количественное маркетинговое исследование - обычно используется для получения заключений - проверяет конкретные гипотезы - использует технику случайной выборки для того, чтобы сделать выводы обо всём населении - затрагивает большое количество респондентов .

- наблюдательные техники - исследователь наблюдает социальные явления в естественных условиях - наблюдение может быть перекрестным (все наблюдения делаются в одно время) или последовательным (наблюдения происходят в несколько временнымх периодов).

Информация о работе Методы и процедура маркетинговых исследований