Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации процесса сегментирования рынка и позиционирования товара на рынке.
Основными задачами работы являются следующие:
- определение понятия сегментирования рынка, сущности и критериев;
-изучение этапов процесса сегментирования;
- выбор целевых сегментов рынка;
- изучение позиционирования товаров на рынке, сущность атрибутов;
- рассмотрение современных проблем освоения рынка и позиционирования продукта.
Введение
1 Процесс освоения рынка
1.1 Сущность и критерии сегментирования рынка
1.2 Этапы процесса сегментирования
1.3 Выбор целевых сегментов
1.4 Освоение рынка для нового товара
2 Позиционирование товара на рынке
2.1 Понятие позиционирования
2.2 Сущность атрибутов позиционирования
2.3 Составление карт-схем позиционирования товара
3 Современные проблемы при освоении рынка и позиционировании продукта
Заключение
Список используемых источников
Приведенная классификация ценна для маркетинга тем, что базируется на идее прохождения каждой личностью разных стадий образа жизни. К примеру, люди из группы «поддерживающих» могут перейти в группы «принадлежащих», «соревновательных», «благополучных». Понятно, что такой подход в определенной степени является спорным. В нем можно заметить некоторые изъяны и противоречия. Однако у нас пока такие исследования не проводились, хотя их необходимость очевидна. Если еще некоторое время назад совсем отрицалось наличие в нашем обществе бродяг, бомжей, деклассированных слоев, организованных преступников, с одной стороны, и подпольных «миллионеров», «воров в законе», мафии — с другой, то теперь об этом говорят и пишут открыто. Осталось сделать следующий шаг — провести конкретные маркетинговые исследования.
Поведенческие признаки сегментации являются наиболее образными и, по мнению многих специалистов, составляют наиболее логичную основу для формирования сегментов рынка.
С точки зрения маркетинга, сегментирование по поведенческому признаку позволяет выделить ряд дополнительных и чрезвычайно важных сегментов. Так, с учетом нормы потребления (степени использования) товара можно выделить сегменты, редко потребляющие этот товар. Анализ поведения последних может позволить выявить мотивы отказа от покупки, устранить их путем модификации товара или с помощью маркетинговых средств и добиться увеличения объема продаж.
1.2 Этапы процесса сегментирования
Процесс сегментации включает нескольких этапов:
1. Формирование критериев
сегментации, т. е. ответ на
вопрос, кто является потребителем
товаров фирмы. Следует
·количество базовых переменных сегментирования должно быть таким, чтобы можно было в полной мере описать сегмент;
·выбранные переменные сегментирования должны быть напрямую связаны со стратегической целью фирмы.
2. Выбор метода и проведение сегментации. Обычно используется два подхода: сегментация по выгодам (прямая) и описательная сегментация.
При прямой сегментации определяется перечень критериев сегментации, затем в результате проведенных исследований (например, анкетных опросов) изучаются значения характеристик потребителей, входящих в сегмент. При использовании данного метода затраты больше, чем при описательной сегментации.
Описательная сегментация строится на базе гипотезы о том, что определенная группа потребителей, выделяемая по набору некоторых признаков, обладает определенной потребностью, на удовлетворение которой направлен товар. Одним из основных недостатков данного подхода является, прежде всего, то, что можно «сузить» сегмент и не включить в него тех лиц, которым, по мнению маркетолога, не присуща данная потребность.
3. Выбор целевых сегментов
и распределение ресурсов
4. Позиционирование товара на сегменте.
5. Оценка эффективности процесса сегментации. Например, маркетологам предлагается оценочный лист эффективности процесса сегментации. Стратегия сегментации будет признана эффективной в том случае, если количество положительных ответов максимальное (или приближено к максимальному).
Достижения в развитии информационных технологий способствуют многочисленным изменениям осуществления процесса сегментации. Становится возможной работа с большими массивами информации, ведение баз данных о потребителях и иных субъектах, представляющих интерес для маркетолога, причем существует реальная возможность создания баз данных на всю генеральную совокупность. В свою очередь, располагая данной информацией, можно развивать и внедрять гибкое производство с индивидуальной адресной адаптацией товаров массового потребления, что дает возможность реализовать маркетинг, ориентированный на отдельную личность, или сегментировать рынок до отдельных потребителей.
1.3 Выбор целевых сегментов рынка
После разделения рынка на
группы потребителей и идентификации
потенциала каждой из них компания
оценивает привлекательность
В оценке сегментов рынка учитываются два фактора: (1) общая их привлекательность, а также (2) цели и ресурсы осваивающей его компании.
Во-первых, определяется степень притягательности потенциального сегмента: его размер, темпы роста, прибыльность, возможность экономии от расширения масштабов производства, степень риска.
Во-вторых, фирма должна убедиться
в целесообразности связанных с
данным сегментом инвестиций (их соответствие
поставленным целям и располагаемым
ресурсам). Некоторые привлекательные
сегменты отвергаются по той причине,
что работа с ними не отвечает долгосрочным
целям компании или же потому, что
поставщик не обладает компетенцией,
необходимой для создания более
высокой в сравнении с
Решение о том, на какой
из выделенных сегментов следует
нацелиться, является очень ответственным,
ибо выбор не того сегмента (сегментов)
может обернуться для компании напрасной
тратой денег и лишит внимания
нужные сегменты. Поэтому умение оценивать
сегменты имеет для специалистов
по маркетингу принципиальное значение.
Прежде всего, необходимо определить критерии
для оценки привлекательности сегментов.
Это могут быть такие параметры
развития рынка, как его размер и
потенциал роста; параметры интенсивности
конкуренции — число
Затем специалист по маркетингу должен определить критерии выделения сегментов, не подходящих для компании, т. е. таких, к которым ей запрещают обращаться закон или морально-этические нормы. Чтобы исключить определенные сегменты, некоторые компании просчитывают потенциально высокие риски, например в виде надвигающихся политических беспорядков. Следующий шаг — это оценка вероятных объемов продаж и величины прибыли от оставшихся сегментов и использование этих цифр, наряду с критериями привлекательности, для ранжирования сегментов. Некоторые специалисты определяют порядок ранжирования, начисляя баллы каждому сегменту и отдавая приоритет сегментам с наивысшими баллами (если стратегией или миссией компании не предусмотрен иной метод).
Многие компании останавливают
свой выбор на одном-единственном сегменте
рынка. Проведение концентрированного
маркетинга позволяет компании всесторонне
оценить потребности клиентов и
обеспечить себе прочную рыночную позицию.
Благодаря специализации фирма
добивается сокращения издержек, что
способствует расширению производства
и позволяет увеличить расходы
на рекламу и мероприятия по продвижению
товаров. Кроме того, заняв лидирующее
положение в выбранном
Однако концентрированный
маркетинг предполагает повышенный
уровень риска. Выбранный сегмент
рынка далеко не всегда оправдывает
надежды осваивающей его
Избирательно специализирующаяся компания выбирает несколько привлекательных с точки зрения поставленных целей и имеющихся ресурсов рыночных сегментов. Целевые сегменты могут быть как сходными, так и различными, но каждый из них обещает компании высокие доходы. Стратегия одновременного охвата нескольких сегментов дает фирме возможность распределить риски.
Некоторые компании концентрируют усилия на выпуске одного товара, но предлагают его нескольким сегментам рынка.
При рыночной специализации
компании сосредоточиваются на удовлетворении
различных потребностей выбранной
группы потребителей. В качестве примера
можно привести маркетинговую политику
фирмы, которая производит и продает
университетским лабораториям большой
ассортимент товаров: микроскопы, осциллографы,
спиртовые горелки, колбы. Она занимает
сильные позиции на выбранном
рынке и становится каналом, через
который поступает все
При полном охвате рынка компания стремится предоставить всем группам потребителей все необходимые им товары. Реализовать стратегию полного охвата рынка способны только очень крупные производители.
Придерживаясь стратегии
недифференцированного
Стратегия дифференцированного
маркетинга предусматривает освоение
компанией нескольких сегментов
рынка, для каждого из которых
разрабатывается отдельная
Поскольку дифференцированный маркетинг приводит к увеличению, как объема продаж, так и издержек, определение его эффективности сопряжено со значительными трудностями. Производителям необходимо проявлять осторожность и избегать разделения рынка на слишком маленькие сегменты. Иначе им, возможно, придется проделывать обратную операцию по слиянию нескольких крохотных сегментов в один.
Обслуживание нескольких
целевых сегментов и
Очень часто компания направляет маркетинговые действия сначала на один целевой сегмент, а затем распространяет на другие.
Если компания решила направить усилия на освоение нескольких сегментов рынка, ей придется уделить особое внимание вопросам взаимосвязи между сегментами с точки зрения издержек, организации эффективной деятельности и развития технологий. Фирма, несущая постоянные издержки (зарплата торговому персоналу, содержание предприятий розничной торговли и др.), имеет возможность в целях сокращения и распределения некоторых видов затрат расширить ассортимент товаров. Появляется возможность получить прибыль от расширения ассортимента, которая не менее существенна, чем экономия от увеличения масштаба продаж. Кроме того, компании значительно выгоднее выявить и попытаться организовать операции не в маленьких, ничем не связанных друг с другом секторах рынка, а в суперсегментах. Суперсегмент — это несколько сегментов, в которых компания проводит одни и те же маркетинговые мероприятия.
Информация о работе Методы освоения рынка и позиционирования продукта