Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа
уПеремены, начавшиеся в республике в 90-е годы, выдвинули на первый план ряд новых экономических форм и понятий, определяющих условия хозяйствования, (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом) взамен ранее применявшимся формам административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность, как индикатор и рычаг управления эффективностью.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации деятельности перерабатывающих предприятий по развитию производства конкурентной продукции……………………………………………………………………...…..5
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика РУППХП «Гомельхлебпром» Филиал «Жлобинский хлебозавод»
2.1. Общие сведения о предприятии……………………………………..10
2.2. Ресурсы предприятия………………………………………………...12
2.3. Производство продукции…………………………………………….14
2.4. Реализация продукции……………………………………………….15
2.5. Экономические результаты деятельности предприятия…………..16
ГЛАВА 3. Маркетинговые решения, принимаемые в РУППХП «Гомельхлебпром» Филиал «Жлобинский хлебозавод»
3.1. Товарная политика…………………………………………………...19
3.2. Ценовая политика…………………………………………………….20
3.3. Сбытовая политика………………………………………………..…21
3.4. Коммуникационная политика…………………………………...…..23
3.5. Организация и управление маркетинговой деятельностью в РУППХП «Гомельхлебпром» Филиал «Жлобинский хлебозавод»………….24
ГЛАВА 4. Оценка и повышение конкурентоспособности продукции РУППХП «Гомельхлебпром» филиал «Жлобинский хлебозавод
4.1. Анализ конкурентоспособности продукции………………………..25
4.2 .Пути и методы повышения конкурентоспособности товара……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..38
Из данных таблицы 2.11 следует, что прибыль от реализации возросла на 80,1 %, балансовая прибыль – на 2,2%, чистая прибыль уменьшилась на 9,7%,выручка от реализации увеличилась на 21,6%, а рентабельность – на 51,2%.
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и др. ресурсов.
Таблица 2.12 – Прибыль и рентабельность по видам продукции
Вид продукции |
Годы | |||||
2010 |
2011 |
2012 | ||||
прибыль, млн.руб. |
рентабельность, % |
прибыль, млн.руб. |
рентабельность, % |
прибыль, млн.руб. |
рентабельность, % | |
Хлебобулочные изделия |
215 |
5,1 |
348 |
7,6 |
276 |
5,5 |
Кондитерские изделия |
-7 |
-2,5 |
-44 |
-10,8 |
-1 |
-0,2 |
По данным таблицы 2.12 можно сделать вывод, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом наиболее рентабельными являются хлебобулочные изделия – 5,5%
Производственная мощность – максимальный возможный выпуск продукции производственной единицы (отрасли промышленности, предприятия, его подразделения, рабочего места) за определенный период.
Таблица 2.13 – Использование производственных мощностей
Показатели |
Годы |
2012г. в % к 2010г. | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
Среднегодовая мощность, тонн |
6062 |
6062 |
6062 |
100 |
Объем производства , тонн |
3461 |
3384 |
3274 |
94,6 |
Коэффициент использования мощности, % |
57,1 |
55,8 |
54,0 |
94,6 |
В том числе по видам продукции: |
||||
Хлебобулочные изделия, % |
54,1 |
52,9 |
50,3 |
92,9 |
Кондитерские изделия.% |
44,8 |
49,3 |
52,5 |
117,2 |
Среднегодовая мощность в 2012г. использована на 100%, объемы производства в 2012г. составили 94,6%, коэффициент использования мощностей составил 94,6%, в том числе по видам продукции: хлебобулочные изделия – 92,9%, кондитерские изделия – 117,2%.
Таблица 2.14 – Показатели финансового состояния
Показатель |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2012г. +/- к 2010г. |
Коэффициент текущей ликвидности (не менее 1,7) |
0,94 |
0,9 |
0,9 |
95,7 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (не менее 0,3) |
-0,18 |
-0,21 |
-0,21 |
116,7 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (не более 0,85) |
0,54 |
0,5 |
0,45 |
83,3 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – отношение разности собственного капитала и стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости оборотных средств. По нормативам он должен бать не менее 0,3. Коэффициент текущей ликвидности – отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Должен быть не менее 1,7. Все показатели финансовой деятельности предприятия находятся в рамках нормативных показателей.
ГЛАВА 3
МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РУППХП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ» ФИЛИАЛ «ЖЛОБИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
На предприятии создана и действует служба маркетинга. На основе данных службы маркетинга строятся оперативные и стратегические планы развития. В современных условиях перед предприятием стоит задача «производить то, что продается», а не «продавать то, что произведено».
Задача службы маркетинга состоит в том, чтобы детально изучить рынок, спрос клиента на определенный вид продукции способность продукции завоевать свою долю рынка, быть конкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией конкурента, постоянно ориентировать и переориентировать все виды деятельности предприятия в направлениях, обеспечивающих его развитие. Концепция маркетинга состоит в обеспечении достижения основных целей определенных стратегией хозяйствования путем целенаправленного регулирования качества продукции, цены товара, оптимизации каналов сбыта. Немаловажным параметром является и престижность продукции, ориентированной на потребителя со средним уровнем дохода.
Специфика бизнеса заключается в ориентации на выбор оптимального ассортимента, повышение качества, разработку качественной и доступной по цене продукции.
Ключевые факторы успеха – качество, цена, имидж, производственные мощности, технологический уровень, сеть дилеров, маркетинг, реклама, финансовые преимущества, сравнительная себестоимость и обслуживание потребителей.
Исходя из всего вышеизложенного, для дальнейшего развития производства Жлобинского хлебозавода была выбрана конкурентная стратегия маркетинга, направленная на усиление рыночных позиций и продвижение на новые рынки.
Для достижения целей маркетинга рассмотрим взаимосвязанные компоненты маркетингового комплекса.
3.1. Товарная политика
Жлобинский хлебозавод производят на данный момент следующие виды продукции:
-Ржано-пшеничный хлеб, в т.ч. заварные по сложной многостадийной технологии;
-Диетические и диабетические изделия;
-Булочные и сдобные изделия;
-Пироги и караваи;
-Слоеные изделия;
-Сладости мучные и сахаристые;
-Кексы;
-Торты, пирожные, наборы пирожных;
-Рулеты бисквитные с разнообразной начинкой и др.
Основным инструментом товарной политики предприятия является использование товарной марки Жлобинского хлебозавода. Будет разработан бренд, для того чтобы продукция хлебозавода сразу ассоциировалась с данным предприятием и отличным качеством.
Большое внимание уделяется упаковке готовой продукции. Увеличивается производство расфасованных и нарезанных изделий.
Ключевой продукцией на данный момент считаются заварные сорта хлеба. Планируется еще больше увеличить объем их производства и реализации за счет расширения рынков сбыта.
Основным направлением товарной политики Жлобинского хлебозавода является:
Ценовая политика Жлобинского хлебозавода определяется «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов № 184 от 10.09.08 года» и изменениями к нему, а также Решением Гомельского областного исполнительного комитета от 22.07.2009г № 680.
Хлеб и хлебобулочные изделия входят в перечень социально-значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь в соответствии с Постановлением № 199 от 17.11.08 года «О предельных ценах на социально-значимые продовольственные товары» и изменениями и дополнениями к нему.
Формирование цен на всю продукцию осуществляется с применением нормативов предельного уровня рентабельности: хлебобулочная продукция – до 15 %; кондитерская продукция – до 30 %; сухарно-бараночная продукция – до 15 %.
3.3. Сбытовая политика
Основным рынком сбыта продукции Жлобинского хлебозавода в настоящее время является г. Жлобин и Жлобинский район. При реализации данного проекта планируется расширение рынков сбыта и более глубокое проникновение на уже существующие.
Для увеличения доли присутствия на рынках г. Жлобина и Жлобинского района Жлобинский хлебозавод намечает:
Для развития внешней торговли необходимо налаживание связей с компетентными посредниками, развитие дилерской и дистрибьюторской сети, организация сети фирменной торговли. Продукция, которая может быть предложена на внешний рынок, должна отвечать самым высоким требованиям качества и быть ниже по цене аналогичной продукции зарубежных производителей. Перспективным направлением является производство заварного хлеба. Важное внимание на предприятии будет уделяться упаковке и маркировке товаров.
Для того чтобы сбытовая политика была эффективной запланировано проведение следующих мероприятий по продвижению продукции на рынки:
Для поддержания имиджа большее внимание должно быть уделено рекламе. Предприятие планирует рекламировать свою продукцию в форме рекламных статей в газетах и журналах на тему здорового питания и полезности новых сортов хлеба, выпуска красочных рекламных буклетов. Наиболее доступными и наиболее эффективными для проведения рекламной деятельности являются:
Реклама у мест продажи. Данный вид рекламы прост в изготовлении. Влияет на предпочтения потенциального потребителя, определяет его выбор при покупке товара в местах продаж. Можно использовать постеры, которые развешиваются на стенах магазина, у витрины с данным видом продукции. Данная реклама очень эффективна при рекламе фирменного знака и непосредственно самого товара. Рекламный материал (постеры) вместе с товаром легко доставляются в любую торговую точку РБ и стран СНГ.
Реклама в СМИ. Целесообразно сотрудничать со специализированными изданиями, поскольку именно через них можно найти заинтересованных в сотрудничестве лиц, особенно в отдаленных регионах, к примеру в России. Газеты: "Гастроном" (РБ), журналы: “Хлебопек” (РБ), “Хлебопродукты” (РФ), “Хлебопекарное и кондитерское производство” (РФ), "Оптовик" (РФ), "Food Market" (РФ).
Участие в выставках, ярмарках. Очень распространенный вид рекламной деятельности, позволяющий непосредственно контактировать с клиентами и непосредственными потребителями представляемой продукции. Всегда есть возможность оценить свою продукцию, выслушать пожелания потребителя, клиента непосредственно общаясь с ним на стенде.
Стратегия маркетинга предусматривает цели роста: роста объема продаж, доли рынка, прибыли и представленности продукции. Цели роста предприятия могут быть сформулированы на следующих уровнях: