Оценка и повышение уровня конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1(теоретическая часть) Оценка и повышения уровня конкурентоспособности товара
Оценка конкурентоспособности товара
Понятие конкурентоспособности продукции
Параметры конкурентоспособности товара
Характеристика различных методов оценки конкурентоспособности
2. Анализ методов и этапов расчёта конкурентоспособности товара
2.1 Анализ конъюнктуры рынка
2.2 Определение набора сравниваемых параметров
2.3 Расчёт показателей конкурентоспособности
3. Пути формирования повышения конкурентоспособности товара
3.1 Треугольник конкурентоспособности
3.2 Влияние ноу-хау на конкурентоспособность товара
3.3 Роль патентов в конкурентоспособности товара
3.4 Бенчмаркинг в конкурентоспособности предприятий и выпускаемых ими товаров
3.5 SEO для увеличения конкурентоспособности товара
Глава 2 (практическая часть) Моё мнение на различные методы повышения конкурентоспособности товара
1. Тизер, плизер и т.д в повышении конкурентоспособности товара
Заключения.
Литература.

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу2.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

qi = Pi : Рi0 * 100%, (8.1)

qi = Рi0 : Рi * 100%, (8.2)

где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Рi – величина i-го параметра для анализируемого товара;

Рi0 – величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.

Из формул (8.1) и (8.2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением “не менее”, применяется формула (8.1); если же исследуемый показатель имеет уточнение “не более”, применяется формула (8.2).

Приведу пример такой оценки. Для черного байхового чая важным показателем является содержание мелочи (согласно ГОСТу 1938-1990 оно не должно превышать 5%). Если в образце, взятом за базу сравнения, по результатам экспертной оценки оно составляет 3%, а в двух других (обозначим их с и d) – 2 и 4% соответственно, то для расчета единичных показателей по этому параметру следует взять формулу (8.2), так как повышение содержания мелочи ухудшает качество чая.

Тогда

q1c = 3 : 2 * 100 = 150%;

qid = 3 : 4 * 100 = 75%.

Таким образом, качество чая с по содержанию мелочи превышает контрольный образец, а чай d уступает образцу.

Если же оценивать конкурентоспособность образцов чая по массовой доле водорастворимых экстрактивных веществ (согласно ГОСТу 1938-1990 их содержание в чае высшего сорта должно быть не менее 35%), то следует взять формулу (8.1), так как увеличение массовой доли водорастворимых экстрактивных веществ улучшает качество чая.

Если в образце, взятом за базу сравнения, оно составляет 36%, в образце с – 37% и в образце d – 34%, то

q2c = 37 : 36 * 100 = 103%;

q2d = 34 : 36 * 100 = 94%.

2. По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле

 

 

где Iпп – групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам;

n – число параметров, участвующих в оценке;

аi – вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости);

qi – единичный показатель по i-му техническому параметру. 

Сумма аi должна равняться 1.

3. В ряде случаев уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле

Ka = Iпп 1 : Iпп 2, (8.4)

где Ka – показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу – товару-конкуренту по потребительным параметрам;

Iпп 1 и Iпп 2 – групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.

4. По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

Обычно величины экономических параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления – Сэ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара: 

Сэ = С1 + С2 + С3 + ... + Сn. (8.5)

Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле

Iэп = Сэ1 : Сэ2, (8.6)

где Сэ1 – цена потребления оцениваемого товара;

Сэ2 – цена потребления конкурирующего товара.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

Как правило, сумма затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену, однако если речь идет о продовольственных товарах и розничных покупателях, обычно учитывается лишь С1 (цена товара).

5. На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности определяют интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия:

К = Iпп : Iэп (8.7)

 

 

 

Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 – уступает, если К = K0 – оба находятся на одном уровне.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.

Рассмотрим один из возможных вариантов определения конкурентоспособности такого популярного товара, как чай. В качестве объектов исследования возьмем пять образцов чая: Пиквик (Индия), Дилма (Цейлон), Липтон (Индия), Милфорд (Индия), Юаньский (Китай).

При определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки. В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка) оценивают по 10-балльной шкале (10 баллов не получает практически ни один чай, за исключением чая “Уникум”, который является идеальным, это цель, к которой нужно стремиться. Такого сверхкачественного чая производится в мире лишь около 100 кг в год.). Но можно использовать и другую шкалу, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5 и соответственно максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20 (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Результаты балльной оценки чая

 

Показатели*

Исследуемые марки

Пиквик

Дилма

Липтон

Милфорд

Юаньский

Аромат и вкус

3

4

5

3

4

Настой

4

4

5

4

4

Цвет разваренного листа

4

5

5

4

3

Внешний вид (уборка)

3

5

5

4

3

Сумма баллов

14

18

20

15

14


* Согласно ГОСТу 1938-90. 

Как видно из табл. 8.1, лучшим по качеству является чай “Липтон” (20 баллов). Несколько уступает ему чай “Дилма” и средними по качеству являются “Пиквик”, “Милфорд” и “Юаньский”.

Таким образом, для расчета единичных показателей конкурентоспособности по потребительным параметрам (в нашем случае это потребительные свойства) за базу сравнения (образец) следует взять чай “Липтон”. Тогда единичные показатели конкурентоспособности будут следующими (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Единичные показатели конкурентоспособности по потребительным (органолептическим) параметрам чая

    (%)

Показатели

Исследуемые марки

Пиквик

Дилма

Липтон

Милфорд

Юаньский

Аромат и вкус

60

    80

100

60

80

Настой

80

    80

100

80

80

Цвет разваренного листа

80

100

100

80

60

Внешний вид чая (уборка)

60

100

100

80

60


На базе единичных показателей найдем групповые показатели конкурентоспособности.

Для показателей, характеризующих органолептические свойства чая, коэффициенты весомости следующие:

■ аромат и вкус – 0,5;

■ настой – 0,2;

■ цвет разваренного листа – 0,1;

■ внешний вид (уборки) – 0,2.

По формуле (8.3) рассчитаем групповые показатели (в баллах) по потребительным параметрам для чая:

Пиквик (60 * 0,5 + 80 * 0,2 + 80 * 0,1 + 60 * 0,2) = 66

Дилма (80 * 0,5 + 80 * 0,2 + 100 * 0,1 + 100 * 0,2) = 86

Милфорд (60 * 0,5 + 80 * 0,2 + 80 * 0,1 + 80 * 0,2) = 70

Юаньский (80 * 0,5 + 80 * 0,2 + 60 * 0,1 + 60 * 0,2) = 74

Групповой показатель чая “Юаньский” существенно выше, чем у чая “Пиквик”, тогда как их балльная оценка одинакова, и выше, чем у чая “Милфорд”, хотя балльная оценка последнего выше. Таким образом, использование коэффициентов весомости позволяет получить более объективные результаты.

Единичные и групповые показатели, отражая степень удовлетворения потребности, все-таки не дают возможность оценить конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Такое сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом применительно к конкретной потребности.

 

 

Сравнивать можно разные образцы. Уровень конкурентоспособности по отношению к чаю “Липтон”, рассчитанный по формуле (8.4), составит для чая:

 

Пиквик 0,66, Дилма 0,86, Милфорд 0,7, Юаньский 0,74

Уровень конкурентоспособности по отношению к чаю “Дилма” составит для чая:

Пиквик 0,76, Липтон 1,16, Милфорд 0,8, Юаньский 0,86

Уровень конкурентоспособности рассчитывается для тех товаров, которые нужно сравнивать.

Таким образом, я рассмотрел в примере простейший вариант определения уровня конкурентоспособности по потребительным показателям без учета экономических показателей. Однако с учетом цены товара результаты могут измениться, поскольку на конкурентоспособность влияет платежеспособный спрос населения.

[6] Информация взята с сайта: http://www.irbis.vegu.ru

 

[7] 1.3 Различные методы оценки конкурентоспособности

Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

– противоположности целей и средств субъектов рынка;

– учета особенностей различных сегментов рынка;

– преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте. То есть в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя – параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества – способности удовлетворять конкретные потребности. Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления. Каждый потребитель, выбирая

 

конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на

единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США (см. прил. 1).

С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство. В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции, выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели – получения прибыли.

Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей, как потребителя, так и производителя.

Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.

Информация о работе Оценка и повышение уровня конкурентоспособности товара