Оценка и повышение уровня конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1(теоретическая часть) Оценка и повышения уровня конкурентоспособности товара
Оценка конкурентоспособности товара
Понятие конкурентоспособности продукции
Параметры конкурентоспособности товара
Характеристика различных методов оценки конкурентоспособности
2. Анализ методов и этапов расчёта конкурентоспособности товара
2.1 Анализ конъюнктуры рынка
2.2 Определение набора сравниваемых параметров
2.3 Расчёт показателей конкурентоспособности
3. Пути формирования повышения конкурентоспособности товара
3.1 Треугольник конкурентоспособности
3.2 Влияние ноу-хау на конкурентоспособность товара
3.3 Роль патентов в конкурентоспособности товара
3.4 Бенчмаркинг в конкурентоспособности предприятий и выпускаемых ими товаров
3.5 SEO для увеличения конкурентоспособности товара
Глава 2 (практическая часть) Моё мнение на различные методы повышения конкурентоспособности товара
1. Тизер, плизер и т.д в повышении конкурентоспособности товара
Заключения.
Литература.

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу2.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Сопоставление в рамках треугольника конкуренции емкости рынка, возможности его сегментации, выгод, предлагаемых потребителю конкурентами и внедряемым проектом, должно дать ответ на вопрос о перспективности проекта в завоевании достаточного рыночного сегмента.             Более подробно проблемы изучения рынка разработчикам проекта предстоит решить в соответствующем разделе проекта. Рассмотрим предварительную оценку в связи с разработкой стратегии фирмы (рис. 1).

Рисунок 1 – Треугольник конкуренции

Весьма простым и эффективным средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного SWOT-анализа. SWOT - аббревиатура английских слов: Strength – сила (сильные стороны);

 

Weakness – слабость (слабые стороны); Opportunities – возможности; Troubles – угрозы. Расположение и анализ информации о внешней среде, сильных и слабых сторонах фирмы поможет предпринимателю трезво оценить свою ситуацию на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.

Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны компании, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления и, соответственно, корректирует в соответствии с ними все содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.

[9] Информация взята с сайта http:// www.allbest.ru

 

 3.2 Влияние ноу-хау на конкурентоспособность товара

[10] Конкуренция между товаропроизводителями начинается задолго до того, как продукт поступит на рынок, - на стадии исследования и опытно-конструкторских разработок нового продукта и новой технологии его изготовления. При этом имеют место две характерные задачи развития продукта:

  • прямая задача развития, направленная на создание продукции для удовлетворения назревших или прогнозируемых потребностей общества. Данная задача решается по схеме: изучение (прогнозирование) потребностей (обоснование требований к параметрам качества продукта) -> научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки вариантов новой продукции -> технологическая подготовка производства -> изготовление конкурентоспособных вариантов новой продукции -> удовлетворение потребностей. Прямая задача свойственна индустриальной эпохе;
  • обратная задача развития, направленная на разработку принципиально новой технологии производства новой продукции, потребность в которой лишь предвидится. Эта задача решается по схеме: исследования и опытно-конструкторские разработки новой технологии -> исследования и опытно-конструкторские разработки вариантов новой продукции -> выявление возможных потребителей новой продукции -> изготовление опытных партий -> привитие потребностей в новой продукции. Данная задача свойственна постиндустриальной эпохе, то есть эпохе, характеризующейся высоким уровнем удовлетворения потребностей (насыщением спроса) и наличием возможностей создания принципиально новых технологий, позволяющих производить принципиально новую

 

продукцию, возобновить (или сформировать заново) спрос и занять лидирующее положение на рынке.

Результаты решения той или иной задачи развития являются решающим фактором успеха в конкуренции на рынке. Особенность конкуренции на стадии исследования и опытно-конструкторских разработок заключается в том, что разработчик новшества может руководствоваться различными мотивами успеха:

  • равенства с конкурентом в достижении выгоды;
  • максимизации собственного выигрыша;
  • максимизации относительного выигрыша.

При создании сложных систем продукции разработчик может варьировать этими мотивами применительно к разработке отдельных элементов системы. Многие зарубежные фирмы при создании такой продукции отдают предпочтение мотивам кооперации.

Все эти виды мотивов относятся к области добросовестной конкуренции. Приоритетность того или иного мотива для каждой из состязающихся сторон определяется, как правило, соотношением их научно-технических потенциалов.

Недобросовестная конкуренция разработчиков имеет место, когда одна или обе стороны придерживаются мотива агрессии, преследующего цель минимизации выигрыша соперника. Наиболее опасной по своим последствиям и наиболее скрытой формой агрессии является рефлексивное воздействие, при котором конкуренту прививаются ложные основания для выбора: рынка, вида перспективной продукции, стратегии развития и принимаемых решений. В настоящее время агрессия в конкуренции еще не стала объектом антимонопольного законодательства.

Эффект инновационной деятельности предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три составляющие:

  • повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;
  • привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;
  • повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

Техническое совершенство товаров и, следовательно, их конкурентоспособность определяются степенью использования в производимой продукции передовых научно-технических решений - результатов интеллектуальной деятельности разработчиков новой техники. Зачастую, а на внешнем рынке в преобладающей степени, в качестве конкурентоспособного товара выступает непосредственно результат

 

интеллектуальной деятельности, то есть неовеществленный продукт. Если же речь идет о воплощенных в образец результатах, определяющим в

оценке конкурентоспособности является степень использования в изделии новых прогрессивных научно-технических решений.

В обоснованных случаях разработчики оставляют итоги своей деятельности в тайне, тем самым придавая им статус деловых секретов ("ноу-хау"). Товар, в котором реализовано "ноу-хау", сохраняет конкурентоспособное преимущество до тех пор, пока сберегается конфиденциальность использованного в нем "ноу-хау". Товаропроизводители, заинтересованные в приобретении этих "ноу-хау" для повышения конкурентоспособности своей продукции, либо заключают соглашения с владельцем "ноу-хау" о возможности их использования, либо пытаются приобрести конфиденциальную информацию неправомерными средствами. Нормы регулирования правоотношений по поводу "ноу-хау" в белорусском законодательстве в настоящее время отсутствуют.

 

3.3 Роль патентов в  конкурентоспособности товара

[10] В отличие от "ноу-хау", то есть конфиденциальной и не получившей правовой охраны информации, в случае патентной охраны, истребование, получение и сохранение которой связано с затратами (порой значительными), государство соответствующей страны, где выдан патент и на территории которой он действует, гарантирует исключительные права патентообладателя на это решение. Так, если в стране реализации товара действует патент на решения, использованные в товаре, это подтверждает их новизну, наличие у патентовладельцев исключительных прав на использование запатентованных решений, позволяет повысить цену на товар, особенно если это решение относится к принципиальной схеме изделия, его основным конструктивным решениям и влияет на достижение положительного эффекта от использования товара.

Вопрос о правовой (патентной) защищенности товара можно считать одним из определяющих при заключении контрактов на поставку или лицензионных соглашений. Учитывая, что правовая охрана (особенно за рубежом) - это дорогостоящая операция, товаропроизводителю необходимо принимать во внимание сущность подлежащего патентованию решения и его значимость в товаре, круг стран патентования, перспективу реализации товара, в частности объем и сроки продаж товара, а также расходы, связанные с подачей заявок, получением и поддержанием патентов в силе. Большое значение имеет выбор оптимальной процедуры патентования (традиционная, с использованием систем Евразийского патента, Договора о патентной кооперации (РСТ), Европейского патента и т. д.).

Немаловажным фактором, определяющим конкурентоспособность товара, является его патентная чистота. Отсутствие патентной чистоты изделия, то есть наличие действующих "чужих" патентов, использованных в изделии, не только способно снизить конкурентоспособность товара,

 

лишить возможности поставлять его на рынок, где действуют "чужие" мешающие патенты, но и чревато последствиями (конфискация товаров, значительные материальный и моральный ущерб и т. д.).

Если обойти мешающий патент невозможно, нужно проработать вопрос о его покупке, получении лицензии на использование, обмене лицензиями (перекрестном лицензировании) и т. д. В любом случае перед поставкой изделия необходимо проверить его патентную чистоту в отношении стран поставки. Следует отметить, что экспертиза на патентную чистоту - достаточно трудоемкая и дорогостоящая операция.

На конкурентоспособность изделий существенно влияют их внешнее оформление, дизайнерская проработка, соответствие эргономическим требованиям. Новизна и оригинальность художественно-конструкторского решения подтверждаются охранным документом (регистрацией) в качестве промышленного образца. Изделия, обеспеченные правовой охраной в качестве промышленного образца, более конкурентоспособны и реализуются, как правило, по более высокой цене.

Определенная роль в повышении конкурентоспособности товаров отводится товарным знакам (знакам обслуживания). Товарные знаки, зарегистрированные за определенными производителями определенных товаров, зачастую ориентируют потребителя на приобретение товаров именно этого производителя, если он уже удачно зарекомендовал себя на рынке аналогичной продукции. В этой связи заслуживает внимания регистрация договоров коммерческой реализации (франшизы), которая подтверждает значимость фирменного наименования и товарного знака (знака обслуживания) товаропроизводителя, если его продукция конкурентоспособна на рынке.

Если качество и конкурентоспособность товара главным образом определяются использованием сырья, материалов, компонентов, ингредиентов из определенного географического региона, традициями производства в регионе и этот товар зарекомендовал себя как качественный и конкурентоспособный. Снабжение продукции наименованием места происхождения, получившим соответствующую регистрацию, может способствовать повышению конкурентоспособности товара.

Формированию конкурентных преимуществ товаропроизводителей способствует также информация о количестве патентов, принадлежащих фирме на решения, используемые в ее продукции, количестве проданных и приобретенных лицензий, объемах продаж, в том числе экспортных, и т. д.

Технология, используемая производителем, влияет на качество товара и его себестоимость. Если технология изготовления товара является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность изготовленного по этой технологии товара. Выбор технологии товара влияет, в первую очередь, на его себестоимость, и здесь

 

уже определяющими становятся экономические параметры и их учет в оценке конкурентоспособности.

В аспекте инновационной деятельности можно выделить две категории производителей:

  • производителей интеллектуального продукта, в частности НИИ, КБ, индивидуальных изобретателей и других авторов;
  • производителей овеществленной продукции (заводы, опытные производства, внедренческие фирмы и другие производства), использующих (иногда создающих и использующих) интеллектуальный продукт.

Инновационная активность первой группы товаропроизводителей характеризуется в основном количеством и качеством созданных инноваций, а также количеством и качеством использованных чужих научно-технических результатов. Как показывает анализ практики зарубежного патентования отечественных научно-технических результатов, преобладающая их часть обеспечивается патентной охраной с целью эффективной продажи лицензий на эти результаты, а не защиты экспорта отечественной материализованной продукции в силу отсутствия возможности освоить результат в производстве. В этих условиях плоды интеллектуальной деятельности НИИ, КБ, отдельных ученых, исследователей и разработчиков становятся товаром.

Для второй группы товаропроизводителей определяющим в оценке их инновационной активности является не столько создание, сколько использование в овеществленной ориентированной на рынок продукции новых и передовых научно-технических результатов. Одной из наиболее активных легальных возможностей повышения конкурентоспособности отечественной продукции (в первую очередь машинно-технической) становится освоение конкурентоспособных результатов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки)  на основе заключения лицензионных соглашений и соглашений об уступке права на охранный документ (например, патент).

[10]Информация взята с сайта: http://www.inventech.ru

 

 

 

3.4  Бенчмаркинг в конкурентоспособности  предприятий и выпускаемых ими  товаров

 

[11] За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % компаний. В Беларуси уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности товара, но пока таких компаний единицы. Однако потенциал бенчмаркинга велик, и в ближайшее время эталонное сопоставле- ние займет свое законное место в арсенале менеджеров.

[11] Информация взята из книги: Альпина Бизнес Букс “Модели менеджмента ведущих корпораций”.

Информация о работе Оценка и повышение уровня конкурентоспособности товара