Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа
Таким образом, целью настоящей курсовой работы является рассмотрение мерчендайзинга как способа оптимизации торгово-технологического процесса.
Учитывая значимость и актуальность поставленной цели, на основе теоретического и практического анализа в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов исследования эффективности мерчендайзинга;
- оценка эффективности применения мерчендайзинга в Торговом Центре «Проспект»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию мерчендайзинговой деятельности в ТЦ «Проспект».
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты исследования эффективности мерчендайзинга.5
1.1 Историческое развитие мерчендайзинга………………………………...5
1.2 Сущность, способы, методы мерчендайзинга…………………………..7
1.3 Управленческие решения по планировке торгового зала и размещению товаров на торгово-технологическом оборудовании……………..12
1.4 Методы оценки эффективности мерчендайзинга……………………..15
2. Оценка эффективности применения мерчендайзинга в Торговом Центре «Проспект»…………………………………………………………………17
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Концепт» ТЦ «Проспект»………………………………………………………...17
2.2 Анализ использования мерчендайзинга в деятельности ООО «Концепт» ТЦ «Проспект»………………………………………………………...22
2.3 Рекомендации по совершенствованию мерчендайзинговой деятельности в ТЦ «Проспект»……………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………
ТЦ «Проспект» - торговое предприятие. Оно осуществляет розничную продажу товаров, выполняет торговые операции. ООО «Концепт» является юридическим лицом, а, следовательно, имеет собственные средства, самостоятельный баланс и осуществляет законченный торгово-технологический процесс от закупки до продажи.
Розничная торговля предназначена
для доведения товаров
Коммерческими функциями ООО «Концепт», как розничного торгового предприятия, являются:
5) продажа товара.
Предприятие использует следующие виды ресурсов:
- материальные (здания и сооружения, оборудование, транспорт, энергоносители, сырье и комплектующие);
- информационные (информация о клиентах, поставщиках, конкурентах, ценах на данном рынке, появлении новых технологий в этой сфере деятельности, рынке труда);
- трудовые (персонал организации, отличающийся по категориям, образованию, возрасту);
- финансовые (денежная наличность в кассе на счету в банке, кредиторская и дебиторская задолженность).
Розничная торговля ООО «Концепт» осуществляется через форму самообслуживания.
Общая площадь ТЦ «Проспект» составляет 4500 кв. метров, товарная площадь – 3498,8 кв. метров. Торговый центр состоит из двух этажей, а также имеется парковка на 100 машиномест. На общей площади ТЦ «Проспект» размещены: торговый зал, подсобные помещения, административные помещения, складские помещения. ТЦ «Проспект» оказывает услуги по сдаче торговой площади в аренду индивидуальным предпринимателям, занимающимся торговлей. Так, в ТЦ «Проспект» покупатели магазина могут приобрести не только продукты питания, но и совершать покупки одежды, обуви, кожгалантереи, парфюмерно-косметических товаров и др.
Ассортимент товара глубок и широк. Это обеспечивается большим количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе и большим количеством товарных групп, предлагаемых магазином.
ТЦ «Проспект» из продовольственных товаров предлагает колбасные, хлебобулочные, кондитерские изделия, кисломолочные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, консервацию, бакалею, овощи и фрукты, замороженные продукты и другие; из непродовольственных – одежду, посуду, хозяйственные товары, игрушки, бытовую химию, книги и другие товары.
Также в недавнем времени в ТЦ «Проспект» организовано производство полуфабрикатов и выпечки.
Миссия ТЦ «Проспект» – удовлетворять запросы потребителей в качественных товарах, в широком ассортименте, по низким ценам.
Цели ТЦ «Проспект»:
– увеличить занятость населения;
– улучшить обеспечение
населения качественными
– оказать реальную
поддержку отечественному
– обеспечить здоровую конкуренцию и снизить уровень цен на товары и услуги.
– участвовать
в разрешении социальных
Торговлей продовольственными товарами в г. Пенза занимаются торговые оптовые фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители.
В ТЦ «Проспект» были созданы благоприятные условия для покупателей, и в 2012 году торговое обслуживание осуществляло 278 работников, в том числе 162 продавца предприятия.
Прежде всего, это просторные и удобные торговые залы. Было установлено два бесшумных эскалатора, которые могли доставлять с этажа на этаж 150 человек в минуту, промышленная телевизионная установка с 12 телекамерами, размещенными в торговых залах, с помощью которых можно наблюдать за ходом торгового процесса и оперативно его контролировать.
Сейчас ежедневно ТЦ «Проспект» посещает 30 тыс. покупателей. Основной контингент - это жители г. Пензы.
Работники ТЦ «Проспект» делают все, чтобы покупатели не были разочарованы и чтобы у них было желание снова и снова посетить данный магазин.
Высокая эффективность производства достигается созданием социального благополучия коллектива, необходимых условий для удовлетворения духовных потребностей работающих.
Приятный вид, хорошее настроение и манера обращения, искренняя улыбка, профессиональное мастерство - таким является продавец ТЦ «Проспект».
Рассмотрим организационную структуру ТЦ «Проспект».
В подчинении у генерального директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента.
Схему данной организационной структуры можно изобразить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 – Организационная структура ТЦ «Проспект»
Также в подчинении у директора магазина находится специалист по кадрам. Он занимается обеспечением магазина кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовка их к работе на руководящих должностях, отправляет на тренинги. Изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины и др.
Как и на любом другом предприятии за учетом поступления финансовых средств, оплатой счетов, начислением заработной платы и сдачей отчетов занимается главный бухгалтер. В его подчинении находится специалист бухгалтер.
В подчинении у управляющего находятся четыре менеджера, которые являются специалистами на своем отделе. Они составляют заказ на товар, следят за работой продавцов-консультантов. Которые, в свою очередь, ведут работу с покупателями, общаются с ними, помогают определиться с выбором одежды, рассказывают о ее свойствах и предназначении, оформляют документы на продажу за наличный расчет, провожают покупателей на кассу. Кассиры, затем, пробивают чек на оплату товара.
Перспективные направления:
Основные мероприятия по достижению поставленных целей:
2.2 Анализ использования мерчендайзинга в деятельности ООО «Концепт» ТЦ «Проспект»
В рамках визуального мерчендайзинга рассмотрим такой элемент как дизайн магазина и его фирменный стиль.
В набор элементов фирменного стиля ТЦ «Проспект» входят: фирменное наименование, логотип, фирменный блок, фирменные цвета, слоганы, комплект шрифтов, фирменные константы.
Рассмотрим каждый из элементов. Фирменное наименование торгового центра выбрано очень удачно, что является немаловажным для комплексного взаимодействия данного названия с остальными элементами фирменного стиля. Благодаря названию торгового центра «Проспект» любой житель и гость города Пензы без труда определит местонахождения торгового центра – проспект Строителей – одной из самых больших улиц города Пензы.
Проанализируем товарный знак, логотип ТЦ «Проспект». В данном случае используется не товарный знак, а его незарегистрированный аналог - логотип. По виду - это изобразительный логотип, представляющий собой бегущего человечка на зеленом фоне и надписи «Проспект». В целом данный логотип, обладая рядом достоинств (простота изображения, красочность), все же обладает более значительными недостатками (слишком просто, неброско, не запоминаемо).
Немаловажно также цветовое оформление логотипа, несущее также эмоциональную окраску. Данный логотип изображается практически во всех рекламных материалах в зеленом цвете, который, хотя и олицетворяет свежесть и естественность (что должно быть и хотели подчеркнуть разработчики), но без сочетаний с другими цветами создает вялую атмосферу, вызывает ощущение «обделенности».
Фирменные лозунги (слоганы). Торговый центр использует следующие слоганы: «Магазин Моего района», «Самые близкие низкие цены», «Хочется больше всего» и др. Из всех слоганов, применяемых торговым центром, выделяется только один слоган, который более-менее отвечает требованиям по созданию и воздействию его на потребителя – «Магазин Моего района». Но абсолютно все слоганы не обладают художественной ценностью, высшим проявлением которой является запоминаемость слогана (все фразы достаточно «заезжены» и не могут вызывать любопытства).
Корпоративными цветами ТЦ «Проспект» являются сочетание светло- с темно-коричневым с оттенком красного и зеленый цвет. Идея выбора светло- и темно-коричневого (но с оттенком красного) цвета на первый взгляд правильна. Но при выборе цвета разработчикам нужно было учитывать не только ориентацию на целевой рынок, но и сочетаемость с внешней обстановкой. Кроме того, следует обратить внимание на цветовое оформление рекламных материалов. Применение фирменных цветов предполагает их использование на всех носителях фирменного стиля. Но этого не происходит: фирменные цвета торгового центра не выделяются из общей массы используемых цветов различных оттенков, поэтому не дают никакого эффекта. Кроме того, эти цвета не совпадают с цветами логотипа и сайта ТЦ «Проспект». Эта дисгармония нарушает единый стиль компании. Сайт фирмы выполнен в голубых тонах. Как известно, голубой цвет настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой - цвет мира и всеобщей гармонии.
Анализ использования мерчендайзинга в деятельности организации начнем с оценки планировки торгового зала ТЦ «Проспект».
ООО «Концепт» ТЦ «Проспект» представлен в формате «Classic», его торговая площадь составляет 3 498,8 м2.
Определим, насколько эффективно в исследуемом торговом центре произведено разделение общей площади магазина и торговой. Для этого используется коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина, рассчитываемый по формуле:
Кэ=Sт.з./So
К = 3498,8 / 4500 = 0,78.
Таким образом, согласно рассчитанному коэффициенту эффективности, торговый зал занимает 78% общей площади магазина. Данное значение коэффициента говорит об эффективном использовании площади здания торгового центра, что оптимально для осуществления функций по реализации товаров и обслуживания клиентов.
Далее ознакомимся со
схемой расстановки торгового
В торговом центре «Проспект» применяется линейный вид технологической планировки торгового зала. Данный вид планировки торгового зала представляет схему размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно ей выстроены и линии торгового оборудования. При этом кассовая зона расчета располагается перпендикулярно.
Линейная планировка торгового зала в ТЦ «Проспект» позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах.
Применение линейной планировки для размещения в торговом зале «Проспекта» торгово-технологического оборудования дает возможность удобства ориентации и предоставления клиентам достаточного для продвижения по залу пространства, а с другой – его эффективного, рационального использование.
Поскольку торговый центр очень велик, то эффективным решением является размещение при входе схемы магазина в виде плаката с указанием групп товаров, которые представлены в торговом зале.
Показателем оценки эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), который рассчитывается по формуле:
Ку = Sт.об/Sт.з
Информация о работе Оценка эффективности применения мерчендайзинга в Торговом Центре «Проспект»