Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность. Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества.
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара.
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список используемой литературы.
В сумме экономическая
и социальная способность
Схема параметров конкурентоспособности:
В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:
2.2Методики оценки
Существует множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Методика 1
1. Определение комплексного показателя конкурентоспособности по методике М.Г.Долинской и И.А.Соловьёвым, согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций [9].
Определение единичных показателей конкурентоспособности (q) как отношение величины первого параметра для анализируемого товара (P) к величине первого параметра базового образца (P10)
qi=Pi/Pi0*100% (1.1)
qi=Pi0/Pi*100% (1.2)
2.Из формул (1.1) и (1.2) выбирается
та, которая соответствует
Imn=∑aiqi
Где n – число технических параметров, участвующих в оценке;
ai- вес i-го параметра в общем наборе;
qi – единичный показатель по i-му техническому параметру;
Imn – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
3.Расчет уровня
К= Imn(1)/Imn(2),
где Imn(1),Imn(2) – показатели конкурентоспособности для первого и второго товаров-конкурентов.
Расчет групповых показателей конкурентоспособности по экономическим критериям, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности).
Определение интервального показателя конкурентоспособности (IК) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:
IK=Imn/C,
где С – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
Imn – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.
Достоинством указанной
Эта методика из всех потребительских
показателей учитывает только качество,
но не учитывает другие основополагающие
характеристики товаров, в частности,
ассортиментную характеристику, что
не позволяет использовать её для
оценки конкурентоспособности
Методика 2.
Методика оценки интеграционного
показателя уровня конкурентоспособности
предложена О.Д.Андреевой и
Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+
где Ц1 – цена рынка;
Р2 – расходы на транспортировку;
С3 – стоимость установки;
С4 – стоимость хранения;
С5 – стоимость технической информации и прочей документации;
Р6 – расходы по обслуживанию изделия;
Р7 – расходы на топливо и электроэнергию;
Р8 – расходы на ремонт;
О9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 – стоимость страхования;
С11 – стоимость утилизации.
Расчет показателя конкурентоспособности (К):
К=(Q+С)/ Цп,
где Q – качество товара;
С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3. Определение уровня
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная частота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.
В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара) [9].
Методика 3
Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).
Система баллов наглядно показывает,
что каждому фактору
Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:
К
где Кт — конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); п — количество экспертов; Б — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара; аj— весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 — максимальная оценка фактора.
Методика 4
Дифференциальный метод
Если при оценке по техническим
и экономическим
В случае, когда анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или фактическое значение этого показателя.
При оценке по нормативным параметрам
единичный показатель принимает
только два значения: 1 или 0. Если анализируемый
товар соответствует
В большинстве случаев
Методика 5
Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.
Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических параметров и их весомостей. Для определения весомостей каждого технического параметра в общем наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.
Полные затраты потребителя определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий. А также скорости морального старения товаров данного класса [14].
2.3 Методы
оценки конкурентоспособности
Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет:
Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методике оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиций фирмы на рынке.
Методика 1.Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой».
Бостонская матрица
Относительная доля на рынке |
|||
Большая |
Маленькая | ||
Темпы |
Высокие |
Звезды |
Темные лошадки |
Низкие |
Дойные коровы |
Собаки |
Характеристика матрицы БКГ
Его основу составляет анализ конкурентоспособности
с учётом жизненного цикла товара.
В прямоугольной системе
Методика 2.Заслуживает внимание также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производитель тем выше, чем выше конкурентоспособности его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия[5].
Методика 3.Методы измерения и оценки конкурентоспособности фирм основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых фирмами в своей маркетинговой стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж фирмы и др.. Строительные фирмы предлагают рынку в качестве товара услугу, т.е. лишь потенциальную возможность получения в будущем нового или восстановленного здания, сооружения.
Важнейшей характеристикой эффективности
работы строительной фирмы на рынке
является количество и объем заказов
на производство работ, полученных в
результате открытой конкурентной борьбы
с другими фирмами. Наиболее общей
характеристикой
Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров и фирм