Оценка конкурентоспособности товаров и фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность. Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества.
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара.
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Vosstanovlen.docx

— 165.33 Кб (Скачать файл)

 

Кki=Ri/Ni (2.10)

 

где Кki — коэффициент конкурентоспособности i-ой фирмы;

Ri — количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;

Ni — количество тендеров, в которых принимала участие i-ая фирма.

 

Объемы заказов, выставляемых на тендер, имеют разную величину, поэтому коэффициент  конкурентоспособности целесообразно  определять с учетом объемов подрядов, в денежном выражении:

 

Kkoi=∑Wij (j=1,r)/∑Wij (j=1,n)   (2.11)

 

где Кij — коэффициент конкурентоспособности с учетом объема тендеров;

r — количество тендеров, выигранных i-ой фирмой;

n — общее количество тендеров, в которых принимала участие фирма;

Wij — объем j-го тендера.

Очевидно, что значения коэффициентов  Кki и Кkoi могут совпасть в исключительно редких случаях, поскольку влияние такого фактора, как объем контракта, вносит существенные коррективы в расчет частоты выигранных тендеров. Коэффициент Кkoi в большей степени отражает реальные результаты фирмы в реализации рыночно ориентированной конкурентной политики. Он является подтверждением эффективности работы фирмы по завоеванию лидирующих позиций на данном сегменте рынка.

Однако для успешного управления конкурентоспособностью необходимо рассматривать  оба коэффициента в различных  сочетаниях. Если Кkikoi это означает, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем каждого из которых меньше среднего по данному сегменту рынка [12].

Обратное соотношение Кkikoi свидетельствует о том, что фирма более конкурентоспособна в борьбе за заказы, объем которых больше среднего по данному сегменту рынка.

Приблизительное равенство коэффициентов  говорит о том, что у фирмы  либо нет явных предпочтений по объемам  заказов, либо в большинстве случаев  фирма выигрывает тендеры среднего объема.

В практике проведения тендеров, подряд получает фирма, предложившая наименьшую цену за оказание услуги по возведению объекта, либо выполнению работ. В связи  с этим в дополнение к коэффициенту конкурентоспособности необходимо применять коэффициент ценового отклонения Vij, который отражает соотношение цен предложения i-ой фирмы и рыночной цены, установленной по результатам тендера. Так, если по j-ому объекту рыночная цена составляет роj, а цена предложения i-ой строительной фирмы — Pij, коэффициент Vij , отражающий превышение i-ой фирмой минимальной цены предложения, определяется по формуле [15]:

 

Vij=Pij/Poj  (2.12)

Исследования, проведенные за рубежом, показывают, что :у многих участников тендера цены предложения не превышают значение коэффициента Vij=1,2. Принимая во внимание, что в условиях сложившегося рынка цены на вес виды используемых в строительстве ресурсов отличаются незначительно, а доля прибыли в цене предложения относительно невелика, предложения от фирм с коэффициентом Vij , превышающим 1,2, свидетельствуют об их низком интересе к получению подряда. Коэффициент ценового отклонения определяется по каждому тендеру.

Методика 4.Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:

1.Показатели, характеризующие эффективность  производственной деятельности  фирмы:

  • издержки производства на единицу продукции;
  • фондоотдача в стоимостном выражении;
  • рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;
  • производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

2. Показатели финансового положения  организации:

  • коэффициент автономии;
  • коэффициент платежеспособности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности.

Показатели эффективности организации  сбыта и продвижения товара:

  • рентабельность продаж;
  • коэффициент затоваренности готовой продукцией;
  • коэффициент загрузки производственной мощности;
  • коэффициент эффективности рекламы.

Показатели конкурентоспособности  товаров:

  • качество товара;
  • цена товара.

Оценка конкурентной позиции предприятия  требуется для:

  • разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  • выбора фирмы-партнера для организации совместного производства продукции;
  • привлечение средств инвестора в перспективное производство;
  • составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В любом случае проведение оценки преследует цель определения положения  фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии  оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности

Глава 3. Расчет показателей  конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)

 

3.1Оценка конкурентоспособности  товара (продукции)

 

  Важнейшей характеристикой  товара (продукции) является его  качество. Произвести оценку конкурентоспособности  продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных  качественных характеристик продукции  (потребительских свойств) и цен  реализации по формуле:

,

где Kij-коэффициент конкурентоспособности;

Тi и Тj –основные качественные характеристики продукции соответственно  i-й и j-й фирм;

Цi и Цj –цены реализации продукции i -й и j-й фирм.

 

Очевидно, что если Кij> 1, то продукция i-й фирмы (предприятия) по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов.  Если для i-й фирмы более 50% значений  К> 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

В данной курсовой работе произведена  оценка конкурентоспособности продукции  четырех фирм-производителей строительного  кирпича:

 

Таблица 3.1-стандарты по ГОСТ 530-2007 для марок кирпича 100, 125, 150.

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

Должно быть не меньше 6%

Масса, кг.

Должно быть не более 4,3 кг.

Средняя рыночная цена, р./1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2- исходные данные для определения конкурентоспособности продукции - кирпича строительного.

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МП а

Водопоглащение,

%

Масса

кг.

марка

100

марка

125

марка

150

марка

100

марка

125

марка

150

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.ОАО «Стройкерамика»

 

2522

 

2622

 

2722

 

10.2

 

12.4

 

15.0

 

6.1

 

4.2

 

2.ОАО «ЗСМ – 7»

 

2522

 

2632

 

2742

 

9.1

 

12.1

 

14.2

 

5.8

 

4.2

3. ЗАО «Кирпичный        завод р.п. Маслянино»

 

2532

 

2642

 

2712

 

9.5

 

12.8

 

15.1

 

5.7

 

4.3

4. ОАО

  «Черепановский ЗСМ»

 

2542

 

2622

 

2732

 

9.8

 

12.0

 

13.7

 

6.0

 

4.4


Рассчитаем коэффициент конкурентоспособности  четырех предприятий по каждой  марке кирпича.

 

Таблица 3.3 - коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО                                                                                                                    «Стройкерамика» по маркам кирпича 100,125,150

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К11=:=1,01

К12=: =0,98

К13=: = 1,01

Марка 125

К21=: =0,98

К22=: = 0.98

К23=: = 1.02

Марка 150

К31=:  =0,99

К32=: = 0.98

К33=: = 0,99


Таблица 3.4 – Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО

«ЗСМ-7» по маркам кирпича 100, 125, 150

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К41=:=0,9

К42=: =1.03

К43=: = 1.01

Марка 125

К51=: =0,96

К52=: = 1.02

К53=: = 1.01

Марка 150

К61=:  =0,93

К62=: = 1.02

К63=: = 1.01


 

Таблица 3.5 – Коэффициент конкурентоспособности продукции ЗАО                   «Кирпичный завод р.п. Маслянино» по маркам кирпича 100, 125, 150

Коэффициент конкурентоспособности  продукции

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К71=:=0,94

К72=: =1.04

К73=: = 1,01

Марка 125

К81=: =1,01

К82=: = 1.04

К83=: = 0.98

Марка 150

К91=:  =1

К92=: = 1.05

К93=: = 1


 

Таблица 3. 6 - Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО

                    «Черепановский ЗСМ» по маркам  кирпича 100, 125, 150

 

Прочность

Водопоглащение

Масса

Марка 100

К101=:=0,96

К102=: =0.98

К103=: = 0.96

Марка 125

К111=: =0,96

К112=: = 0.99

К113=: = 0.97

Марка 150

К121=:  =0,9

К122=: = 0.99

К123=: = 0.97


Результаты расчетов объединим  в общую таблицу.

Таблица 3.7-Коэффициенты конкурентоспособности продукции

Фирма

Марка

Прочность

Водопоглощение

Масса

ОАО

«Стройке

рамика»

Марка 100

1,01(+)

0,98 (+)

1,01(-)

Марка 125

0,98(-)

0,98 (+)

1,02(-)

Марка 150

0,99(-)

0,98 (+)

0,99 (+)

ОАО

«ЗСМ-7»

Марка100

0,9 (-)

1,03 (-)

1,01 (-)

Марка 125

0,96 (-)

1,02 (-)

1,01 (-)

Марка 150

0,93 (-)

1,02(-)

1,01(-)

ЗАО

«Кирпичный завод»

Марка100

0,94 (-)

1,04 (-)

1,01 (-)

Марка 125

1,01 (+)

1,04 (-)

0,98 (+)

Марка 150

1

1,05 (-)

1

ОАО

«Черепановский

ЗСМ»

Марка100

0,96(-)

0,98 (+)

0,9 6(+)

Марка 125

0,96 (-)

0,99(+)

0,9 7(+)

Марка 150

0,9 (-)

0,99(+)

0,97 (+)


 

Еслипри расчете водопоглощения и массы результат больше 1, то это снижает конкурентоспособность так как чем меньше водопоглощение и масса, тем лучше для свойств продукции. Для прочности наоборот.

Таким образом,ранжируя фирмы  по местам, учитывая наилучшее количество результатов, мы получим:

  1. ОАО«Черепановский  ЗСМ»
  2. ОАО «Стройкерамика»
  3. ЗАО «Кирпичный завод р.п.Маслянино»
  4. ОАО«ЗСМ-7»

 

3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия).

 

Матричный подход к определению маркетинговой  составляющей конкурентоспособности  фирмы.

Для того чтобы  практически оценить конкурентоспособность фирмы на рынке, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом изначально следует учитывать максимально возможное количество имеющихся конкурентов и потенциальных

конкурентов, азатем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.

Всего приводятся девять показателей для оценки конкурентоспособности  предприятия: цена, имидж или рейтинг  предприятия, доля на рынке, размещение, качество продукции, дилерская сеть, маркетинг и реклама, обслуживание (сервис).

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров и фирм