Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность. Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества.
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара.
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список используемой литературы.
Доля на рынке может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели. Фирма, занимающая наибольшую долю, может быть лидером на рынке. Таким фирмам легче диктовать свои условия рынку. Как правило, они более прибыльны и имеют важные конкурентные преимущества.
Имидж (рейтинг) характеризует сложившиеся общественное мнение о фирме и её продукции.
Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена, тем больше продаж может осуществить фирма.
Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж, могут резко возрасти цены на продукцию.
Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной и достаточно сложной. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, утрачивает свои конкурентные преимущества.
Маркетинговая деятельность и реклама представляют собой бюджет маркетинга , в том числе расходы на рекламу. Реклама- составной элемент коммуникационной стратегии фирмы. Бюджет маркетинговой деятельности фирмы предусматривает расходы на рекламную деятельность, которые носят коммерческий характер и включают полную себе стоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу приводят к удорожанию продукции. Инициативность и активность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории .
Дилерскаясеть, или система сбыта, отражает сложившуюся систему распределения продукции фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, т.е. с передачей прав собственности на товар. Эффективная система сбыта должна по мере возможности удешевлять продвижение продукции и обеспечивать полную полезность для потребителей .
Обслуживание потребителей, или послепродажный сервис, особенно важно для технически сложной продукции. Высокий уровень обслуживания может привлечь дополнительных покупателей. Значение этого фактора в современной экономике растет.
Произведем определение
конкурентоспособности
2.производственная;
3.финансовая.
В расчетах будем использовать разные методы и подходы.
Таблица 3.8 – Исходные данные для расчета конкурентоспособности предприятия
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Объем продаж, тыс.р. |
91032 |
44032 |
9132 |
54032 |
2. Стоимость материальных ресурсов, тыс.р. |
33 942 |
16 427 |
2 932 |
17 032 |
3. Годовая сумма амортизационных отчислений,тыс.р. |
1 612 |
902 |
5472 |
852 |
4. Фонд оплаты труда, тыс.р. |
45 442 |
21 177 |
4 292 |
28 112 |
5. Прибыль, тыс.р. |
9132 |
4622 |
1052 |
7592 |
6. Имидж, % |
50 |
60 |
1 |
40 |
7. Реклама, тыс.р. |
932 |
417 |
114 |
522 |
8. Размещение |
0,4 |
0,3 |
0,8 |
0,1 |
9. Качество продукции |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
10. Собственный капитал, тыс.р. |
180122 |
86032 |
19032 |
145082 |
11. Оборотные средства, тыс.р. |
200082 |
95292 |
23432 |
112052 |
Продолжение табл.3.8 | ||||
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
12. Краткосрочные обязательства, тыс.р. |
210032 |
89032 |
21532 |
115122 |
13. Цена за единицу продаж,р. |
2612 |
2632 |
2662 |
2642 |
14. Сумма активов предприятия (итог баланса-нетто), тыс.р. |
300 082 |
140 122 |
32 532 |
160 062 |
10. Дебиторская задолженность, тыс.р. |
50 082 |
18 032 |
4 892 |
22 492 |
12. Дивиденды на 1 акцию, р. |
0,64 |
0,50 |
0,41 |
0,66 |
Таблица 3.9 – Исходная
матрица для определения
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке, % |
0,459 |
0,222 |
0,046 |
0,272 |
2. Имидж, % |
50 |
60 |
1 |
40 |
3. Маркетинговая деятельность и реклама, тыс. р. |
932 |
417 |
114 |
522 |
4. Размещение |
0,4 |
0,3 |
0,8 |
0,1 |
5. Качество продукции |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
6. Цена за единицу продаж, р. |
2612 |
2632 |
2662 |
2642 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) |
3 |
4 |
2 |
4 |
8. Дилерская сеть |
4 |
5 |
3 |
4 |
Каждый показатель имеет свою
единицу измерения. Для
Таблица 3.10 – Матрица относительных показателей
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке |
1 |
0,483 |
0,1 |
0,592 |
2. Имидж |
0,833 |
1 |
0,016 |
0,7 |
3. Маркетинговая деятельность и реклама |
1 |
0,45 |
0,12 |
0,56 |
4. Размещение |
0,5 |
0,4 |
1 |
0,15 |
5. Качество продукции |
0.9 |
0.8 |
0.9 |
1 |
6. Цена за единицу продаж |
0,98 |
0.99 |
1 |
0.99 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) |
0,75 |
1 |
0,5 |
1 |
8. Дилерская сеть |
0.8 |
1 |
0,6 |
0,8 |
0,85 |
0,77 |
0,53 |
0,72 |
Полученное
Такой расчет
приемлем, если все сравниваемые
показатели равноценны по
Таблица 3.11- Матрица относительных показателей с учетом их веса
Показатели |
Весовое значение |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1. Доля фирмы на рынке |
0,15 |
0,15 |
0,072 |
0,015 |
0,089 |
2. Имидж |
0,10 |
0,083 |
0,05 |
0,0016 |
0,07 |
3. Маркетинговая деятельность и реклама |
0,05 |
0,05 |
0,023 |
0.006 |
0,028 |
4. Размещение |
0,10 |
0,09 |
0,08 |
0,09 |
0,1 |
5. Качество продукции |
0,20 |
0,18 |
0,16 |
0,18 |
0,2 |
6. Цена за единицу продаж |
0,20 |
0,196 |
0,198 |
0,2 |
0,198 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) |
0,05 |
0,038 |
0,05 |
0,025 |
0,05 |
8. Дилерская сеть |
0,15 |
0,12 |
0,15 |
0,09 |
0,12 |
0,91 |
0,78 |
0,61 |
0,86 |
С
учетом совокупности факторов
места между фирмами
1) Фирма 1 с результатом – 0,91;
2) Фирма 4 с результатом – 0,86;
3) Фирма 2 с результатом – 0,78;
4) Фирма 3 с результатом – 0,61.
Следовательно, фирма 1 является наиболее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.
Производственная составляющая
Конкурентоспособности фирмы.
Наиболее простая оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может быть сделана по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал можно включить:
- трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда, L;
- стоимость израсходованных материальных ресурсов, М;
Годовые амортизационные отчисления, А.
Эффективность ( Эi ) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:
Э=Q/(L+M+A)
Чем больше значения показателя Эi, т. е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.
Э1==1,12;
Теперь фирмы ранжируем
по местам:
1. 3 фирма, показатель
конкурентоспособности = 1,18;
2. 4 фирма, показатель конкурентоспособности
= 1,17;
Финансовая составляющая
конкурентоспособности
Оценка финансовой
составляющей
Рj =[(1-x1j)2+(1-x2j)2+…(1-xnj)2]
Где Рj – рейтинговая оценка финансового состояния организации;
X1j,x2j,…,xnj- стандартизированные
показатели j-й анализируемой организации.
Рj =[k1(1-x1j)2+k2(1-x2j)2+…kn(1-
Под стандартизированными
1. Показатели оценки
2. Показатели эффективности управления.
3. Показатели оценки деловой активности.
4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
В данной работе берутся
1-я группа: чистая рентабельность предприятия
и рентабельность собственного капитала
( чистая рентабельность равна отношению
чистой прибыли к величине активов; рентабельность
собственного капитала- это отношение
чистой прибыли к величине собственного
капитала);
2-я группа: чистая прибыль на 1 р. Объема реализации и дивиденды на 1 акцию;
3-я группа: отдача всех активов и оборачиваемость дебиторской задолженности;
4-я группа: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.
Таблица 3.12
Показатели |
Фирмы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 группа |
1.Чистая рентабельность (отношение чистой прибыли к величине активов) |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
2.Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли
к величине собственного |
0,05 |
0,05 |
0,06 |
0,17 | |
2 группа |
3.Диведенды на 1 акцию (приложение 2) |
0,64 |
0,50 |
0,41 |
0,66 |
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (отношение чистой прибыли к объему продаж) |
0,1 |
0,1 |
0,11 |
0,14 | |
3 группа |
5.Отдача всех активов (объем продаж на1 р. активов предприятия) |
0,3 |
0,32 |
0,28 |
0,34 |
6.Обарачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) |
1,8 |
2,4 |
1,9 |
2,4 | |
4 группа |
7.Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных
средств к краткосрочным |
0,95 |
1,07 |
1,09 |
0,97 |
8.Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к баланса-нетто) |
0.6 |
0,61 |
0,59 |
0,9 |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров и фирм