Оценка конкурентоспособности товаров и фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность. Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества.
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара.
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Vosstanovlen.docx

— 165.33 Кб (Скачать файл)

Доля  на рынке может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели. Фирма, занимающая наибольшую долю, может быть лидером на рынке. Таким фирмам легче диктовать свои условия рынку. Как правило, они более прибыльны и имеют важные конкурентные преимущества.

Имидж (рейтинг) характеризует сложившиеся общественное мнение о фирме и её продукции.

Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена, тем больше продаж может осуществить фирма.

Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж, могут резко возрасти цены на продукцию.

Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной и достаточно сложной. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, утрачивает свои конкурентные преимущества.

Маркетинговая деятельность и реклама представляют собой бюджет маркетинга , в том числе расходы на рекламу. Реклама- составной элемент коммуникационной стратегии фирмы. Бюджет маркетинговой деятельности фирмы предусматривает расходы на рекламную деятельность, которые носят коммерческий характер и включают полную себе стоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу приводят к удорожанию продукции.  Инициативность и активность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории .

Дилерскаясеть, или система сбыта, отражает сложившуюся систему распределения продукции фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, т.е. с передачей прав собственности на товар. Эффективная система сбыта должна по мере возможности удешевлять продвижение продукции и обеспечивать полную полезность для потребителей .

Обслуживание  потребителей, или послепродажный сервис, особенно важно для технически сложной  продукции. Высокий уровень обслуживания может привлечь дополнительных покупателей. Значение этого фактора в современной  экономике растет.

Произведем определение  конкурентоспособности предприятия  с позиций трех основных составляющих: 1. маркетинговая;

2.производственная;

3.финансовая.

В расчетах будем  использовать разные методы и подходы.

Таблица 3.8 – Исходные данные для расчета конкурентоспособности    предприятия     

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1. Объем продаж, тыс.р.

91032

44032

9132

54032

2. Стоимость материальных

ресурсов, тыс.р.

33 942

16 427

2 932

17 032

3. Годовая сумма амортизационных

отчислений,тыс.р.

1 612

902

5472

852

4. Фонд оплаты труда, тыс.р.

45 442

21 177

4 292

28 112

5. Прибыль, тыс.р.

9132

4622

1052

7592

6. Имидж, %

50

60

1

40

7. Реклама, тыс.р.

932

417

114

522

8. Размещение

0,4

0,3

0,8

0,1

9. Качество продукции

0,9

0,8

0,9

1,0

10. Собственный капитал,

тыс.р.

180122

86032

19032

145082

11. Оборотные средства,

тыс.р.

200082

95292

23432

112052

Продолжение табл.3.8

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

12. Краткосрочные

    обязательства,  тыс.р.

210032

89032

21532

115122

13. Цена за единицу продаж,р.

2612

2632

2662

2642

14. Сумма активов предприятия (итог баланса-нетто), тыс.р.

300 082

140 122

32 532

160 062

10.  Дебиторская задолженность,  тыс.р.

50 082

18 032

4 892

22 492

12.  Дивиденды на 1 акцию,  р.

0,64

0,50

0,41

0,66


 

Таблица  3.9  – Исходная матрица для определения конкурентоспособности      фирмы

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1. Доля фирмы на рынке, %

0,459

0,222

0,046

0,272

2. Имидж, %

50

60

1

40

3. Маркетинговая деятельность  и 

    реклама, тыс. р.

932

417

114

522

4. Размещение

0,4

0,3

0,8

0,1

5. Качество продукции

0,9

0,8

0,9

1,0

6. Цена за единицу продаж, р.

2612

2632

2662

2642

7. Обслуживание потребителей

    (послепродажный сервис)

3

4

2

4

8. Дилерская сеть

4

5

3

4


 

         Каждый показатель имеет свою  единицу измерения. Для получения  комплексной оценки необходимо  привести все показатели в  размерный вид. Все последующие  расчеты удобней осуществлять  в рамках единицы. Таким образом,  получаем матрицу показателей  в относительных показателях.

 

 

 

 

 

Таблица 3.10 – Матрица  относительных показателей

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1. Доля фирмы на рынке

1

0,483

0,1

0,592

2. Имидж

0,833

1

0,016

0,7

3. Маркетинговая деятельность  и реклама

1

0,45

0,12

0,56

4. Размещение

0,5

0,4

1

0,15

5. Качество продукции

0.9

0.8

0.9

1

6. Цена за единицу продаж

0,98

0.99

1

0.99

7. Обслуживание потребителей

(послепродажный сервис)

0,75

1

0,5

1

8. Дилерская сеть

0.8

1

0,6

0,8

 

0,85

0,77

0,53

0,72


 

   Полученное среднеарифметическое  максимальное значение показывает  наиболее конкурентоспособное   предприятие. По данным расчетам  фирмы без учета веса их  показателей распределились следующим  образом:

  1. Фирма 1( показатель 0,85);
  2. Фирма 2( показатель 0,77);
  3. Фирма 4( показатель 0,72);
  4. Фирма 3( показатель 0,53).

 

      Такой расчет  приемлем, если все сравниваемые  показатели равноценны по значимости. Но на разных этапах жизненного  цикла любого предприятия значимость  отдельных показателей может  быть весьма различной. Значимость  можно установить относительно  единицы.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.11- Матрица относительных  показателей с учетом их веса

Показатели

Весовое значение

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1. Доля фирмы на рынке

0,15

0,15

0,072

0,015

0,089

2. Имидж

0,10

0,083

0,05

0,0016

0,07

3. Маркетинговая деятельность  и реклама

    0,05

0,05

0,023

0.006

0,028

4. Размещение

0,10

0,09

0,08

0,09

0,1

5. Качество продукции

0,20

0,18

0,16

0,18

0,2

6. Цена за единицу продаж

0,20

0,196

0,198

0,2

0,198

7. Обслуживание потребителей

(послепродажный сервис)

0,05

0,038

0,05

0,025

0,05

8. Дилерская сеть

0,15

0,12

0,15

0,09

0,12

 

0,91

0,78

0,61

0,86


 

        С  учетом совокупности факторов  места между фирмами распределились  следующим образом:

            1) Фирма 1 с результатом – 0,91;

            2) Фирма 4 с результатом – 0,86;

            3) Фирма 2 с результатом – 0,78;

           4) Фирма 3 с результатом – 0,61.

       Следовательно,  фирма 1 является наиболее конкурентоспособной по сравнению с другими фирмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная  составляющая

Конкурентоспособности фирмы.

Наиболее простая оценка производственной составляющей  конкурентоспособности фирмы может быть сделана по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал можно включить:

- трудовые ресурсы, выраженные  через объем оплаты труда, L;

- стоимость израсходованных  материальных ресурсов, М;

 Годовые амортизационные  отчисления, А.

Эффективность ( Эi ) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:

Э=Q/(L+M+A)

Чем больше значения показателя Эi, т. е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств (производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.

Э1==1,12;                                                                                                                       Э2==1,14;                                                                                                                   Э3==1,18;                                                                                                          Э4==1,17.

Теперь фирмы ранжируем  по местам:                                                                      

1.   3 фирма, показатель конкурентоспособности = 1,18;                                           2.   4 фирма, показатель конкурентоспособности = 1,17;                                                        3.   2 фирма, показатель конкурентоспособности = 1,14;                                                                4.   1  фирма, показатель конкурентоспособности =1,12.

 

 

 

 

 

Финансовая составляющая конкурентоспособности предприятия.

     Оценка финансовой  составляющей конкурентоспособности  предприятия может осуществляться  по рейтинговой оценке в соответствии  с формулой:

Рj =[(1-x1j)2+(1-x2j)2+…(1-xnj)2]1/2,

Где Рj – рейтинговая оценка финансового состояния организации;

X1j,x2j,…,xnj- стандартизированные показатели j-й анализируемой организации.                                                                                                                                                    Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом ) показателей x1j,x2j,…,xnj:

Рj =[k1(1-x1j)2+k2(1-x2j)2+…kn(1-xnj)2]1/2

         Под стандартизированными показателями  понимают исходные показатели, приведенные  в соразмерный вид через построение  матриц.                                                      Исходные показатели выбираются  из системы показателей, базирующихся  на данных публичной финансовой  отчетности. Такая система включает  четыре группы показателей:

1. Показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности.

2. Показатели эффективности  управления.

3. Показатели оценки деловой  активности.

4. Показатели  оценки ликвидности  и финансовой устойчивости.

         В данной работе берутся следующие  показатели для расчетов Х1,…,Хn.                     Количество показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации. Все показатели имеют достаточно простой алгоритм расчета.

        1-я группа: чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала ( чистая рентабельность равна отношению чистой прибыли к величине активов; рентабельность собственного капитала- это отношение чистой прибыли к величине собственного капитала);                      

        2-я группа: чистая прибыль на 1 р. Объема реализации и дивиденды на 1 акцию;

        3-я группа: отдача всех активов и оборачиваемость дебиторской           задолженности;

       4-я группа: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.

Таблица 3.12

 

 

Показатели

Фирмы

1

2

3

4

1

группа

1.Чистая рентабельность

(отношение чистой прибыли  к величине активов)

0,03

0,03

0,03

0,05

2.Рентабельность собственного  капитала 

(отношение чистой прибыли  к величине собственного капитала)

0,05

0,05

0,06

0,17

2 группа

3.Диведенды на 1 акцию

(приложение 2)

0,64

0,50

0,41

0,66

4.Чистая прибыль на 1р.  объема продаж

(отношение чистой прибыли  к объему продаж)

0,1

0,1

0,11

0,14

3

группа

5.Отдача всех активов

(объем продаж на1 р.  активов предприятия)

0,3

0,32

0,28

0,34

6.Обарачиваемость дебиторской  задолженности

(объем продаж к величине  дебиторской задолженности)

1,8

2,4

1,9

2,4

4 группа

7.Коэффициент текущей  ликвидности

(отношение оборотных  средств к краткосрочным обязательствам)

0,95

1,07

1,09

0,97

8.Коэффициент автономии

(отношение собственного  капитала к баланса-нетто)

0.6

0,61

0,59

0,9

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров и фирм