Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы являются: изучение понятия и факторов конкурентоспособности, методов её оценки и способов обеспечения.
Введение
Конкурентоспособность товара и предприятия
Конкуренция понятие и ее экономическая роль
Сущность конкурентоспособности товаров и предприятий
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
Методы оценки конкурентоспособности
Основные методы оценки конкурентоспособности
Пути и методы повышения конкурентоспособности предприятия
Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО «Ратимир»)
Характеристика предприятия и выпускаемого товара
Анализ конкурентной среды
Оценка конкурентоспособности продукции предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Особое внимание при разработке
стратегий
Для того, чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, подразделяют на две группы:
Рис.1. Параметры
«Жесткие» параметры представляют комплекс регламентируемых показателей. Они включают следующие характеристики:
«Мягкие» параметры
В настоящее время, когда
рынок заполнен множеством товаров,
у которых «жесткие» параметры
в значительной степени схожи, возрастает
роль «мягких» параметров, придающих
товарам своеобразие и
Экономические параметры связаны с затратами покупателя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода эксплуатации (потребления). Сюда входят цена изделия, расходы на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание, налоги, страховые взносы и т.д. Среди экономических параметров можно назвать также действующую систему скидок, условия поставок и платежей, сроки и условия гарантий и т.д.3
Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.
Различают качества товара:
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Проблема качества привлекает
сегодня повышенный интерес и
потребителей и фирм. Американцев
поражает качество японских автомобилей,
японской электроники, а также автомобилей,
одежды и пищевых продуктов
Традиционно низкое качество
российских товаров – это не следствие
национальной неспособности россиян
создавать и производить
В России существует огромный
невостребованный инновационный потенциал,
который может служить
Помимо основных свойств продукции, которые определяют ее качество, очень важен анализ «окружении продукта», к которому относится: послепродажный сервис, надежность поставки, удобство приобретения, престиж торговой марки и цена.
Таким образом, российские предприятия
имеют все условия и
Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг, является цена.
Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
Конкуренция это необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала, конкуренция означает борьбу с равными или более сильными соперниками. Конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. А важным фактором конкурентоспособности товара, также как и фирмы в целом, является прежде всего ее маркетинговая деятельность, т.к. она предполагает решение не только относительно пассивной задачи, т.е. тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж.
конкурентоспособность товар продукция
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.
Практически по каждому анализируемому
товару должна быть своя методика оценки
конкурентоспособности, которая бы
учитывала особенности
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта. 7
Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.
Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать аналитические и графические методы оценки.
К аналитическим методам можно отнести:
Графические методы оценки
конкурентоспособности
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.
Она выражается формулой:
Аj = j Iij ,
где Аj – субъективная пригодность товара (отношение к товару);
Vj – важность мотива для потребителя;
Iij – субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.8
С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.
Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.
При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:
Qi = (Pi / Pi0) * 100%,
где Qi – показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi – величина i-го параметра товара;
Pi0 – величина i-го параметра для товара-эталона.
Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):
Кn = S ai *ii,
где: n – число анализируемых количественных параметров;
аi – вес j-го параметрического индекса;
ii – параметрический индекс j-го параметра.
Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
При оценке конкурентоспособности
конкретного товара его можно
сравнить с подобными продуктами-
При выборе образца-конкурента
необходимо, чтобы он и оцениваемый
товар были аналогичными по значению
и условиям использования и