Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы являются: изучение понятия и факторов конкурентоспособности, методов её оценки и способов обеспечения.
Введение
Конкурентоспособность товара и предприятия
Конкуренция понятие и ее экономическая роль
Сущность конкурентоспособности товаров и предприятий
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
Методы оценки конкурентоспособности
Основные методы оценки конкурентоспособности
Пути и методы повышения конкурентоспособности предприятия
Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО «Ратимир»)
Характеристика предприятия и выпускаемого товара
Анализ конкурентной среды
Оценка конкурентоспособности продукции предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента – идеальная величина характеристики товара:
Qj = k |Bjk - Ik|r ,
где Qj – оценка потребителями марки j;
Wk – важность характеристики k (k=1,…,n);
Bjk – оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
Ik – идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
r – параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.
Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.10
При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности – это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж оцениваемого товара по сравнению с конкурентом.
Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.
Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы:
1. Разработка на основе
знания рынка и требований
к товару совокупность
2. Выбор из этой совокупности
несколько важнейших
3. Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.
4. Формирование модели
эталона, т. е. образца товара
в разрезе выбранных
5. Разработка количественных
оценок тех же самых
6. Оценка уровня качества
или потребительского эффекта
своего товара и товара
7. Расчет цены потребления
своего товара и определение
цены потребления товара
8. Расчет интегрального
показателя
9. Если товар планируется
экспортировать, то необходима проверка
выбранных параметров качества
на соответствие
Если коэффициент
В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара или услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста или сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля совокупности товаров или услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами».
Рис. 2. Матрица Бостонской консалтинговой группы
Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников.
Рис. 3. Матрица «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара или предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара или фирмы.
К недостаткам модели можно отнести следующие:
1. Определение факторов
модели требует большого
2. Трудно количественно
оценить качественные
3. Модель статична и
отражает только заданный
Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических группе строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными. На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:
а) совпадения позиций предприятия
и его конкурентов в
б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов и их опасности.
На основании данного
анализа принимается решение
о необходимости
Рис. 4. Пример карты стратегических групп
Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции:
1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
2. Стратегия дифференциации:
продукт фирмы должен
3. Концентрация на сегменте:
обработка одного или
Рис. 5. Матрица Портера
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
Основным недостатком
рассмотренных методов является
их ограниченность: или оценивается
какая-либо одна группа факторов, влияющих
на конкурентоспособность
2.2 Пути и методы повышения
конкурентоспособности
Основное противоречие конкурентоспособности
можно сформулировать как противоречие
между интересами производителя
и потребителя, которое в действительности
подвергается корректировке в процессе
реализации рыночных отношений потребителя
и производителя, в результате которой,
продажа данного товара становится
эффективной как для
B конкурентной политике
относительно товара
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции.
В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов.
Выпуская новую продукцию
и расширяя ассортимент предлагаемых
товаров, фирмы стремятся снизить
зависимость от одного товара, который
может в любое время с учетом
непредсказуемых изменений
В основе концепции создания
нового товара сегодня лежит не столько
соблюдение традиционных стремлений к
достижению новых технических и
технико-экономических
В результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие пути повышения
Стратегия повышения качества
товара является важнейшей составной
частью стратегии фирмы. Объектами
прогнозирования являются показатели
качества товара, уступающие аналогичным
показателям товаров
Примером удачной реализации подобной стратегии может служить популярный в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что, используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. 15