Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа
В этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
План КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение ………………………………………………………………2
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
Заключение……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Рыночный хозяйственный механизм – это форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
При переходе к рыночной экономике наиболее актуальна проблема качества продукции, так как успех той или иной фирмы зависит от конкурентоспособности выпускаемых ею товаров. Только товар (услуга) высокой степени качества может быть востребован на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли. Ещё более жестокая конкуренция наблюдается при переходе на международный рынок, где продукция с низким уровнем качества заведомо обречена на неудачу при поиске потенциального покупателя. [8, стр. 5]
Проблема качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях переходной и рыночной экономики.
Для обеспечения эффективной
деятельности предприятия, ориентированной
на выпуск продукции, обладающей необходимым
потребителю качеством и
В этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.
Работа состоит из двух основных частей: теоретической и расчётной.
В первой главе даётся определение конкуренции и её сущности, описываются методы сбора и анализа информации о конкуренции и формы конкурентного сосуществования.
Глава вторая раскрывает теоретические основы конкурентоспособности и фирмы. Раскрывается смысл оценки конкурентоспособности продукции и её роль в определении и достижении запланированной прибыли.
В третьей главе непосредственно производятся расчёты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы: оценка конкурентоспособности продукции. И объясняются различные показатели, характеризующие положение фирмы в целом.
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
В современной экономической литературе конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Между тем конкуренция требует более глубокого изучения на фундаментальном уровне.
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д. Рикардо, К.Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон (1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967)- теория несовершенной конкуренции.
Но вернёмся к самому понятию конкуренции. Термин «конкуренция» происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французских слов: courir- бегать, concour- бега, concurrence- совместные бега с соперником. Аналогично итальянское- concurrere.
По Марксу, конкуренция – это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.
Конкуренцию можно изучать
и как форму взаимного
Конкуренция – главный элемент механизма рыночной системы, одновременно являющийся некой средой, куда погружена данная система и вне которой она не может функционировать. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех рыночных механизмов, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой, и обязывая играть всех по одним общим правилам.
Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.
Очень важно выделить идею: без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует всё то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.
Конкуренция – необходимое и достаточное условие, обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, её саморегулирующие и самокорректирующие начала.
Подводя определённый итог сказанному, не надо забывать, что конкуренция имеет и отрицательные стороны. Необходимо помнить, что конкуренция – это форма взаимного соперничества и борьбы. А следовательно в этой борьбе есть свой победители и побеждённые.
Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция становится коренным свойством капитализма.
Конкуренция характеризуется двумя особенностями:
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и чётче проявляется в её функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:
Важнейшей из них является первая, т.к. она в той или иной степени объединяет все остальные функции.
1) Регулирующая функция.
Этой функцией конкуренции
2) Аллокационная функция. Эта функция выражается прежде всего в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. То есть конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства – наиболее равномерно и эффективно – производительные силы: капитал и труд – в их взаимном сочетании.
3) Инновационная функция. Проявляется в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Таким образом, конкуренцию можно считать двигателем процесса.
4) Адаптационная функция.
Эта функция реализуется в
росте приспособляемости
5) Распределительная
функция. Особенна тем, что
в основном реализуется в
6) Контролирующая
функция. Проявляется прежде
Категорию конкуренции рассматривают с разных сторон. Выделяют три вида конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом виде конкуренции – креативном – конкуренты направляют свою мощь и энергию на создание каких – либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками. Этот вид конкуренции является созидательным. И именно он лежит в основе совершенной конкуренции.
Приспособленческая
Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достигнутые высокие позиции на рынке.
Конкуренция многогранна и многообразна. Описанные три вида реализуются в двух аспектах: ценовом и неценовом методах конкуренции.
Ценовая конкуренция
разворачивается между
Неценовая конкуренция более жёстка и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств. Упор делается на отличительные признаки и особенности продукции.
В настоящее время преобладают формы и методы неценовой конкуренции.
Рассчитывать на успех в конкурентной борьбе нельзя без знания все6го разнообразия форм конкуренции: тайных и явных, скрытых и открытых, законных и незаконных, без знания потенциала своих конкурентов, их реакции на ваше поведение на рынке или на изменение рыночной конъюнктуры. Самое главное в конкурентной борьбе, заключается в том, чтобы вы конкретно знали как, когда, каким образом и при каких условиях отреагируете на то или иное поведение ваших конкурентов.[1, стр. 194, 3]
При сборе информации о конкуренции наиболее важным является понять, каковы основные особенности конкурентов и что они, т.е. конкуренты собираются предпринять. Информация о конкуренции должна помогать:
Наличие информации –
необходимое условие
Оценить намерения бывает намного трудней, чем возможности и ресурсы. Однако намерения обычно проявляются в действиях и заявлениях конкурента. Оценка ресурсов конкурента и его намерений редко оказывается объективной в силу следующих причин:
Информация о работе Определение особенностей конкуренции и ее виды