Определение особенностей конкуренции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовик по маркетингу.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

 

План КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Введение ………………………………………………………………2

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4

1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4

1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..

1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….

2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности          продукции и фирмы………………………………………..

2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….

2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….

Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………

3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….

3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………

Заключение…………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Рыночный хозяйственный механизм – это форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание. 

При переходе к рыночной экономике наиболее актуальна проблема качества продукции, так как успех той или иной фирмы зависит от конкурентоспособности выпускаемых ею товаров. Только товар (услуга) высокой степени качества может быть востребован на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли. Ещё более жестокая конкуренция наблюдается при переходе на международный рынок, где продукция с низким уровнем качества заведомо обречена на неудачу при поиске потенциального покупателя. [8, стр. 5]

Проблема качества в современных условиях является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях переходной и рыночной экономики.

Для обеспечения эффективной  деятельности предприятия, ориентированной  на выпуск продукции, обладающей необходимым  потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду.

В  этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.

Работа состоит из двух основных частей: теоретической и расчётной.

В первой главе даётся определение конкуренции и её сущности, описываются методы сбора  и анализа информации о конкуренции и формы конкурентного сосуществования.

Глава вторая раскрывает теоретические основы конкурентоспособности и фирмы. Раскрывается смысл оценки конкурентоспособности продукции и её роль в определении и достижении запланированной прибыли.

В третьей главе непосредственно производятся расчёты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы: оценка конкурентоспособности продукции. И объясняются различные показатели, характеризующие положение фирмы в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ  И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

1.1. Определение особенностей конкуренции  и её виды

 

В современной экономической литературе конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Между тем конкуренция требует более глубокого изучения на фундаментальном уровне.

Наибольший вклад в  фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д. Рикардо, К.Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон (1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967)- теория несовершенной конкуренции.

Но вернёмся к самому понятию конкуренции. Термин «конкуренция»  происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французских слов: courir- бегать, concour- бега, concurrence- совместные бега с соперником. Аналогично итальянское- concurrere.

По Марксу, конкуренция  – это антагонистическая форма  экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.

Конкуренцию можно изучать  и как форму взаимного столкновения интересов всех субъектов рынка – за товары и услуги, за деньги потребителей, за условия приложения капитала. Конкурируют между собой покупатели и продавцы, покупатели, продавцы.

Конкуренция – главный  элемент механизма рыночной системы, одновременно являющийся некой средой, куда погружена данная система и вне которой она не может функционировать. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех рыночных механизмов, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой, и обязывая играть всех по одним общим правилам.

Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.

Очень важно выделить идею: без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует всё то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция – необходимое  и достаточное условие, обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство  рыночной системы, её саморегулирующие и самокорректирующие начала.

Подводя определённый итог сказанному, не надо забывать, что конкуренция имеет и отрицательные стороны. Необходимо помнить, что конкуренция – это форма взаимного соперничества и борьбы. А следовательно в этой борьбе есть свой победители и побеждённые.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция становится коренным свойством капитализма.

Конкуренция характеризуется  двумя особенностями:

  1. Наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих производителей и покупателей любого конкретного товара. Широкое рассеивание экономической власти, осуществляемое благодаря конкуренции, ограничивает возможности производителей и покупателей злоупотреблять этой властью.
  2. Свободой для производителей и покупателей вступать на рынок и покидать его. Не должно существовать никаких ограничений организационного и юридического характера. Именно эта особенность обеспечивает гибкость экономики, её приспособляемость, помогает сохранять эффективность, адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, к новым технологиям, моде и т.д.

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и чётче проявляется  в её функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:

    1. Регулирующая;
    2. Аллокационная;
    3. Инновационная;
    4. Адаптационная;
    5. Распределения;
    6. Контролирующая.

Важнейшей из них является первая, т.к. она в той или иной степени объединяет все остальные функции.

1) Регулирующая функция.  Этой функцией конкуренции является  подсчёт ею на рынке общественно  необходимых затрат труда по  производству данного товара. Она указывает товаропроизводителям на то, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

2) Аллокационная функция. Эта функция выражается прежде всего в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. То есть конкуренция постепенно размещает  в масштабе национального хозяйства – наиболее равномерно и эффективно – производительные силы: капитал  и труд – в их взаимном сочетании.

3) Инновационная функция.  Проявляется в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Таким образом, конкуренцию можно считать двигателем процесса.

4) Адаптационная функция.  Эта функция реализуется в  росте приспособляемости субъектов  рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам. Некоторые экономисты вообще рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.

5) Распределительная  функция. Особенна тем, что  в основном реализуется в среде  потребителей, как индивидуальных, так и производительных.

6)  Контролирующая  функция. Проявляется прежде всего  в недопущении монополистического  господства отдельных крупных  предприятий на рынке. При этом  конкуренция опирается на антитрестовское законодательство.

Категорию конкуренции рассматривают с разных сторон. Выделяют три вида конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом виде конкуренции – креативном – конкуренты направляют свою мощь и энергию на создание каких – либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками. Этот вид конкуренции является созидательным. И именно он лежит в основе совершенной конкуренции.

Приспособленческая конкуренция  заключается в строгом слежении участников за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении.

Обеспечивающая конкуренция  выражается в стремлении предпринимателя  сохранить на длительную перспективу  достигнутые высокие позиции  на рынке.

Конкуренция многогранна  и многообразна. Описанные три  вида реализуются в двух аспектах: ценовом и неценовом методах конкуренции.

Ценовая конкуренция  разворачивается между производителями  товаров и услуг в области издержек производства.  Борьба между конкурентами идет за снижение издержек производства за счёт лучших технологий, повышения производительности труда и, как результат, за счёт снижения цен на товары и услуги без ущерба для их ассортимента и качества.  Иногда ценовую конкуренцию называют чистой, или свободной, т.к. конкурируют не производители, а товары.

Неценовая конкуренция более жёстка и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и  придании ей новых свойств и качеств. Упор делается на отличительные признаки и особенности продукции.

В настоящее время  преобладают формы и методы неценовой конкуренции.

Рассчитывать на успех  в конкурентной борьбе нельзя без  знания все6го разнообразия форм конкуренции: тайных и явных, скрытых и открытых, законных и незаконных, без знания потенциала своих конкурентов, их реакции на ваше поведение на рынке или на изменение рыночной конъюнктуры.  Самое главное в конкурентной борьбе, заключается в том, чтобы вы конкретно знали как, когда, каким образом и при каких условиях отреагируете на то или иное поведение ваших конкурентов.[1, стр. 194, 3]

 

1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции

 

При сборе информации о конкуренции наиболее важным является понять, каковы основные особенности  конкурентов и что они, т.е. конкуренты собираются предпринять. Информация о конкуренции должна помогать:

    1. сравнивать относительные достоинства и недостатки конкурентов с точки зрения их способностей и возможностей.
    2. осуществлять мониторинг действий конкурентов.
    3. предупреждать руководство фирмы о действиях и контрдействиях конкурентов.
    4. разрабатывать стратегии конкуренции.

Наличие информации –  необходимое условие формулировки стратегии, однако информация имеет значение только в той мере, в какой она заслуживает доверия и имеет отношение к проблемам управления. При оценке возможностей и основных способностей обычно не возникает трудностей в получении сведений об ассортименте товаров, используемых технологиях, финансовых ресурсах, количестве работников, а также о качестве менеджмента. Реальная проблема заключается в правильном понимании того, что эти факторы означают с точки зрения будущих действий конкурента.

Оценить намерения бывает намного трудней, чем возможности  и ресурсы. Однако намерения обычно проявляются в действиях и  заявлениях конкурента.  Оценка ресурсов конкурента  и его намерений редко оказывается объективной в силу следующих причин:

Информация о работе Определение особенностей конкуренции и ее виды