Определение особенностей конкуренции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовик по маркетингу.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д. Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная чистота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.

В приведенной методике расчета конкурентоспособности  товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).

 

Методика 3

Как показывают исследования и опыт, преобладающую роль в оценке конкурентоспособности среди многочисленных факторов играют полезность продукции для потенциального покупателя и её цена.

Полезность продукции – это её потребительная стоимость или способность удовлетворить требования, предъявляемые к данному типу и виду продукции со стороны потребителя. Экономическая наука пока не выбрала строгих (аналитических или стратегических) методов количественной оценки потребительской стоимости, что затрудняет и количественную оценку конкурентоспособности продукции.

Значительное влияние на конкурентоспособность  продукции оказывает и её цена. Очевидно, что при равной полезности покупатель отдаст предпочтение продукции  с более низкой ценой.

С учётом указанных факторов для  сравнительно простой продукции, использование которой не сопровождается значительными затратами по эксплуатации(одежда, обувь, мебель, пищевые продукты и т.д.), т.е. продукции, главным образом, бытового назначения конкурентоспособность можно оценить по формуле:

КСр/к=    

где  КСр/к- показатель конкурентоспособности оцениваемой продукции по отношению к конкурирующей продукции;

          УПСр  и УПСк – соответственно уровни потребительной стоимость рассматриваемой и конкурирующей с ней продукции;

           Цк и Цр – цены рассматриваемой и конкурирующей с ней продукции;

           - коэффициенты эластичности.   

Уровни потребительской  стоимости(УПС) определяются набором и количественными характеристиками потребительских свойств продукции, т.е. показателями качества продукции, характеризующими степень удовлетворения требований потребителя с учётом эксплуатации или использования. Например, к мебели предъявляются такие требования, как дизайн, соответствие моде, материалы, отделка и т.д.

Определяющую роль в  формировании и оценке конкурентоспособности  продукции играет её качество, но с  учётом условий её потребления. Например, высокий шкаф не нужен владельцу малогабаритной квартиры, высококачественные лыжи будут бесполезны в местах, где снега не бывает вообще, а качество и пошив костюма не имеют смысла, если он вышел из моды.

Аналогично определяется уровень потребительских свойств  технических устройств длительного  пользования производственного и бытового назначения, для которых необходимо учитывать два дополнительных фактора: эксплуатационные расходы на срок службы и уровни послепродажного обслуживания (уровни сервиса). В этом случае формула примет вид:

КСр/с=            

где Эрi и Экi – соответственно годовые эксплуатационные затраты при использовании технических устройств рассматриваемого и конкурирующего вариантов; 

      Т – расчётный срок службы сравниваемых технических устройств;

      УПОр и УПОк уровень послепродажного обслуживания;

      - коэффициент эластичности.

При расчёте уровней  послепродажного обслуживания учитываются  продолжительность гарантийного срока  и условия его обеспечения(ремонт, замена), обеспеченность запасными  частями и т.д.

Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы заметить, что существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции:

    • инновационный – заключается в повышении уровня потребительских свойств продукции и её совершенствования с целью снижения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения её себестоимости;
    • ценовой – состоит в снижении цен на продукцию, создающем её ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;
    • развитие базы послепродажных услуг, т.е. сервиса, включающих обеспечение потребителей запасными частями и расходными материалами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период её эксплуатации.

Рассмотренный метод  количественной оценки конкурентоспособности продукции позволяет предприятию – изготовителю с большей уверенностью в успехе выходить на рынок и объективно оценивать свои возможности на рынке, определять эффективные пути и способы обеспечения и повышения конкурентоспособности производимой продукции. [8, стр. 127]

 

Методика 4.

Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических  объектов (например, оборудование) можно осуществлять по формуле:

Ка.о.=(Еа.о.л.о.)k1*k2*…*kn,

 где Ка.о.- конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы;

Еа.о.- эффективность анализируемого образца объекта, денежная единица;

 Ел.о.- эффективность лучшего образца – конкурента, используемого на данном рынке;

  k1*k2*…*kn- корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Конкурентоспособность можно определять и на основе нормативов.

Эффективность объекта  рассчитывается по формуле:

Е=Псс,

где  Пс- полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка;

          Зс- совокупные затраты за ЖЦТ.

Полезный эффект однопараметрических  параметров(т.е. система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность) можно определить по формуле:

Пс= Пч Фг К1 К2 …Кn ,

где  Т- нормативный  срок службы объекта, лет;

       Пч- часовая паспортная производительность объекта;

       Фг- годовой плановый фонд времени работы объекта;[13,стр. 170]

       К1 К2 …Кn- коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества объекта требованиям потребителя, невыгодность их выполнения, низкую организацию эксплуатации и ремонта. Все показатели берутся из оперативного или статистического учёта либо прогнозируются.

Методика 5.

Кроме рассмотренных методов оценки конкурентоспособности товаров можно применять матрицы Нильсена. Основу метода составляет таблица оценки коммерческого успеха нового товара. Метод предусматривает: а) комплексную оценку конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критерием - товарных, сбытовых, рыночных, производственных; б) градацию уровня коммерческого успеха по трем группам — «ниже среднего», «средние», «выше среднего», в) характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.  Метод в большей мере применим для оценки тактической или фактической конкурентоспособности.

Применение методов  наименьших квадратов сдерживает главный  критерий; число исходных данных по вертикали матрицы должно быть в три раза больше числа факторов — аргументов.

2.3. Методы оценки конкурентоспособности  фирмы

 Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет:

  1. разработать меры по повышению конкурентоспособности;
  2. выбрать партнёра для организации совместного выпуска продукции;
  3. привлечь инвестиции в эффективное производство;
  4. составить программы выхода фирмы на новые товарные рынки сбыта.

Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиции фирмы на рынке.

Среди наиболее известных  методов можно отметить матричный, разработанный "Бостонской консалтинговой группой". Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учётом жизненного цикла товара. В прямоугольной системе координат строится матрица, по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Заслуживает внимания также  метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. К числу недостатков метода следует отнести отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия подменяется конкурентоспособностью товара и не отражает других аспектов деятельности предприятия.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, даёт представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырёх групп показателей конкурентоспособности предприятия:

 

  1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности фирмы:
  • издержки производства на единицу продукции;
  • фондоотдача в стоимостном выражении;
  • рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;
  • производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
  1. Показатели финансового положения организации:
  • коэффициент автономии;
  • коэффициент платёжеспособности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности.
  1. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:
  • рентабельность продаж;
  • коэффициент затоваренности готовой продукцией;
  • коэффициент загрузки производственной мощности;
  • коэффициент эффективности рекламы.

4.  Показатели конкурентоспособности товаров:

  • качество товара;
  • цена товара.

Оценка конкурентной позиции предприятия требуется  для:

  • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  • выбора фирмы-партнёра для организации совместного производства продукции;
  • привлечения средств инвестора в перспективное производство;
  • составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В любом случае проведение оценки преследует цель определения положения фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при условии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.

 

3. РАСЧЕТЫ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ   И  ФИРМЫ

3.1. Оценка конкурентоспособности продукции

   Важнейшей характеристикой продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:

,    (2.1)

где Kij – коэффициент конкурентоспособности;

 Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;

Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

Очевидно, что если Kij > 1, то продукция i-й фирмы по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов (К). Если для i-й фирмы более 50 % значений К > 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

Результаты расчетов можно представить в матричном  виде:

№ п/п

Коэффициенты (Кij)

Фирмы

1

Ki1

K11

K12

K1j

K1m

2

Ki2

K21

K22

K2j

K2m

3

4

Kin

Kn1

Kn2

Kij

Knm

Информация о работе Определение особенностей конкуренции и ее виды