Определение особенностей конкуренции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовик по маркетингу.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

  В этой таблице все коэффициенты приводятся в двух возможных вариантах:

  • сравнение показателей j-й фирмы и всех остальных фирм;
  • за основу сравнения (j) берутся стандарты качества и сложившиеся рыночные цены на анализируемую продукцию.

В курсовой работе произведена оценка конкурентоспособности продукции четырех фирм-производителей строительного кирпича. В качестве значений j принимаются стандарты по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150.

 

 

 

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно быть меньше 6 %

Масса, кг

должно быть не более 4,3 кг

Средняя рыночная цена, р./1000 шт.

2500,0

2600,0

2700,0


 

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МПа

Водопоглощение, %

Масса, кг

марка 100

марка 125

марка 150

марка 100

марка 125

марка 150

1.ОАО "Стройкерамика"

2539,0

2669,0

2749,0

10,0

12,5

15,0

5,7

4,2

2. ОАО "ЗСМ–7"

2529,0

2639,0

2759,0

9,0

12,0

14,0

5,8

4,3

3.ЗАО "Кирпичный завод р.п.  Маслянино"

2569,0

2619,0

2719,0

9,5

12,6

14,5

6,2

4,1

4. ОАО "Черепановский ЗСМ"

2549,0

2629,0

2739,0

9,7

12,0

13,5

6,1

4,4


 Расчеты проводятся по каждой марке кирпича.

1. Прочность, МПа.

а) марка 100:

  

б) марка 125:

в) марка 150:

2. Водопоглощение, %.

а) марка 100:  Рассчитывая по тому же принципу и меняя только Тi, и Цi , получим:  К42=0,956; К43=1,005; К44=0,997;

б) марка 125: К52=0,953; К53=1,026; К54=1,006;

в) марка 150: К62=0,946; К63=1,026; К64=1,003;

3. Масса, кг.

а) марка 100: К72=1,0116; К73=0,924; К74=1,003;

б) марка 125: К82=1,015; К83=0,943; К84=1,012;

в) марка 150: К92=1,022; К93=0,943; К94=1,009.

Представим расчёты  в матричном виде:

Коэффициенты (Кij)

марки

Фирмы

1

2

3

4

1

Прочность

100

125

150

1,056

1,027

1,018

0,8897

0,946

0,913

0,924

1,001

0,96

0,95

0,9496

0,888

2

Водопоглоще-ние

100

125

150

0,935

0,925

0,933

0,956

0,953

0,946

1,005

1,026

1,026

0,997

1,006

1,003

3

Масса

100

125

150

0,96

0,952

0,96

1,0116

1,015

1,022

0,924

0,943

0,943

1,003

1,012

1,009


 Сравнив полученные результаты и стандарты по ГОСТу можно сделать несколько выводов о конкурентоспособности продукции по каждой фирме - производителю:

Марка 100:

 а) по цене: 1- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма),

                   2- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма),

                   3- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма),

                    4- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»(3 фирма).

  б) по прочности: 1- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма),

                               2- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма),

                               3- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»(3 фирма)                                                                  

                               4- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма).

  Марка 125:

             а) по цене: 1- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»(3 фирма),

                       2- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма),

                       3- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма),

                       4- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма).

   б) по прочности: 1- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»

                                 2- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма),

                                 3- поделили 2 и 4 фирма.

   Марка 150:

    а) по цене: 1- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»(3 фирма),

                       2- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма),

                       3- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма),

                       4- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма).

    б) по прочности: 1- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма),

                                  2- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»,

                                  3- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма),

                                  4- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма).

Водопоглощение: 1- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»(3 фирма)

                               2- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма),

                                3- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма),

                                4- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма).

Масса: 1- ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино»(3 фирма),

            2- ОАО «Стрйкерамика» (1 фирма),

            3- ОАО «ЗСМ-7» (2 фирма),

            4- ОАО « Черепановский ЗСМ» (4 фирма).                   

3.2. Матричный подход к определению  конкурентоспособности фирмы

 

 Для того чтобы практически оценить конкурентоспособность фирмы, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.

Приведенные в курсовой работе показатели наиболее доступны и распространены.

Объем продаж является показателем, с помощью которого может быть определена доля фирмы на рынке (доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).

Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о фирме и ее продукции.

Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить фирма.

Размещение следует рассматривать как географический фактор расположения производителя относительно потенциальных потребителей. Иногда этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж могут резко возрасти цены на продукцию.

Качество характеризует конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в качестве продукции, со временем безусловно утрачивает свои конкурентные преимущества.

Реклама является составным элементом коммуникационной стратегии фирмы. В бюджете маркетинговой деятельности фирмы предусматриваются расходы на рекламную деятельность, которые относят к коммерческим расходам и включают в полную себестоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу могут повлечь удорожание продукции. В то же время инициативность, активность и наступательность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории.

Рентабельность – это относительный показатель, который характеризует эффективность хозяйственной деятельности фирмы. Различают много разновидностей определения этого показателя, но в основе расчетов всегда лежит прибыль фирмы. С позиции маркетинга наиболее важной является рентабельность продаж. Сущность этого показателя в том, что можно получить одну и ту же прибыль в абсолютном (денежном) выражении при разных объемах продаж. Поэтому чем выше рентабельность продаж, тем более эффективно работает фирма.

Рентабельность  продаж (Р) =

Р1= - рентабельность первой фирмы;

Р2= - рентабельность второй фирмы;

Р3= - рентабельность третей фирмы;

Р4= - рентабельность четвёртой фирмы;

Любая фирма, как и  ее продукция, имеет разные этапы  жизненного цикла. На некоторых из них, в частности на стадии роста и зрелости, особо важными становятся финансовые аспекты конкурентоспособности. Эти аспекты могут быть раскрыты в целой системе финансовых показателей и критериев. Так, для развития фирмы могут потребоваться дополнительные инвестиционные ресурсы. Их привлечение может существенно изменить структуру пассива баланса. Финансовый рычаг характеризует эту структуру, т.е. соотношение заемных и собственных средств. Чем ближе такое соотношение к оптимальному, тем лучше. Смысл оптимального значения финансового рычага заключается в том, что предприятие, начинающее или развивающее свою деятельность, должно иметь не только заемные, но и собственные средства в соотношении примерно 2:3. В этом случае финансовое положение фирмы относительно устойчиво и в финансовом аспекте она инвестиционно привлекательна и конкурентоспособна.

Финансовый  рычаг(ФР) =

  ФР1= первой фирмы;

  ФР2= второй фирмы;

     ФР3= третей фирмы;

     ФР4= четвёртой фирмы;

 

Показателей ликвидности предприятия несколько. В целом эта группа показателей показывает способность фирмы рассчитываться по своим обязательствам. Среди этих показателей текущая ликвидность характеризует общую ликвидность активов, т.е. погашение краткосрочных обязательств (выплаты заработной платы, перечисления налоговых платежей, пенсионных обязательств и т.д. – то, что должно осуществляться регулярно в краткосрочном периоде) за счет текущих активов (материальных и денежных средств в составе оборотных активов).

Текущая ликвидность (ТЛ) =

ТЛ1= первой фирмы;

ТЛ2= второй фирмы;

ТЛ3= третьей фирмы;

ТЛ4= четвёртой фирмы;

Оформим расчёты в таблице:

 

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1. Объем продаж, тыс.  р.

25 039

29 739

45 339

300 039

2. Имидж

10

5

30

70

3. Рентабельность продаж

15,13

30,09

20,07

18,02

4. Цена

2590

2600

2630

2580

5. Размещение

0,8

0,4

0,5

0,2

6. Качество продукции

0,8

0,9

0,9

1,0

7. Реклама

539

739

889

2539

8. Финансовый рычаг

1,428

1,19

0,67

0,9

9. Текущая  ликвидность

1,55

0,989

1,4

7,82

Информация о работе Определение особенностей конкуренции и ее виды