Определение особенностей конкуренции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе, я хочу рассмотреть такие понятия как конкуренция, конкурентоспособность, а также формы конкурентного сосуществования и попытаться оценить конкурентоспособность фирмы и продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………2
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ………………………………………….4
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ……….4
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовик по маркетингу.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)
    • желания предоставить доказательства в пользу ранее выдвинутых концепций;
    • стремления игнорировать факты, не согласующихся со сложившимися убеждениями ;
    • представления наиболее опасных намерений конкурентов в качестве оборонительных действий при любом развитии событий в будущем;
    • желания получить поддержку выбранной стратегии и обусловленного им стремления представить её в качестве наилучшего средства противодействия усилиям конкурентов.

В общем случае фирмы  концентрируют своё внимание на крупнейших конкурентах по той причине, что  эффективность действия любой организации  зависит от её возможностей управления имеющимися ресурсами. Информация о конкуренции должна включать в себя сведения о способности конкурента мобилизовать свои ресурсы и о размещении им своего потенциала при разработке и реализации стратегии.[2]

Потенциал конкурента представляет интерес, т.к. он определяется его возможностями.

Для оценки реакции конкурентов Портер предлагает собирать следующую информацию:

    1. о целях.
    2. о текущих стратегиях.
    3. об основных убеждениях.
    4. о возможностях.

Поведение конкурентов  позволяет понять, к какому типу они относятся:

      • создатели новых товаров. Часто используют инновации и помнят о НТР.
      • Умелые деятели рынка. Их успех основывается на глубоком понимании рынка и его тенденций.
      • Последователи лидера. Обычно не представляют большой опасности.
      • Плывущие по течению. Такой тип конкурентов нередко встречается среди крупных организаций, утративших правильную ориентацию.
      • Потенциальные интервенты из других отраслей. Выходят на рынок с новыми товарами, созданными на более совершенной технологической базе, но рассматриваются не более чем как неумелые маркетеры. [12]

История деятельности конкурента может служить индикатором его будущих намерений и отражаться в его способности адаптироваться к изменениям внешней среды, предвидеть тенденции и осваивать новые навыки.

В настоящее время  большое внимание уделяется сбору  информации. Даже малые фирмы начинают осознавать преимущество получения правильного представления о рыночной позиции и вероятных действиях конкурентов с учётом их возможностей и подразумеваемых намерений. Однако при этом вызывают сомнения в своей этичности различные формы широко используемого промышленного шпионажа. Несмотря на все моральные соображения, экономический эффект может быть исключительно высоким и намного превосходить последствия уголовного преследования за подобную деятельность. Поэтому промышленный шпионаж не смотря ни на что пользуется большим успехом и спросом среди конкурирующих фирм.

 

1.3. Формы конкурентного сосуществования

 

Конкуренция означает борьбу с разного вида соперниками. Но она не является единственным методом разрешения конфликтов между конкурентами. Существуют три способа разрешения конфликтов между соперничающими фирмами:

    1. правовой
    2. посредством сотрудничества
    3. посредством конкурентной борьбы.

Первый способ (правовой) используется в тех случаях, когда фирмы вынуждены с помощью закона защищать свой рынок и свою доминирующую позицию на нем. Часто возникает ситуация появления товаров-"двойников", когда многие магазины пытаются "продвигать" свой товар, используя рекламу марок-лидеров. Можно привести множество примеров, связанных с недобросовестным ведением бизнеса. Так, Intel вала серию судебных исков для сохранения своей доминирующей позиции на рынке чипов. В таких и многих других случаях фирмы-конкуренты обращаются в первую очередь к помощи закона.

Второй способ используется чаще всего в ситуации, когда конкуренция  становится "ожесточенной". В ее условиях между конкурентами устанавливается определенная форма сотрудничества. Основные причины этого сотрудничества следующие: 1) конкурентам необходимо осуществлять скоординированные действия;

                                               2) у конкурентов имеются общие интересы  – не допустить на рынок новые фирмы или заменители традиционных товаров;

                                              3) дальнейшая борьба слишком убыточна.

Форма конкурентного  сосуществования, основанная на сотрудничестве, весьма разнообразна. Фирмами может устанавливаться мир, основанный на интеграционных соглашениях. Фирмы идут на подобные соглашения, т.к. верят, что они приведут к увеличению объёма рынка, которое пойдёт на пользу всем его участникам.

 Также, соглашения могут быть и дистрибутивными, когда "распределение пирога" отражает относительные возможности каждого из конкурентов. В этом случае мир устанавливается "по праву сильного". Обычно он существует в трех основных формах: равновесия (баланса) сил, гегемонии и империи.

Рассмотрим первую форму  – равновесие сил. В этом случае ни одна из фирм не является настолько  могущественной, что её соперники  оказываются не в состоянии  сохранить  свою рыночную долю при атаке основного  конкурента. При этом многое зависит от того, верит ли фирма в намерения своих конкурентов продолжать своё сотрудничество.

Второй формой является лидерство. Она возникает вследствие занятия одной из фирм доминирующего  положения на рынке. Конкуренты признают лидирующее положение фирмы, т.к. здравомыслие подсказывает им, что в этом и заключается их преимущество.

Империя. В случае её возникновения  лидирующая фирма старается поглотить  своих соперников или добиться их абсолютного подчинения своему диктату. Такие фирмы вынуждены часто идти на компромисс  и даже уступать конкуренту.

Рассматривая вышеизложенные формы сосуществования, нельзя не затронуть  вопрос сотрудничества фирм. Само сотрудничество подразумевает осуществление совместных действий для достижения общих целей. Конкуренция напротив, обычно рассматривается как принятие мер для завоевания чего – либо.  Однако конкуренция и сотрудничество не являются взаимоисключающими понятиями, поскольку существует понятие частичное сотрудничество. Примерами подобного сотрудничества является создание совместных предприятий и договорённости между фирмами, занимающимися экспортом своих товаров в страны, устанавливающие квоты на импорт.[11]

 

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ

2.1. Теоретические  аспекты   оценки конкурентоспособности  продукции  и  фирмы

 

Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке.

В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем – фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом. Конкурентоспособность предприятия – "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности".[5]

Конкурентного преимущества фирмы  добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:

  1. новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;
  2. новые или изменившиеся запросы покупателей;
  3. появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
  4. изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;
  5. изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

В сумме экономическая  и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.

В экономической литературе выделяют следующие методы изучения конкурентоспособности:

  • с позиции сравнительных преимуществ;
  • на базе теории равновесия;
  • на базе теории эффективной конкуренции;
  • на базе теории качества товара;
  • матричные методы;
  • индикаторный метод.[4]

2.2. Методики оценки конкурентоспособности  продукции

 

Существует  множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки. Ниже приведены некоторые из них, я предлагаю ознакомиться с этими методиками по ближе.

Методика 1

Определение комплексного показателя конкурентоспособности по методике М.Г. Долинской и И.А. Соловьёвым, согласно которой расчёт конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций.

1. Определение единичных показателей конкурентоспособности (q) как отношение величины первого параметра для анализируемого товара (P) к величине первого параметра базового образца (P10).

;     (1.1)

 

.     (1.2)

2. Из формул (1.1) и (1.2) выбирается та, которая соответствует улучшению параметра показателей (в данном случае). Далее рассчитываются групповые показатели (индексы) конкурентоспособности (Imn), которые характеризуют соответствие товара потребности в нём.

,

где  n – число технических параметров, участвующих в оценке;

ai – вес i-го параметра в общем наборе;

qi – единичный показатель по i-му техническому параметру;

Imn – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100 %.

 

3. Расчет уровня конкурентоспособности (К) с помощью групповых показателей по одной группе параметров:

где Imn (1), Imn (2) – показатели конкурентоспособности для первого и второго товаров-конкурентов.

4. Расчет групповых показателей конкурентоспособности по экономическим критериям, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности).

5. Определение интегрального показателя конкурентоспособности (К) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:

где С – групповой  показатель конкурентоспособности  по экономическим параметрам.

Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком – отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами и другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов "Технические требования к качеству".

Эта методика из всех потребительских  показателей учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать ее для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты.

  

Методика 2

Методика оценки интеграционного  показателя уровня конкурентоспособности  предложена О.Д. Андреевой и предусматривает следующие операции.

1. Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:

Цп = Ц1 + Р2 + С3 + С4 + С5 + Р6 + Р7 + Р8 + О9 + С10 + С11 ,

где  Ц1 – цена рынка;

Р2 – расходы на транспортировку;

С3 – стоимость установки;

С4 – стоимость хранения;

С5 – стоимость технической информации и прочей документации;

Р6 – расходы по обслуживанию изделия;

Р7 – расходы на топливо и электроэнергию;

Р8 – расходы на ремонт;

О9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 – стоимость страхования;

С11 – стоимость утилизации.

 

2. Расчет показателя  конкурентоспособности (К):

где  Q – качество товара;

С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.

 

3. Определение уровня конкурентоспособности как строительного показателя, отражающего отличие анализируемого товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

Информация о работе Определение особенностей конкуренции и ее виды