Определение уровня конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести оценку конкурентоспособности продукции на рынке на примере продукции ОАО «Ипотечная корпорация РБ» и разработать рекомендации по её повышению.
Задачами данной курсовой являются:
Определить экономическую сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия
Выделить факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия
Определить основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………..5
1.1 Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………5
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………….9
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………….14
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ИПОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ РБ"……………..20
2.1 Характеристика предприятия ОАО "Ипотечная корпорация РБ" и анализ финансово-экономического положения предприятия………………..20
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия……………………27
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…………….29
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ИПОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ РБ"……………..31
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………...31
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………33
ЗАЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсач маркетинг будаева.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

     Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Менеджмент, маркетинг, коммерция»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему: «Определение уровня конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия»

 

 

 

 

 

Выполнил: Будаева В.Э.

Студент гр. Б-540

Проверил: Цыдыпова И.Б.

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………..5
  2. 1.1 Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………5
  3. 1.2  Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………….9
  4. 1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………….14
  5. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ИПОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ РБ"……………..20
  6. 2.1 Характеристика предприятия ОАО "Ипотечная корпорация РБ" и анализ финансово-экономического положения предприятия………………..20
  7. 2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия……………………27
  8. 2.3 Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…………….29
  9. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ИПОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ РБ"……………..31
  10. 3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………...31
  11. 3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………33

ЗАЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы настоящей  работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг). В условиях развитых рыночных отношений каждая фирма, каждый предприниматель должны иметь свою стратегию, найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без "стратегического видения" будущего, без поиска долговременных "качественных" преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса. Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования.

Национальная экономика  от высококачественной продукции имеет  ряд конкурентных преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Снижение качества продукции снижает ее конкурентоспособность. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции, повышения качества продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.

Развитие рыночных отношений в России в последние годы привело к обращению к тем правовым институтам, которые способны обеспечить их эффективное функционирование. Одним из таких институтов является ипотека.

Интерес к этой проблеме обусловлен как относительной новизной института ипотеки для правоотношений, возникающих в России в сфере предпринимательства, так и многочисленными, но пока еще не разрешенными вопросами теоретического и практического порядка, которые возникают при реализации прав, вытекающих из залога.

Объектом исследования является ОАО «Ипотечная коропорация Республики Бурятия»

Цель работы - провести оценку конкурентоспособности продукции  на рынке на примере продукции  ОАО «Ипотечная корпорация РБ» и  разработать рекомендации по её повышению.

Задачами данной курсовой являются:

  • Определить экономическую сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия
  • Выделить факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия
  • Определить основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Экономическая сущность  и понятие конкурентоспособности  продукции предприятия

Развитие рыночных отношений  неразрывно связано с борьбой  товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция.

Понятие конкуренции  лежит в основе такой экономической  категории, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.

 Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

Термин «конкурентоспособность»  рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность – это, прежде всего, способность конкурировать или соперничать. Дальнейшее уточнение данного термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет ответить на следующие вопросы:

  1. С кем (чем) конкурировать?
  2. По каким критериям и показателям?
  3. На каком уровне конкурировать?

Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности 1объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.

Конкурентоспособность продукции  лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

Нередко конкурентоспособность  продукции отождествляют с качеством  продукции, забывая, что, во-первых, с  позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.

Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается  только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

При оценке конкурентоспособности  экспортируемых отечественных товаров  необходимо учитывать наличие таких  факторов, как недостаточность технической  и экономической информации, так как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.

На рынке товаров  конкурентоспособность рассматривается  с точки зрения потребителя. При  этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления (Эп), определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С). Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:

Эп=P/С ® max;

В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственных  интересах. Рентабельность его собственной  деятельности - основное условие коммерческого  успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оцениваются как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание.

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен  и выражает прежде всего стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.2

В общем, виде, конкурентоспособность  – это сравнительное преимущество.

Начало создания теории сравнительных преимуществ относят  к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

Новые тенденции в  развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как  наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

По Портеру, конкурентоспособность  не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

Информация о работе Определение уровня конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия