Определение уровня конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести оценку конкурентоспособности продукции на рынке на примере продукции ОАО «Ипотечная корпорация РБ» и разработать рекомендации по её повышению.
Задачами данной курсовой являются:
Определить экономическую сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия
Выделить факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия
Определить основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………..5
1.1 Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………5
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………….9
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………….14
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ИПОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ РБ"……………..20
2.1 Характеристика предприятия ОАО "Ипотечная корпорация РБ" и анализ финансово-экономического положения предприятия………………..20
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия……………………27
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции предприятия…………….29
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ИПОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ РБ"……………..31
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………...31
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………33
ЗАЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсач маркетинг будаева.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

М. Е. Портер считает необходимым  проводить анализ среды. Портер выделил  следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рис. 1.1.1) и назвал их «детерминанты ромба».


 




 


 

 

Рис. 1.1.1 - Детерминанты «стратегического ромба»

Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может  быть поддержана без постоянного  совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.

 

    1. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия

Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности 3потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества товара:

    • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
    • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
    • символические: статус, престиж, класс;
    • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного  товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

Качество – это  расчетная способность марочного  товара выполнять свои функции. В  понятие качества входят долговечность  товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и  потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его  производства также является не столько  технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.

Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности  товаров и услуг является цена.

Цена товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости  товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

Факторы, влияющие на определение  цены товара:

  1. Совокупные издержки производства;
  2. Затраты общественного труда;
  3. Качество товара;
  4. Функции и свойства товара;
  5. Квалификация персонала;
  6. Технологический уровень производства;
  7. Налоговое законодательство страны;
  8. Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
  9. Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;
  10. Упаковка товара;
  11. Известность фирмы;
  12. Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
  13. Маркетинговая деятельность фирмы;
  14. Спрос и предложение на данную продукцию;
  15. Торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии  ценообразования фирме предстоит  решить, каких именно целей она  стремится достичь с помощью  конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее.

1. Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.

2. Максимизация текущей  прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

3. Завоевание лидерства  по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен.

4. Завоевание лидерства  по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

Следующий фактор, оказывающий  большое влияние на конкурентоспособность  товаров и услуг – это уровень  квалификации персонала и менеджмента.

Уровень квалификации персонала и  менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать  новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

Уровень квалификации менеджмента  играет наиболее важную роль в обеспечении  конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.

Способность производить продукцию  высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без 4применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

 

    1. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия

Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько  способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

Цп = Цпр + Ип, где

Цп — цена потребления;

Цпр — цена продажная;

Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы  делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы 5(энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц  можно определить по формуле

где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А — годовая величина амортизации;

Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн — нормативный срок службы.

По мере старения изделия  сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса  потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь  как этот товар проявит себя при  его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника  одинакова по производительности и  сроку службы. Если эти параметры  разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

Технические параметры  при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным  является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентос6пособным является тот, у которого ниже себестоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание. Дело в том, что в России за 1995 г. цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации. Это совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в психологическом плане не готовы к этому.

Информация о работе Определение уровня конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия