Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:01, реферат
Основными достоинствами вторичных исследований являются:
- затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований;
- большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичной информации, поэтому первичные исследования становятся не нужными;
- возможность использования результатов кабинетного исследования, в случае если поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, для определения задач полевого исследования, его планирования и использования выборочного метода.
2. Желание принять
участие в исследовании. Очень
часто исследователи
3. Наличие у
респондента возможности
4. Наличие у
респондентов необходимых
На выбор методов исследования значительное влияние оказывает характер задаваемых вопросов. Одним из ключевых критериев можно считать сложность задач, с которыми придется справиться опрашиваемым. К примеру, участие в тестировании рекламного ролика или дегустации нового продукта требуют определенной подготовки, наличия соответствующего оборудования, выделение специального помещения, а также тщательного контроля за соблюдением условий исследования.
Опросы могут различаться не только по сложности, но и по количеству информации, которую приходится давать респондентам. К примеру, в рамках одного исследования респондентам придется представить развернутые ответы о своем стиле жизни, информацию о себе, высказать обоснованное мнение о данном продукте. А в другом исследовании от респондента могут потребовать всего лишь ответить, какую рекламу он увидел у входа в магазин, и чем она ему запомнилась.
Стоит отметить
и такой немаловажный фактор,
как длительность интервью. Личные
опросы бывают достаточно
Имеются и другие методы маркетингового опроса, которые можно считать промежуточными. Иногда возможно комбинирование нескольких методов: к примеру, телефонный опрос может быть дополнен опросом по почте.
Выбор методов исследования во многом будет зависеть от того, насколько чувствительной может считаться данная тема, насколько сильно она затрагивает интересы респондентов, отвечает их морально-этическим характеристикам. В качестве подобных тем можно привести вопросы личной гигиены, благотворительности, сдачи крови или отношения к представителям другой расы. Если тема может считаться чувствительной, использование методов личных интервью обычно не позволяет получить качественные результаты. Лучше ограничиться компьютерным или телефонным интервью.
Окончательный выбор методов будет учитывать все вышеприведенные факторы. Однако при этом имеется риск получения противоречивых результатов. При выборе методов, важную роль будет играть такой фактор, как опыт самих специалистов, их квалификация, владение конкретными методами получения информации. Чтобы проводимый опрос отличался необходимой эффективностью, при выборе методов нужно ответить на следующий вопрос: «Какой метод исследования окажется оптимальным с точки зрения полноты и репрезентативности информации, и в то же время позволит уложиться в отведенные сроки и отпущенный бюджет?».4
Виды опросов в маркетинговых исследованиях
Существует несколько видов опросов, они зависят:
Далее остановимся подробней на каждом из видов опроса, рассмотрим технологию проведения и разновидности.
Личное интервью (face-to-face)
Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.
Личное интервью — опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом.
Личные интервью различаются:
Проведение личного интервью включает в себя несколько этапов:
Личное интервью является надежным методом изучения потребительских предпочтений. Оно незаменимо в том случае, когда необходимо представление респонденту значительного объема наглядной информации. Личное интервью чаще всего используется для:
изучения потребителей
(определение портрета и
изучения рынка (определение объема и долей рынка, его характеристик и тенденций развития); разработки комплекса маркетинга (поиск незанятых ниш и разработка нового продукта, оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка, определение оптимальной цены, тестирование рекламных материалов, исследование коммуникационных каналов, оценка эффективности рекламной кампании, изучение каналов распределения).
Телефонный опрос
Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.
Телефонные интервью различаются по типу респондентов:
Проведение телефонного интервью включает в себя несколько этапов:
Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75%. В противном случае полученная информация будет недостоверна.
Для справки: проводной телефон есть только у 30% российских семей, проживающих в городах, и лишь у 11% семей, проживающих в селах. В пересчете на каждого жителя России обеспеченность проводными телефонами составляет около 20%. Только в Петербурге и в Москве телефонизированы более 80% квартир.
Как правило, в ходе телефонного опроса изучается уровень знания марки, уровень потребления марки, лояльность марке.
В ходе телефонного опроса имеется возможность получать оперативную информацию о реакции рынка и потребителей действия предприятия и его конкурентов. Телефонный опрос позволяет без больших финансовых затрат проводить замеры рынка до, во время и после проведения рекламной кампании и путем сопоставления их результатов оценивать эффективность рекламных мероприятий.
В случае проведения
телефонного опроса юридических
лиц имеется возможность
Почтовый опрос
Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. Его отличие заключается в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос обычно используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение читателей о своем издании, или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме. В последнее время коммерческие фирмы совместно с периодическими изданиями стали проводить своеобразные рекламно-исследовательские акции.
Проведение почтового включает в себя несколько этапов:
Сравнительный анализ видов опросов
В основном опросы отличаются друг от друга лишь способом контакта с опрашиваемым. Конечно, любой из видов опросов имеет свои положительный и отрицательные стороны.(табл. 1)5
В интервью личном (лицом к лицу) опрос проводится как личная беседа между интервьюером и опрашиваемым. Хорошо подходит для ситуаций, когда в ходе опроса необходимо показать много наглядного материала. При опросе телефонном возможно узнать мнения практически по любым вопросам и у любой аудитории, кроме того, не занимает много времени и не требует серьезных денежных вливаний. Для опроса почтового требуется профессиональная подготовка. Зато нет необходимости в большом штате сотрудников-интервьюеров, поскольку личного контакта не требуется: анкеты рассылаются опрашиваемым по почте, и ответы на них приходят тем же путем.
Вид |
Преимущества |
Недостатки |
В личной беседе |
Небольшие затраты времени. Возможность наблюдения за реакцией интервьюируемого. Интервьюирующий может объяснить вопрос. Демонстрация продукта. Незначительное число отказов от интервью со стороны респондентов. Легко задавать сложные вопросы, так как интервьюер может дополнительно разъяснить респонденту непонятый вопрос. |
Нужны специалисты со знанием психологии. Ограниченность по объему вопросов и численности интервьюируемых. Сложность в обработке информации. Охват небольших территорий. Высокая стоимость. Присутствует влияние интервьюера на респондентов. Довольно сложно обеспечить должный уровень контроля за работой интервьюеров. |
По телефону |
Небольшие затраты времени. Относительно невысокая стоимость. Охват больших территорий. Возможность контроля. |
Ограничения по объему вопросов. Отсутствие контроля за достоверностью информации. Сложность в компоновке ответов. Субъективные факторы, например, нежелание давать интервью, вести разговор. Небольшая длительность (не более 15 минут). Телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор). |
По почте (в письменном виде) |
Широкий охват аудитории. Возможность компьютерной обработки информации. Представительность выборки. Возможность контроля достоверности ответов. Дешевизна опроса: почтовый опрос является одним из самых дешевых методов сбора информации. Простота организации опроса: нет необходимости в подготовке большого штата интервьюеров и контроле за их работой. Время для заполнения анкеты выбирает сам респондент, а, значит, он может спокойно разобраться со всеми сложными вопросами. |
Большие затраты времени. Относительно дорогой. Требует профессиональной подготовки анкеты. Не все вопросы анкеты могут быть понятны респонденту. Низкий процент возврата анкет. Обычно возврат анкет при почтовом опросе не превышает 30-50%. Реальная опасность получения «смещенной» информации. |