Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:51, дипломная работа
Целью нашего исследования является организация маркетинговых исследований конкретного предприятия — Общества с ограниченной ответственностью «Русагро Марий Эл».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации и проведения маркетинговых исследований;
дать общую характеристику ООО «Русагро Марий Эл»
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 Основные принципы и порядок проведения маркетинговых исследований 7
1.2 Разработка плана маркетингового исследования 13
1.3 Оценка конкурентоспособности товара 19
1.4 Изучение рынков сбыта 22
2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РУСАГРО МАРИЙ ЭЛ» 34
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Русагро Марий Эл» 34
2.2 Оценка финансово-экономической деятельности ООО «Русагро Марий Эл» 40
2.2.1 Основные технико-экономические показатели ООО «Русагро Марий Эл» 40
2.2.2 Оценка объёма реализации продукции 43
2.2.3 Оценка затрат на производство и сбыт продукции ООО «Русагро Марий Эл» 46
2.2.4. Оценка трудовых ресурсов ООО «Русагро Марий Эл» 51
2.2.5 Оценка эффективности использования основных фондов ООО «Русагро Марий Эл» 54
2.2.6 Оценка финансовых результатов ООО «Русагро Марий Эл» 55
2.2.7. Оценка показателей рентабельности и ликвидности ООО «Русагро Марий Эл» 57
2.3. Маркетинговые исследования деятельности ООО «Русагро Марий Эл» 60
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РУСАГРО МАРИЙ ЭЛ» 77
3.1. Описание продукции 79
3.2. Оценка рынка сбыта 81
3.3. Оценка конкурентов 82
3.4. Стратегия и план маркетинга 83
3.5. Прогноз объемов продаж 85
3.6. План производства 86
3.7. Организационный план 88
3.8. Юридический план 90
3.9. Оценка рисков 92
3.10. Стратегия финансирования 94
3.11. Финансовый план 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Рабочая гипотеза — основа для
определения той системы
Получение и анализ эмпирических данных связаны с разработкой рабочего инструментария, который представляет собой совокупность методов и средств сбора, обработки и анализа информации для проверки рабочей гипотезы исследования.
Рабочий инструментарий — это не механический набор методов и приемов, а целенаправленный их выбор для решения конкретных, специфических задач. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих определение:
Особое значение в процессе получения эмпирических данных, осуществляемом в соответствии с выбранным рабочим инструментарием, имеют специальные выборочные исследования: опросы населения и специалистов, экспертиза. Они позволяют глубже раскрыть конкретную проблему маркетинговой деятельности предприятия.
Наибольшую важность при обработке и анализе материалов имеют прогностические расчеты относительно развития исследуемых проблем. При этом широко используются методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок.
Итогом проведенного исследования является разработка выводов и рекомендаций, которые должны непосредственно вытекать из результатов разработки, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых проблем.
Результаты исследования могут быть представлены в виде краткого общедоступного изложения существа проблемы либо полного научного отчета, в котором в систематической наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.
В отчете по итогам исследования должна быть отражена следующая информация:
Являясь важнейшей функцией маркетинга, исследования предполагают их четкую организацию. Решение о формировании самостоятельного подразделения по исследованию маркетинга в значительной мере зависит от положения и намерений предприятия, стратегии и тактики его рыночной деятельности, а также от его возможностей и профессионального потенциала работников.
1.2 Разработка плана маркетингового исследования
Планирование — процесс
Важным этапом маркетингового исследования является разработка плана исследования, которая является самой важной стадией процесса маркетингового исследования. В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило долгосрочных, планов и тактических, годовых планов маркетинга.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы, методы социальных исследований.
Главное отличие методов
Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых исследований, представляют экономико—математические методы (статистические методы обработки информации, многомерные методы, регрессионные и корреляционные методы, имитационные методы, детерминированные методы исследования операций, гибридные методы и др.).
Математическое моделирование в маркетинговых исследованиях затруднено. Это обусловлено тем, что маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями. В маркетинге редко что повторяется, в нем все разное для разных ситуаций. Маркетинг ориентирован на конкретных потребителей, а потребители разные. В условиях глубоких и быстрых изменений внешней среды математическая модель не в состоянии предсказать влияние изменения, которое изначально не было в ней учтено. В отличие от эксперта математическая модель не способна к импровизации и не может приспособиться к глубоким изменениям внешней среды.
Выбор конкретного типа исследования определяется целями исследования и задачами, которые решаются на отдельных этапах его проведения. Отдельные типы маркетинговых исследований применяются не только на этапе определения проблем и целей исследования, но и в процессе их проведения.
Среди методов проведения разведочных исследований можно выделить следующее: анализ вторичных данных, изучение опыта, анализ конкретных ситуаций, работа фокус—групп, проекционный метод. Некоторые из этих методов могут применяться также при использовании других типов исследований. На практике при проведении конкретного маркетингового исследования, обычно используется не один, а все типы исследований.
Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых решениях.
Планирование маркетинга в разных компаниях осуществляется по—разному, в зависимости от содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Так, диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта. На другом полюсе — план маркетинга, основанный на широчайшем рассмотрении стратегии бизнеса. Он может включать в свой состав цели и программы выполнения некоторых не маркетинговых функций (исследования и разработки, производство и др.).
Маркетинговые планы обычно состоят из нескольких разделов, которые представлены в таблице.
Таблица 1
Примерное содержание плана маркетинга по основным разделам
Раздел плана |
Содержание |
Краткий обзор и содержание плана |
Представляются основные тезисы предлагаемого плана |
Ситуация на рынке |
Основные данные, характеризующие состояние макросреды, продукт и каналы распределения. |
Анализ возможностей и проблем |
Содержит анализ основных возможностей угроз, сильных и слабых сторон и производственных проблем. |
Перечень задач и проблем |
Определяет финансовые и маркетинговые задачи плана, выраженные в показателях объема сбыта, сегментирования рынка и рентабельности. |
Маркетинговая стратегия |
Представляет основные направления маркетинговой программы, используемые для достижения целей плана. |
Программа действий |
Представляет специальную |
Определение планируемых прибылей и убытков |
Содержит прогноз ожидаемых финансовых результатов реализации плана. |
Контроль |
Показывает способы проверки исполнения плана. |
В систематизированном плане
Важным является и соблюдение требования о ранжировании задач.
Общий план маркетинга можно считать плохо систематизированным, если краткосрочная прибыль получается за счет средне – и долгосрочной. Это имеет место, если для временного увеличения прибыли уменьшаются расходы на маркетинговые исследования или на планирование развития одной ассортиментной единицы продукции.
Классика маркетинга учит, что ресурсы фирмы должны распределяться среди ее стратегических подразделений так, чтобы средства представлялись тем из них, кто имеет большой потенциал на данном сегменте рынка. При этом выявленные целевые рынки, образцы продукции, уровни цен каждого плана должны различаться, но не противоречить друг другу. Деятельность по реализации и договоренности с участниками каналов сбыта должны быть так согласованы во времени, чтобы в системе не создавалась напряженность, связанная одновременными и дорогостоящими требованиями двух или более подразделений.
Несмотря на то, что план продвижения имеет, как правило, дело с одним стратегическим элементом, он также должен увязываться с планами продукции, реализации и ценообразования; отражать образ продукции компании; стимулировать сотрудничество участников канала сбыта и демонстрировать, что товары стоят установленных на них цены и имеют запас конкурентоспособности.
Разрешительные элементы систематизированного плана показаны на схеме (рис.1).
Рис. 1. Состав элементов, формирующих систематизированный план маркетинга
Когда речь идет о постановке и
решении перспективных
В системе стратегического
Из изложенного следует, что
концепции стратегического
Более детально этот анализ можно охарактеризовать следующим образом.
Точно определяя свои цели, предприятие выявляет конкретных потребителей, которым должен быть адресован план маркетинга. Это ориентирует маркетинговые усилия и будущее направление.
План маркетинга должен быть достаточно стабильным во времени, чтобы его можно было должным образом реализовать и оценивать. Это не означает, что он не должен быть негибким и поэтому неспособным приспосабливаться к динамичному окружению. Общий план маркетинга, соответствующий задачам фирмы, должен направлять долгосрочные усилия и регулярно «настраиваться»: базовый план должен оставаться в силе на протяжении ряда лет. Краткосрочные планы могут быть гораздо более гибкими, лишь бы они соответствовали долгосрочным целям и задачам организации.
1.3 Оценка конкурентоспособности товара
Маркетологи изучают восприятие товара потребителем, требования и запросы потребителя в отношении товара, свойства и способности товара удовлетворить определенные запросы потребителя. Подобный анализ призван прежде всего выявить те свойства товара, которым покупатель и потребитель отдают предпочтение, и при этом учитывать тот факт, что различные группы потребителей одного и того же товара могут предъявлять к нему разные по своему характеру требования.