Организация и проведение маркетинговых исследований на примере ООО «Русагро Марий Эл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Целью нашего исследования является организация маркетинговых исследований конкретного предприятия — Общества с ограниченной ответственностью «Русагро Марий Эл».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации и проведения маркетинговых исследований;
дать общую характеристику ООО «Русагро Марий Эл»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1 Основные принципы и порядок проведения маркетинговых исследований 7
1.2 Разработка плана маркетингового исследования 13
1.3 Оценка конкурентоспособности товара 19
1.4 Изучение рынков сбыта 22
2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РУСАГРО МАРИЙ ЭЛ» 34
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Русагро Марий Эл» 34
2.2 Оценка финансово-экономической деятельности ООО «Русагро Марий Эл» 40
2.2.1 Основные технико-экономические показатели ООО «Русагро Марий Эл» 40
2.2.2 Оценка объёма реализации продукции 43
2.2.3 Оценка затрат на производство и сбыт продукции ООО «Русагро Марий Эл» 46
2.2.4. Оценка трудовых ресурсов ООО «Русагро Марий Эл» 51
2.2.5 Оценка эффективности использования основных фондов ООО «Русагро Марий Эл» 54
2.2.6 Оценка финансовых результатов ООО «Русагро Марий Эл» 55
2.2.7. Оценка показателей рентабельности и ликвидности ООО «Русагро Марий Эл» 57
2.3. Маркетинговые исследования деятельности ООО «Русагро Марий Эл» 60
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РУСАГРО МАРИЙ ЭЛ» 77
3.1. Описание продукции 79
3.2. Оценка рынка сбыта 81
3.3. Оценка конкурентов 82
3.4. Стратегия и план маркетинга 83
3.5. Прогноз объемов продаж 85
3.6. План производства 86
3.7. Организационный план 88
3.8. Юридический план 90
3.9. Оценка рисков 92
3.10. Стратегия финансирования 94
3.11. Финансовый план 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 109

Файлы: 1 файл

Организация и проведение маркетинговых исследований на примере ООО.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

То, что требуется конкретному  конечному потребителю в смысле свойств и особенностей товара, для  производителя и продавца складывается в понятие конкурентоспособности продукта или товара, и задача продуцента — добиться соответствующего запросам конкретного рынка и конкретных потребителей ее уровня.

Понятие конкурентоспособности товара весьма емкое и многогранное и не может быть сведено только к технико—экономическим показателям изделия. Конкурентоспособность товара — это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов—аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и использование. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

В понятие конкурентоспособности  входит качество товара, а также  маркетинговые, коммерческие и экономические составляющие.

Немаловажное место в определении  уровня конкурентоспособности товара занимают вопросы имиджа и престижа как фирмы, производящей данный товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребителям. Показателями престижности фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака (за что они согласны платить дороже), ее доля в общем объеме продаж данного товара, динамика его роста и т. д.

Качество товара — основная составляющая его конкурентоспособности. Качество товара имеет первостепенное значение для потребителя — ведь от этого напрямую зависит его благополучие. При определении качества п продукта следует выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Необходимо при этом иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Качество товаров, как правило, включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико—экономические показатели качества сырья, а также качество технологии изготовления, хранения, реализации.

В последние годы все большее  значение приобретают такие свойства и характеристики продукции, как экологическая чистота, безопасность в эксплуатации, соответствие стандартам качества. Так, экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям безопасности для здоровья человека и окружающей среды.

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах—партнерах, куда предполагается ее поставлять. Соответствие характеристик товара национальным или международным стандартам качества гарантирует потребителю удовлетворение его потребностей на высоком уровне.

Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Особому ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиту здоровья человека.

Также немалое значение придается  эстетическим показателям качества товаров, которые определяют внешнюю форму и вид продуктов, их привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т. д. Важный критерий определения качества изделия и, соответственно, его конкурентоспособности — обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия—изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов других фирм—производителей.

Маркетинговая и коммерческая составляющие конкурентоспособности в совокупности с качеством представляют цену продажи, или цену приобретения товара.

Маркетинговая составляющая показывает преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара на рынок, стимулированию продаж, рекламной деятельности, учету жизненного цикла товара, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товаропродвижения и др.

Коммерческая составляющая конкурентоспособности  свидетельствует о качестве коммерческой работы по сравнению с фирмами—конкурентами и включает уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговых сделок, в выборе форм и методов поставки товара, в обсуждении условий контракта, в частности определении цены товара, его качества, способов удовлетворения возможных рекламаций, согласовании условий и форм платежа, сроков и условий поставки товара, и др.

В целом все указанные выше составляющие конкурентоспособности образуют цену потребления товара. При этом следует оговориться, что продавец и покупатель в процессе согласования контрактной цены, т. е. в процессе установления продажной цены, или цены приобретения, стремятся как можно полнее учесть выгоды и недостатки от последующего использования товара как с точки зрения предстоящих экономических преимуществ, так и с точки зрения престижности приобретения.

Со стороны продавца наблюдается  желание к включению преимуществ экономической и престижной составляющих в цену продажи, со стороны покупателя — желание обратное. Продавцам в последние годы приходится все чаще идти в этом вопросе на уступки. Тогда при соблюдении примерно одного ценового уровня с конкурентами они получат значительные конкурентные преимущества, так как предоставляют потребителю более экономичный и престижный товар.

 

1.4 Изучение рынков сбыта

Маркетинговые исследования предполагает необходимость тщательного выбора объекта исследования — конкретного рынка или его сегмента.

Механизм исследования товарных рынков — это маркетинговые исследования, позволяющие правильно выбрать рынок, эффективнее разработать товар и продвинуть его на рынке, спланировать сбыт, определить поведение потребителей, предсказать реакцию конкурентов (табл. 2).

Таблица 2

Функциональная подсистема «Маркетинговые исследования»

Исследуемые проблемы

Комплекс задач, подлежащих решению

1.

Исследование спроса

1.1. Сегментация рынка

1.2. Мотивация спроса

1..3. Определение потребителей

1.4. Прогнозирование спроса

2.

Исследование конкуренции на рынке

2.2. Выявление контрагентов

2.2. Анализ показателей их деятельности

2.3. Определение «сильных» и «слабых» сторон как товаров—аналогов так и товаров—лидеров

2.4. Оценка конкурентных  позиций «своего товара»

3.

Исследование общих  условий сбытовой деятельности

4.1. Исследование развития технологии, прогноз вероятной ситуации 4.2. Исследование экономического, технического и научного развития в национальном и международном масштабах

4.3. Изучение влияния государственной политики, международного положения, общественного мнения и других факторов

4.4. Исследование демографических, культурно—этических и других факторов

4.5. Синтезирование образа  «идеального товара» с перспективой на 3—5 лет 4.6. Выявление ограничений: требования безопасности, экологическая чистота, международные стандарты и т.д.

4.

Исследование факторов повышения прибыльности сбытовых операций

5.1. Определение требуемого (оптимального) товара

5.2. Формирование цены

5.3. Определение допустимых  издержек производства 

5.4. Выявление новых образцов (каналов сбыта)

5.5. Изучение номенклатуры продукции; определение рациональных объемов производства

5.6. Выявление новых Функциональных возможностей (назначений) продукции

5.

Построение матрицы «Товар—рынок»

6.1. Определение типа рынка («старый», «новый»)

6.2. Позиционирование  товара на рынке

6.3. Определение динамики рынка


 

Маркетинговые исследования — база для выбора рыночной стратегии фирмы. Для этого строятся стратегические маркетинговые матрицы, составляются сценарии динамики рынка конкретного товара.

Маркетинговые исследования способствуют решению трех основных проблем успешного сбыта продукции: взаимодействие с рынком, поведение на рынке и активное воздействие на него, то есть дают возможность грамотно и целенаправленно формировать «свой рынок», минимизируя риск неудачи (табл. 3).

Таблица 3

Выбор стратегии деятельности предприятия

РЫНОК

ПРЕДПРИЯТИЕ

N п/п

Тип рынка

Товар

Ситуация на рынке

Цель деятельности фирмы

Выбор стратегии

1

Старый

Старый

Насыщенный рынок Слаборазвивающийся

Расширение рынка

Выбор стратегии

2

Старый

Новый

Насыщенный

Создание  нового товара в расчете на прежний покупателей и увеличение емкости рынка

Разработка товара

3

Новый

Старый

Развивающийся, слабонасыщенный

Сохранить или  увеличить сбыт

Развитие рынка

4

Новый

Новый

Слабонасыщенный, перспективный рынок

Расширение  доли рынка и объема продаж

Диверсификация


 

Исследование рынка сбыта охватывает собой анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. В основу этой деятельности предприятия положены исследования продукции под углом зрения высшей эффективности ее сбыта. При этом анализируется не только способ производства, потребления продукции, срок годности, способ использования, упаковка товара, но и такие аспекты, как объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации.

Исследование рынка включает в  себя также всесторонний анализ потребителя, его мотиваций и потребностей, сезонных колебаний спроса, эффективности сбытовой организации, рекламы, деятельности конкурентов.

Только систематическое исследование рынка дает надежную основу для планомерной реализации продукции. Это, в свою очередь, предопределяет эффективность всех результатов сбытовой деятельности по объему, выручке, времени сбыта и территории распространения товара.

Изучение структуры рынка

Результативность маркетинговой  и коммерческой работы на рынке в  значительной степени зависит от того, насколько правильно в комплексных рыночных исследованиях учитывается фирменная структура рынка, насколько квалифицированно осуществлен выбор партнеров на рынке, какая у фирм имеется информация о методах и особенностях работы конкурентов на конкретных рынках сбыта и т.д.

Важно знать, какие фирмы лидируют на рынке, их финансовые и производственные возможности, стабильность положения активных и потенциальных партнеров по бизнесу и многие другие характеристики производственно—сбытовой деятельности фирм. Необходимо иметь информацию по фирмам—покупателям, фирмам—конкурентам, фирмам—посредникам, фирмам—поставщикам, фирмам—нейтралам или возможным потенциальным покупателям, с которыми особенно активно следует работать для реализации маркетинговых целей управления.

Изучение фирм должно быть постоянным, данные по ним необходимо заносить в специально составляемую картотеку или, в связи с использованием компьютерной техники, в банк данных, постоянно пополнять и корректировать. Сведения о фирмах собираются за ряд лет и при анализе возможностей и солидности фирмы требуют взаимного сопоставления.

Анализ конкурентов

В маркетинговых исследованиях  важным является также определение степени конкуренции и позиций конкурентов на рынке. Для их определения важно знать не только количество фирм—конкурентов на рынке, но и размер их доли на этом рынке. При этом подсчитывается рыночная доля нашей фирмы и фирм — основных конкурентов. Анализ конкурентов позволяет установить, какие силы определяют степень интенсивности конкурентной борьбы.   Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Изучаются инструменты конкурентной борьбы (качество продукции, цены, гарантии и реклама, продукт). Успех определяется имеющимися у организации конкурентными преимуществами.

При изучении фирм—конкурентов анализируются позиции конкурентов на рынке: объемы продаж выпускаемой продукции, доля каждой фирмы – конкурента в общем объеме продаж данной продукции; характер выпускаемой каждой фирмой продукции, её технические параметры, цена и др.

Необходимо  исследовать ожидаемые действия конкурентов, будут ли они направлены на внутреннюю среду организации и затрагивать производственную и финансовую сферу. Составляется досье на конкурентов.

Оценивается по балльной оценке конкурентоспособность  продукции фирмы относительно основных конкурентов. Исследуются резервы возможного развития продукции фирмы и обработку программ их реализации.

Информация о работе Организация и проведение маркетинговых исследований на примере ООО «Русагро Марий Эл»