Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:20, дипломная работа
В рамках данной работы была поставлена цель: разработать экономически эффективные рекомендации по совершенствованию методики проведения маркетинговых исследований с учетом особенностей промышленных рынков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты проведения маркетинговых исследований;
определить сущность промышленного рынка как объекта маркетингового исследования;
выявить особенности маркетинговых исследований на промышленных рынках;
разработать рекомендации по проведению исследований на промышленных рынках;
Введение 3
1 Теоретический аспекты маркетингового исследования на промышленных рынках 6
1.1 Понятие и сущность маркетинговых исследований 6
1.2 Характеристика методов проведения маркетинговых исследований 9
1.3 Особенность промышленного рынка как объекта маркетингового исследования 12
2 Исследование промышленного рынка ферротитана 20
2.1 Анализ общерыночной ситуации 20
2.2 Анализ спроса на ферротитан 25
2.3 Анализ предложения 34
3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговых исследований на промышленных рынках 41
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса проведения маркетингового исследования на промышленном рынке 41
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных рекомендаций 46
Заключение 52
Список использованных источников 54
Таким образом, приведенные особенности промышленных рынков позволяют компетентно подойти к анализу промышленного рынка и сформировать рекомендации по совершенствованию методики маркетингового исследования для промышленных рынков. Целью данных рекомендаций является повышение достоверности получаемой информации (следовательно, что обеспечивает более точное построение прогнозов) и экономии человеческих, временных и финансовых ресурсов [14].
На этапе изучения общерыночной ситуации необходимо учитывать такие особенности промышленных рынков как глобализацию промышленных рынков, серьезное влияние стандартизации и сильное влияние научно-технического прогресса на рыночную конъюнктуру.
Рассмотрим влияние данных факторов на примере исследования рынка ферросплавов.
Товарной продукцией рассматриваемого примера является ферротитан марок «FeTi30Al6», «FeTi40Al6» и «FeTi70Al2».
Ферротитан применяется при производстве стали для раскисления и дегазации ее, как легирующий элемент, для изготовления электросварочных электродов, при производстве нержавеющих и жаропрочных сталей. Титан связывает углерод в карбид титана, что улучшает свариваемость и сопротивление коррозии. Стали, обработанные титаном, обладают повышенными механическими свойствами. Кроме того, ферротитан с содержанием титана 45-60% («FeTi40Al6») может быть использован как полуфабрикат в производстве «FeTi70» [30].
Основное производство ферротитана размещено в трех странах: США, России и Великобритании, они обеспечивают, весь мир сырьем для производства стали [28]. Карта мирового производства и потребления ферротитана представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Карта мирового производства и потребления ферротитана
Принимая во внимание, что ферротитан бывает нескольких марок, необходимо рассмотреть структуру производства и потребления каждой марки ферротитана.
Основное производство ферротитана «FeTi70» сосредоточено в России, Великобритании и США, основными потребителями являются страны Европа, США и Япония. Большая часть поставок из Великобритании и России идет на рынки стран Европы и США. Производители США в основном работают на внутренний рынок. Потребление в Азии (в основном Япония и Южная Корея) ввиду отсутствия собственного производства, удовлетворяется за счет поставок ферротитана из США, России и Великобритании. Динамика объемов производства ферротитана марки «FeTi70» показана на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика объемов производства ферротитана «FeTi70» в основных странах производителях
Производство ферротитана марки «FeTi30» находится в Китае и России, они ориентированы в основном на внутреннее потребление. Рынок Китая практически полностью закрыт в силу дешевых сырьевых и трудовых ресурсов, что не позволяет там зарубежным производителям конкурировать с местными игроками. Поэтому в дальнейшем китайский рынок в качестве перспективных рынков сбыта не рассматривается.
Таким образом, в данной работе делается акцент на изучение мирового рынка «FeTi70» и российского рынка «FeTi30».
Емкость рынка ферротитана будем рассматривать как сумму из двух составляющих: потребность в ферротитане «FeTi70» в мире и в ферротитане «FeTi30» в России. Динамика потребления ферротитана и прогнозные значения приведены в таблице 1 [27].
Таблица 1 – Динамика потребления ферротитана «FeTi70» в мире и «FeTi30» в России
Марка ферротитана |
2000 |
2003 |
2005 |
2007 |
2010 |
«FeTi70», тонн |
40 400 |
40 800 |
43 950 |
48 450 |
53 450 |
«FeTi30», тонн |
8 300 |
8 426 |
9 064 |
10 600 |
10 950 |
Данный факт предполагает выделение основных факторов и тенденции развития мирового рынка ферротитана: Основная конкуренция на рынке ферротитана происходит между производителями России и Великобритании.
В Великобритании сосредоточено 5 производителей ферротитана. Наиболее крупными являются London & Scandinavian Metallurgical (мощность 25000 тонн) и Metal & Alloys Titanium Products (мощность 9600 тонн) [32].
В США производством ферротитана занимаются 5 компаний производителей, но только Galt Alloys выделяется значительным по объему производством (мощность 7000 тонн). Остальные компании занимаются данной продукции только в рамках производства широкого ряда ферросплавов.
Основным российским производителем «FeTi70» является ООО «ВСМПО», на его долю приходится более трети всех экспортных поставок ферротитана. Всего в России насчитывается около 32 производителей ферротитана [33].
Применительно к исследованию
рынка ферротитана
Ферротитан марки «FeTi40Al6» предполагается производить с содержанием «Ti» 50-60%. Действующие на текущий момент стандарты не предусматривают такого содержания основного вещества в сплаве. Учитывая, что в технологии используется алюмотермический метод восстановления «Ti», в сплаве будут содержаться примеси алюминия, процентное содержание которого будет определяться составом шихты, условиями плавки и другими технологическими параметрами. Поэтому в дальнейшем для упрощения обозначений, марки с содержанием «Ti» 20-35% будут обозначаться как «FeTi30», марки с содержанием «Ti» 65-75% как «FeTi70», а марки с содержанием титана 35-60 % как «FeTi40(50)», вне зависимости от количества алюминия. В таблице 2 представлено соотношение марок ферротитана и количество массовой доли титана в сплаве.
Таблица 2 -Соотношение марок ферротитана и массовой доли титана в сплаве
Марки ферротитана |
«FeTi30» |
«FeTi40(50)» |
«FeTi70» |
Марки (ISO) |
FeTi30Al6, FeTi30Al10 |
FeTi40Al6 FeTi40Al8 FeTi40Al10 |
FeTi70 FeTi70Al2 FeTi70Al5 |
Массовая доля титана, % |
20-35 |
35-50 по стандартам 35-60 по проекту |
65-75 |
Главным образом, различия в стандартах применяемых потребителями ферротитана, то есть производителями стали, определяют сложившеюся ситуацию на мировом рынке ферротитана. Страны ЕС и США производят сталь из более высококачественного ферротитана марки «FeTi70». В России применяют более низкокачественный ферротитан марки «FeTi30». В Японии помимо «FeTi70» в производстве стали используется заменитель ферротитана - низкокачественная титановая губка.
Промышленные рынки находятся под влиянием высоких технологических рисков. Изменение технологии производства потребителей, может вызвать отказ от закупок, прежде потребляемого товара. Появление новых технологий у конкурентов может предоставить рынку новые товары заменители или позволит сократить издержки производства сегодняшнего.
В настоящее время существует две технологии выплавки ферротитана. По одной из них из титаносодержащего концентрата выплавляют низкопроцентный ферротитан «FeTi30». Высокопроцентный ферротитан «FeTi70» производят из отходов металлического титана и его сплавов. Технология получения высокопроцентного ферротитана заключается в расплавлении в индукционной печи отходов титана и железа.
В качестве альтернативы ферротитану в производстве стали может использоваться титановая губка. Появление альтернативных технологий и продуктов во многом связано с высокими ценами на титановый лом и, как следствие на ферротитан «FeTi70». Рост цен на сырье заставляют производителей искать альтернативы. Таким новым продуктом станет ферротитан марки «FeTi40(50)», он может быть использован либо напрямую как заменитель «FeTi70», либо как титановый лом в производстве «FeTi70».
На рынке уже существует заинтересованность в новом продукте. Активно ведутся разработки технологий производства «FeTi40(50)» на Украине. ООО «ВСМПО» – крупнейший производитель «FeTi70» в мире уже проявлял интерес к «FeTi40(50)» как альтернативе титановому лому. Активный выход ферротитана новой марки «FeTi40(50)» на мировой рынок можно ожидать в 2007-2008 годах.
Основным моментом при изучении спроса на промышленных рынках становится изучение технологической цепочки производства у потребителя товара, что вызвано тем, что потребность промышленных покупателей может быть удовлетворена только тем товаром, который подразумевается технологией его производства. Спрос на продукцию производственно-технического назначения носит производный (вторичный) характер. Спрос неэластичен и на рынке действует ограниченное число потребителей. Рассмотрим приведенные особенности на примере рынка ферротитана.
Основной отраслью-потребителем ферротитана является стальная промышленность.
Как упоминалось ранее, основными потребителями «FeTi70» в мире – это страны ЕС и США. В Китае и России большей частью потребляется «FeTi30». В Японии помимо «FeTi70» в производстве стали используется низкокачественная титановая губка. Эти различия связаны со спецификой, технологии производства стали в разных странах, и влияют на разницу в мировой структуре потребления ферротитана.
Рассмотрим структуру производства стали в мире и сопоставим со структурой мирового потребления ферротитана, эти данные представлены на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5 - Структура мирового потребления ферротитана в 2005 году
Рисунок 6 - Структура мирового производства стали в 2005 году
В последние годы мировой рынок черной металлургии переживает бурное развитие, вызванное значительным ростом металлопотребления. Во многом положительная динамика обеспечивается продолжающимся ростом потребления в Китае, который является «локомотивом» роста мирового потребления в последние 3 года и обеспечивает 70% прироста и почти треть всего объема металлопотребления [28].
Темпы роста стальной промышленности США и Европы оказались не так значительны (до 3%), в результате чего доля Китая и других развивающихся стран (включая Россию) на мировом рынка заметно выросла [30]. Динамика потребления ферротитана приведена на рисунке.7.
Рисунок 7 – Динамика потребление ферротитана «FeTi70» в мире
Российские производители
стали в своем
Рисунок 8– Динамика потребления «FeTi30» в России
Динамика потребления ферротитана зависит от ситуации в сталепроизводящей отрасли. С 2003 г. в отрасли наблюдается бурный рост, во многом связанный с серьезным ростом внутреннего спроса на металл, предъявляемого со стороны нефтегазовой отрасли (строительство и модернизация трубопроводов), строительства и машиностроения. Можно предположить, что в дальнейшем наиболее динамично спрос на сталь будет расти в строительном секторе.
Вместе с ростом потребления выше перечисленных отраслей увеличиваются объемы производства и предприятия черной металлургии России. Производство стали в 2004 году увеличилось на 4,7% до 62 млн. тонн, а в 2005 году объем производства стали уже превысил 65 млн. тонн [27].
В целом для российской черной металлургии характерна высокая конкуренция на внутреннем рынке, которая объясняется перепроизводством стали в стране (примерно половина всей выплавленной стали экспортируется), а также растущим давлением со стороны импорта - прежде всего из Украины и Казахстана. Вследствие слабой диверсификации российской экономики ситуация на внутреннем рынке стали такова, что его крупные участники конкурируют между собой с похожей продукцией (например, оцинкованной листовой сталью), предназначенной одним и тем же покупателям. Эти риски не могут быть полностью компенсированы ни концентрацией отрасли, ни протекционистскими мерами, предпринимаемыми российским правительством против импортеров определенных видов металлопродукции (оцинкованной листовой стали и некоторых видов труб) и конечной продукции (например, подержанных автомобилей - в целях поддержки национальных автопроизводителей и опосредованного повышения спроса на сталь).
Несмотря на это, в
последние годы российские производители
уделяют все большее внимание
внутреннему рынку. Одной из причин
повышенного внимания лидеров черной
металлургии к внутреннему
Информация о работе Особенности маркетинговых исследований на промышленных рынках