Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определение сущности и видов маркетинговой стратегии;
- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
- выработка и обоснование маркетинговой стратегии для ЗАО «Сказка».
Введение ……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия..… 5
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии ……………………………..… 5
1.2. Методы разработки маркетинговой стратегии ………………………….. 16
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Сказка» …………………………………………………………………………..……….. 21
2.1. Общая характеристика предприятия …………………………………..… 21
2.2. Анализ макросреды предприятия …………………………………...…… 23
2.3. Анализ контактной среды предприятия …………………………………. 26
2.4. Анализ внутренней среды ЗАО «Сказка» …………………………..…… 29
Глава 3. Разработка стратегии развития ЗАО «Сказка» …………………..… 31
3.1. Определение миссии и целей организации ……………………………… 31
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT – анализа …………………………… 32
Заключение …………………………………………………………………...… 37
Список литературы …………………………………………………………..… 38
Социально – демографический аспект имеет важное значение при анализе макросреды организации. Продукция ЗАО «Сказка» довольно специфична, поэтому необходимо учитывать вышеперечисленные показатели. Так как по итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало известно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины. Низкий среднедушевой доход населения, высокий уровень безработицы обуславливают снижение платёжеспособности населения.
Проведя анализ макросреды ЗАО «Сказка», можно выделить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на развитие организации. Данные тенденции могут быть рассмотрены как потенциальные возможности и угрозы.
Среди факторов макросреды, оказывающих положительное влияние на деятельность предприятия, необходимо выделить следующие:
- стабилизация
экономической ситуации в
- развитие промышленности,
- ускорение темпа роста рынка.
К отрицательным факторам макросреды относятся:
- низкий платёжеспособный спрос,
- высокий уровень сборов и пошлин.
2.3. АНАЛИЗ КОНТАКТНОЙ СРЕДЫ
Изучение контактной среды организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Для того, чтобы оценить контактную среду ЗАО «Сказка» необходимо дать характеристику поставщиков, потребителей, конкурентов.
Поставщики.
Основные поставщики сырья, которое непосредственно используется для производства продукции ЗАО «Сказка», представлены следующими организациями:
По этикету
· ООО «МОНОТЭК» г. Москва
· ЗАО «Холдинговая компания «Инфо» г. Киев
· ЗАО «Конфекс» г. С.Петербург
По сырью
САХАР: «Русский сахар» г. Москва (вагонные поставки)
МУКА: «Мельник» г. Барнаул
КАКАО-ПОРОШОК: ПТК «Восток» г.Москва, «Фактория Трейд» г. С.Петербург
ЖИР: ООО «Ярпродснабсервис» г. Ярославль
Отдел по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с наименьшими ценами и наилучшим качеством, что достаточно трудно. Существуют налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 3-х лет. Договора заключаются на взаимовыгодных условиях. Хорошо налажено партнерство в отношениях с поставщиками. Однако организация всё же испытывает сильную зависимость от поставщиков сырья, т.к. большинство поставщиков расположено в других регионах и в случае перебоев с поставками возникнут проблемы, на разрешение которых уйдёт немало времени.
Потребители.
По итогам маркетинговых исследований потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции.
Фабрика поставляет свою продукцию в города: Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Москва, Екатеринбург, Челябинск, Вологда, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, и другие.
ЗАО «Сказка» предпочитает 40-65% продукции оставлять в городе, а в край поставлять 15-20%. Это связано со слабостью сельских поселений и низкой платежеспособностью населения.
Конкуренты.
Краткий
обзор кондитерского рынка
· Кондитерская фабрика «Россия» планирует увеличить объем производства в 2003г. на 20 тыс. тонн больше, чем в прошлом (80 тыс. тонн в 2002 г.).
· Кондитерская фабрика «Волжанка» увеличила в первом квартале 2003 г. выпуск продукции: выпустила 2596 т карамели, увеличила объем производства печенья до 2062 т (12%), шоколадных конфет до 2047 т (на 21%), вафель до 623 т (на 64%).
· Фабрика «Конди» начала выпуск в едином стиле помадных конфет в блестящей металлизированной пленке, а также увеличила производство вафель и вафельных трубочек.
· Фабрика «Славянка» расширяет производство. Действует программа расширения площадей и увеличения мощностей производственных корпусов на основной территории. Открывается линия по производству печенья.
· Фабрика «Рот Фронт» после модернизации планирует увеличить производство кондитерских изделий на 50% до 60 тыс. тонн в год. Сейчас производит примерно 40 тыс. тонн продукции в год, занимая 7-8% рынка кондитерских изделий РФ. Планируется увеличить до 10%.
В соответствии с приведёнными данными среди производителей кондитерских изделий наблюдается высокий уровень конкуренции. Наметилась тенденция к увеличению объемов производства и продаж кондитерских изделий фабриками - конкурентами, жесткая борьба за существующий рынок.
Фабрика поставляет свою продукцию во многие регионы и области России, поэтому первые конкуренты, с которыми приходится сталкиваться это местные производители, которые как бы по праву выступают на региональных рынках.
При сравнении с конкурентами выяснилось, что их продукция выглядит лучше по качеству и ассортименту, но не на много. Есть возможность составить конкуренцию только по цене (за счет ее снижения).
Также в настоящее время появился еще один серьезный конкурент – фабрики Украины и Белоруссии. С хорошим качеством выпускаемой продукции и низкими ценами (за счет низких цен на сырье) они представляют собой серьезного конкурента. Но государство старается защитить отечественного производителя.
В результате рассмотрения контактной среды ЗАО «Сказка» можно сделать следующие выводы, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения потенциальных возможностей и угроз непосредственного окружения организации. Контактная среда рассматриваемой организации содержит в себе больше угроз, нежели возможностей, среди которых можно выделить следующие:
- влияние поставщиков и потребителей,
- усиление
давления со стороны
- высокая концентрация производства и уровень конкуренции.
Что касается возможностей, то основными среди них являются:
- выход на новые рынки,
- развитие кондитерской промышленности.
2.4. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЗАО «СКАЗКА»
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
На ЗАО «Сказка» работает всего 450 человек, из них 75 человек – управляющий персонал, все остальные – рабочие. На фабрике наблюдается высокая текучесть кадров (рабочих) из-за сложных условий труда, низкой оплаты труда. По возрасту, работники делятся на группы:
· до 30 лет – 60 чел.
· 31-40 – 180 чел.
· 41-50 – 170 чел.
· 51-55 – 40 чел.
Большинство рабочих имеют среднее или среднее профессиональное образование. Высшее образование имеют 60 человек, остальные – среднее техническое. Кроме того, на фабрике ведется работа с кадрами, т.е. обучение, развитие. Многие менеджеры занимаются саморазвитием и самоорганизацией.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; осуществление исследований и разработок. К сожалению, производственная база предприятия очень старая и это одна из важнейших проблем организации. Руководство в настоящее время разрабатывает мероприятия по проведению модернизации, планируется постепенно заменять давно устаревшее оборудование новым.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуру; нормы, правила; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
Структура данной организации является линейно-функциональной, что наиболее характерно для промышленных предприятий. Этот тип структуры наиболее приемлем для данной организации, поскольку она является средней, дистанция власти при этом минимальна, что в свою очередь свидетельствует о чётком взаимодействии между руководителями и подчинёнными.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Культура ЗАО «Сказка» находится на высоком уровне. В коллективе существуют демократические отношения.
Анализ внутренней среды фабрики «Сказка» позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, но в то же время организация имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально – психологический климат в коллективе. Но наиболее важной возможностью, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно – инженерного потенциала, а угрозой – тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
Информация для любой организации является самым важным активом. Именно качественная и своевременная информация позволяет следить за изменением факторов внешней среды и принимать эффективные управленческие решения по стратегическому управлению организацией. В настоящее время внешняя среда обладает качествами изменчивости, неопределенности, наличием ограничений, которые глубоко затрагивают деятельность любого предприятия. Сложность внешней среды – уровень вариантности каждого фактора. Например, демографические факторы включают численность населения, возрастную структуру, уменьшение числа людей, вступающих в брак и т.д.
Важно отметить, что число внешних факторов, на которые реагирует организация при выстраивании стратегии развития, постоянно растет. На нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения. В окружении предприятия, как правило, находятся несколько конкурентов, поставщиков, посредников, большое число контактных аудиторий. Поэтому особое значение приобретает умение руководителей, менеджеров предприятий прогнозировать изменения с большей степенью точности, что позволяет избежать неприятных осложнений и рисковых ситуаций при реализации стратегических установок в рыночной экономике.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗАО «СКАЗКА»
3.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИСИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Миссия организации представляет собой общую цель организации, которая объединяет все аспекты ее деятельности.
Существует два подхода к формулированию миссии организации состоящий из двух частей.
1)Миссия
– стать крупным
2)Миссия – мы производим кондитерские изделия высокого качества, используя только натуральное сырье, для того, чтобы удовлетворить изысканные вкусы самых требовательных клиентов. При этом мы гарантируем безопасность технологии для окружающей среды, а работникам предприятия – справедливую оплату труда и создание условий для развития их творческого потенциала.
На основе миссии формулируются ключевые цели организации.
Ключевые цели по функциональным подсистемам.
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти в лидеры по продаже кондитерских изделий на рынке России. |
Производство |
Увеличить производство конфет и вафель до объемов, удовлетворяющих спрос. |
Инновации (НИР) |
Максимально приблизиться к лидерам
или стать лидером по введению
новых видов продукции в |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов. |
Персонал |
Обеспечить условия для |
Менеджмент |
Определить проблемы, существующие в
области управления и способы
их решения для получения |
Стратегия выбирается после того, как определены миссия и цели организации.
В настоящее время можно говорить об использовании на ЗАО «Сказка» нескольких стратегий, т.е. на предприятии проводится комбинированная стратегия.
1) Стратегия развития рынка, когда предприятие ищет новые рынки сбыта, не изменяя при этом тот продукт, который предлагается потребителю.
2) Стратеги развития продукта. Предприятие концентрирует свои усилия на изменении продукта и с новым продуктом выходит на уже освоенный рынок. Так, в настоящий момент осваивается производство конфет с добавлением вафельной крошки.
3.2. ВЫБОР СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ SWOT - АНАЛИЗА
Для успешного осуществления SWOT – анализа необходимо построить матрицу угроз и матрицу возможностей. Они позволят выделить наиболее значимые возможности и угрозы.
Информация о работе Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия