Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:37, отчет по практике
Место прохождения практики – Волковысское ОАО «Беллакт». Предприятие располагается по адресу: г. Волковыск, ул. Октябрьская 133. Форма собственности частная. Волковысское ОАО «Беллакт» - предприятие по производству сухих молочных продуктов для детей и диетического питания для взрослых. Это одно из крупнейших предприятий в Республике Беларусь по производству данных видов продукции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………
3
1.УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………..……
4
1.1 Организационная структура ОАО «Беллакт» и службы маркетинга………………..
4
1.2 Должностные обязанности работников отдела маркетинга………………….………
4
1.3 Характеристика работников отдела маркетинга по различным показателям…………………………………...……………………………………………..
5
1.4 Взаимодействие отдела маркетинга с другими структурными подразделениями ОАО «Беллакт»……………………………………………………………………………...
6
1.5 Принятие маркетинговых решений………………………………………….…………
8
2.ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….………......
10
2.1 Номенклатура и ассортимент продукции ОАО «Беллакт»……………….…………..
10
2.2 Экспортная продукция фирмы……………………………………………….………...
12
3.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………….………………………
13
3.1 Анализ динамики цен……………………………………………………….…………..
13
3.2 Методы формирования цен на предприятии………………………………….……….
14
4. АНАЛИЗ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………….…...
16
5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………..………...
18
5.1 Реклама продукции ОАО «Беллакт»…………………………………….……………..
18
5.2 Оценка коммуникационной политики…………………………….…………………...
19
6. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ………………………………………………………..…
21
6.1 Маркетинговые исследования на предприятии……………………………….………
21
6.2 Исследование потребителей. Сегментирование рынка……………………….………
21
6.3 Исследование основных конкурентов………………………………….……………...
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРы…………………………………………………………………..
29
После завершения всех намеченных мероприятий подводиться итог, и на основе полученной информации делаются выводы о результатах проведённых работ.
2.ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Номенклатура и ассортимент продукции ОАО «Беллакт»
В последнее время на рынке отечественных молочных продуктов происходят качественные изменения. Об этом свидетельствует, например, все более укрепляющееся в сознании потребителей мнение о том, что наша продукция лучше в сравнении с импортируемой. Такого рода аванс со стороны потребителей на укрепление рыночных позиций отечественных предприятий должен найти свое отражение, прежде всего, в механизме управления их деятельностью. Его основой традиционно считается внутрифирменное планирование ассортимента предлагаемой рынку молочной продукции.
Значительная широта товарного ассортимента для ОАО «Беллакт» является одним из обязательных условий успеха на рынке, поскольку только расширяя ассортимент, можно в полной мере удовлетворять потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь широкий круг потребителей. Исходя из этого, на предприятии постоянно обновляется ассортимент выпускаемой продукции.
Наименование предприятия |
Показатели |
Широта номенклатуры |
56 |
Минимальная длина ассортиментной группы |
1 |
Средняя длина ассортиментной группы |
4 |
Насыщенность номенклатуры |
197 |
Коэффициент гармоничности номенклатуры по назначению |
1 |
Коэффициент обновления номенклатуры |
0,19 |
На ОАО «Беллакт» нет системного подхода к планированию товарного ассортимента. Специалисты завода постоянно отслеживают ситуацию на рынке и своевременно вносят корректировки в товарный ассортимент предприятия, как то снятие с производства какого-либо товара или же наоборот, начало мероприятий по разработке новой продукции.
В 2011 г. был освоен выпуск следующей продукции:
Разработка новых видов
В 2011 г. были сняты с производства следующие товары:
Как можно увидеть на примере цифр по реализации майонеза (приложение В), все эти товары перестали пользоваться спросом у потребителей и были заменены аналогичными товарами либо сняты с производства.
2.2 Экспортная продукция фирмы
Усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке приводит и к усилению экспортного потенциала конкурирующих предприятий, что наблюдается в последние годы. За период с 2002 по 2008 год экспорт ОАО «Беллакт» вырос в 16 раз с 3752 тыс. долл. США в 2002 году до 59048 тыс. долл. США в 2008 году. Экспорт составляет более 50% от общего объёма продаж предприятия.
В настоящее время предприятие экспортирует детское питание, сухое цельное и витаминизированное молок, сухое обезжиренное молоко, масло животное, творог и сгущенное молоко.
Основной торговый партнёр – Россия. В 2011 г. экспорт в данный регион составил 74% от общего объёма экспорта. Также продукция поставляется в другие страны СНГ – Казахстан, Молдова, Украина, - и страны дальнего зарубежья – Сирия, Ливия, Венесуэла.
Главным козырем продукции ОАО «Беллакт» на внешних рынках является очень высокое соотношение цены и качества товара.
3.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Анализ динамики цен
Таблица 2 «Динамика цен на некоторые виды продуктов ОАО «Беллакт»»
Наименование продукта |
Цена продукта в начале года, руб. |
Темп роста по годам, % | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/2008 |
2010/2009 | |
Продукт сухой молочный «Беллакт» для детского питания с рождения до пятимесячного возраста, 400 гр. |
2560 |
3250 |
3450 |
126,95 |
106,15 |
Продукт молочный сухой для питания недоношенных детей «Беллакт», 400 гр. |
2600 |
3360 |
3480 |
129,23 |
103,57 |
Сырок глазированный «Орфей и Эвридика» 11% жирн. с карамелью, 40 гр. |
320 |
330 |
370 |
103,13 |
112,12 |
Сметана «Традиционная» 26%ж., 250 гр. |
1050 |
1130 |
1240 |
107,62 |
109,73 |
Кефир 1,5% ж., 1 кг. |
550 |
590 |
605 |
107,27 |
102,54 |
Как видно из таблицы 2 в 2009 году заметно увеличились цены на продукты сухие молочные «Беллакт» для детского питания с рождения до пятимесячного возраста и для питания недоношенных детей, поэтому наблюдаются значительные темпы роста цен. Это связано с проблемой выработки сухого цельного молока в данном году. Что касается остальных продуктов, то цены растут в зависимости от сложившейся ситуации на рынке молочной продукции.
Продукция белорусских производителей значительно дешевле, чем продукция, например, российских производителей. Это хорошо для потребителя, т.к. отечественное детское питание по карману молодым семьям, оно может составить конкуренцию зарубежным аналогам, как по цене (импортная продукция в 2-5 дороже белорусской), так и по качеству. Такую доступность продукции объясняют рамки установленные государством в области ценообразования на данный вид изделий. Специалисты ОАО «Беллакт» считают, что повышение цен хотя бы на 10% позволит значительно повысить рентабельность производства, объёмы продаж и, как следствие, качество продукции.
Таблица 3 «Сравнение индексов цен на товары предприятия с годовыми темпами роста цен на потребительские товары»
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году |
106,7 |
110,1 |
119,7 |
Темпы роста цен в % к предыдущему году: | |||
Продукт сухой молочный «Беллакт» для детского питания с рождения до пятимесячного возраста, 400 гр. |
- |
126,95 |
106,15 |
Продукт молочный сухой для питания недоношенных детей «Беллакт», 400 гр. |
- |
129,23 |
103,57 |
Сырок глазированный «Орфей и Эвридика» 11% жирн. с карамелью, 40 гр. |
- |
103,13 |
112,12 |
Сметана «Традиционная» 26%ж., 250 гр. |
- |
107,62 |
109,73 |
Кефир 1,5% ж., 1 кг. |
- |
107,27 |
102,54 |
Повышение (+), отставание (-) темпов роста
цен над индексами | |||
Продукт сухой молочный «Беллакт» для детского питания с рождения до пятимесячного возраста, 400 гр. |
- |
+16,85 |
-13,55 |
Продукт молочный сухой для питания недоношенных детей «Беллакт», 400 гр. |
- |
+19,13 |
-16,13 |
Сырок глазированный «Орфей и Эвридика» 11% жирн. с карамелью, 40 гр. |
- |
-6,97 |
-7,58 |
Сметана «Традиционная» 26%ж., 250 гр. |
- |
-2,48 |
-9,97 |
Кефир 1,5% ж., 1 кг. |
- |
-2,83 |
-17,16 |
3.2 Методы формирования цен на предприятии
В молочной отрасли, где сырьё занимает основную долю в себестоимости продукции, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим единственным манёвром для предприятия в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства.
Удержание цен на возможно минимальном уровне диктуется и тем, что основная масса потребителей молочных продуктов является экономными потребителями. В связи с этим ценовая политика комбината будет основываться на постоянном анализе спроса с тем, чтобы планировать ассортимент выпускаемой продукции, максимально соответствующий покупательным способностям потребителей.
Цены на ОАО «Беллакт» формируются по отнесению затрат на себестоимость т.е. по статьям затрат. В приложении Б приведена калькуляция для расчёта отпускных цен на 2 вида продукции.
Формирование цен происходит в соответствии с основными положениями по составу затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утверждёнными Министерством статистики и анализа РБ 30.01.1998 г. № 01-21/8, Министерством труда РБ 30.01.1998 г. № 03-02-07/300, Министерством финансов РБ 30.01.1998 г. № 3 и Министерством экономики РБ 30.01.1998 г № 19-12/397.
Цены на ОАО «Беллакт» формируются в соответствии с законом о ценообразовании, регулируются постановлениями совета министров РБ. Ценообразование осуществляется в соответствии с инструкцией по формированию цен и тарифов от 10 сентября 2008 г. №183
4. АНАЛИЗ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ
Без качественного сырья невозможно получить конкурентоспособную продукцию. Поэтому качество входного сырья и материалов - один из важнейших показателей для выпуска высококачественной продукции. На Волковысском ОАО «Беллакт» сырьевой отдел обеспечивает комбинат молочным сырьем.
В сырьевую зону предприятия входят Свислочский, Зельвенский, Волковысский районы и частично Слонимский, Мостовский, Берестовицкий и Пружанский. На 1 января 2012г. заключены договора с 57 хозяйствами на поставку молока в количестве 93,1 тыс. тонн.
Наряду с основным сырьем предприятие должно быть обеспечено всеми необходимыми для производственной деятельности материально-техническими ресурсами (компонентами, упаковочными материалами, запасными частями, горюче-смазочными материалами). За обеспечение своевременного поступления компонентов и материалов отвечает отдел снабжения. В его функции входит контроль за качеством и количеством поступающих материалов.
Закупка основного и вспомогательного сырья и материалов происходит по следующей схеме:
- определяется
потребности в закупаемом
- устанавливаются
требования к качеству
- осуществляется поиск и выбор поставщика;
- производится проверка закупаемого сырья и материалов.
Требования к качеству закупаемого основного сырья определены ТУ РБ 00028493.380-98, ТУ РБ 100098867.117-2001, вспомогательного сырья и материалов – НД. Всё закупаемое сырье и материалы сопровождаются документами, подтверждающими их количество, качество и безопасность.
Поставщиков выбирают и оценивают по следующим критериям: деловая репутация партнера на рынке данного продукта, количество и периодичность закупаемого сырья и материалов, условия оплаты, условия поставки.
Ежегодно начальником отдела снабжения на основании проводимого анализа по итогам оценки выбора деловых партнеров, составляется список основных поставщиков материалов и комплектующих изделий на год и представляется на утверждение директору.
Поставка материалов и компонентов осуществляется по разовым или долгосрочным договорам и контрактам. После выбора поставщика, специалистами отдела снабжения или отдела ВЭС (Внешне-экономические связи) (если это партнер по внешнеэкономической деятельности) готовится проект контракта (договора), после чего он согласовывается с начальниками отделов, заместителями директора и юридическим бюро, затем направляется на подпись директору. Далее по заключенным договорам (контрактам) осуществляется поставка материально-технических ресурсов.
На рынках стран СНГ, России у
ОАО «Беллакт» есть свои крупные
представители – оптовые
5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1 Реклама продукции ОАО «Беллакт»
Одной из главных задач рекламы продукции ОАО «Беллакт» - является удержание уже имеющихся постоянных покупателей и закрепление новых. Особенно это важно в настоящее время, когда на отечественном рынке появилось большое количество разнообразной продукции, рекламируемой СМИ. При этом продукция по внешнему виду мало чем отличается друг от друга и в складывающейся ситуации рост цен на неё всегда представляет угрозу потери потребителя, привязанного не к торговой марке, а к цене. В то же время опросы покупателей показывают, что общим при выборе молочных изделий, как правило, является знание и репутация производителя. Для многих это является гарантией качества продукции. Сегодня потребители готовы переплачивать до 20% только за качество продукции. В связи с этим для предприятия приобретает большое значение наличие торговой марки «Беллакт», способной закрепить в сознании потребителей устойчивый образ продукции, как это делается в настоящее время всеми ведущими молочными комбинатами РФ.
Информация о работе Отчет по практике на примере ОАО «Беллакт»