Отчет по практике на примере ОАО «Беллакт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:37, отчет по практике

Описание работы

Место прохождения практики – Волковысское ОАО «Беллакт». Предприятие располагается по адресу: г. Волковыск, ул. Октябрьская 133. Форма собственности частная. Волковысское ОАО «Беллакт» - предприятие по производству сухих молочных продуктов для детей и диетического питания для взрослых. Это одно из крупнейших предприятий в Республике Беларусь по производству данных видов продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………
3
1.УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………..……
4
1.1 Организационная структура ОАО «Беллакт» и службы маркетинга………………..
4
1.2 Должностные обязанности работников отдела маркетинга………………….………
4
1.3 Характеристика работников отдела маркетинга по различным показателям…………………………………...……………………………………………..
5
1.4 Взаимодействие отдела маркетинга с другими структурными подразделениями ОАО «Беллакт»……………………………………………………………………………...
6
1.5 Принятие маркетинговых решений………………………………………….…………
8
2.ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….………......
10
2.1 Номенклатура и ассортимент продукции ОАО «Беллакт»……………….…………..
10
2.2 Экспортная продукция фирмы……………………………………………….………...
12
3.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………….………………………
13
3.1 Анализ динамики цен……………………………………………………….…………..
13
3.2 Методы формирования цен на предприятии………………………………….……….
14
4. АНАЛИЗ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………….…...
16
5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………..………...
18
5.1 Реклама продукции ОАО «Беллакт»…………………………………….……………..
18
5.2 Оценка коммуникационной политики…………………………….…………………...
19
6. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ………………………………………………………..…
21
6.1 Маркетинговые исследования на предприятии……………………………….………
21
6.2 Исследование потребителей. Сегментирование рынка……………………….………
21
6.3 Исследование основных конкурентов………………………………….……………...
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРы…………………………………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

Мой отчет.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

На текущий момент предприятие  имеет опыт использования следующих  видов рекламы:

    • реклама в периодических изданиях (газетах, журналах, каталогах «Бизнес-Беларусь» и «Беларусь-XXI век»);
    • изготовление печатной и сувенирной рекламной продукции
    • реклама в СМИ
    • реклама на местах продаж (дегустация продукции в магазинах и на рынках)

Принимая во внимание то, что ОАО «Беллакт» является единственным в Беларуси предприятием, производящим детское питание и то, что открытая реклама этой продукции запрещена в большинстве европейских стран, решающее значение при выборе детского питания имеет рекомендация врача-педиатра, и поэтому в рекламных кампаниях предприятия особое внимание будет уделяться взаимодействию именно с этой категорией специалистов.

Важным элементом продвижения продукции предприятия на рынке является участие в выставках, посвященных отраслевой тематике.

Цели, которые ставит предприятие, участвуя в выставках, следующие:

    • определение возможного спроса на разрабатываемую и готовую продукцию;
    • ориентация в ситуации по отрасли;
    • инициация действующих и поиск новых клиентов;
    • поиск новых торговых посредников в регионе
    • завязывание новых контактов в деловом мире
    • изучение конкурентов

В связи с этим ОАО «Беллакт» будет постоянным участником проводимых в Беларуси и, по возможности, за её пределами, тематических выставок.

С перечнем маркетинговых  мероприятий за 2006-2008 гг. можно ознакомиться в приложении Г.

 

 

5.2 Оценка коммуникационной политики

 

В целях определения эффективности  рекламной деятельности ОАО  «Беллакт» специалистами было проведено маркетинговое исследование. В результате были получены следующие данные.

В число респондентов вошло 73,8% женщин и, соответственно, 26,2% мужчин. Опрошенные лица были взяты из разных областей: Минская – 50%, Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская и Могилевская области по 10%.

Из общего числа опрошенных респондентов о продукции ОАО «Беллакт»  знало только 53,3%, что  свидетельствует  о недостаточно эффективной рекламной  деятельности данного предприятия. В зависимости от источника получения информации о продукции голоса распределились следующим образом:

 

  • из телевизионной рекламы – 19,2%;
  • из рекламы по радио – 3,3%;
  • из рекламы в печатных изданиях – 5,2%;
  • из наружной рекламы – 5,2%;
  • из рекламы в транспорте, на улице – 2,1%;
  • из наглядной рекламы в местах продажи – 12,5%;
  • из рекламных акций в местах продажи – 8.7%;
  • от знакомых, родственников – 19,5%;
  • случайно увидел в магазине – 35,8%;
  • не помню – 16,4%.

Опираясь на эти данные, следует  отметить, что высок удельный вес  как случайно увидевших продукцию, так и тех, кто узнал о продукции от знакомых и родственников. Это говорит о том, что рекламные средства охватывают не значительную аудиторию. Но следует отметить, что значительная часть респондентов получает информацию из телевизионной рекламы и наглядной рекламы в местах продажи. Именно на эти средства распространения рекламы необходимо обратить должное внимание, но не следует упускать из вида и другие, корректируя и совершенствуя их.

Рассматривая в разрезе по областям, рекламу чьей продукции видели респонденты, в первую тройку по частоте ответов в каждой из областей входит реклама от «Савушкин продукт». «Беллакт» же в Минской области занимает только седьмое место, в Брестской и Могилевской – десятое, в Гродненской – четвертое, а в таких областях как Витебская и Гомельская и вовсе не упоминается в перечне множества реклам. Это говорит о том, что следует проводить интенсивную рекламную деятельность не только в близлежащих районах, но и в более отдаленных, не исключая распространение рекламы за рубежом.

Учитывая, что отдел маркетинга, специализирующийся на рекламе, начал  существовать на предприятии совсем недавно, можно говорить о достаточно успешной рекламной деятельности. Но в условиях жесткой конкуренции, которая сложилась на рынке молочной продукции, а также в целях удержания и привлечения новых потребителей следует налаживать маркетинговую деятельность, а в первую очередь осуществить усиление рекламной политики. Увеличения масштаба рекламной компании можно достичь следующими путями:

- размещение в специализированных  каталогах информации рекламного  характера о предприятии и  выпускаемой им продукции;

- корректировка и модернизация  информационных каталогов, буклетов, плакатов, листовок, характеризующих  выпускаемую продукцию;

- применение и распространение (ручек, блокнотов, пакетов, календарей и визитниц) с использованием фирменного стиля, логотипа и реквизитов предприятия;

- совершенствование в средствах  массовой информации статей, очерков,  репортажей о предприятии и  выпускаемой им продукции;

-применение новых идей в оформлении  выставочного оборудования (стенды, рекламные щиты, стойки, баннеры,  фризы, скатерти) с использованием  фирменного цвета и логотипа  предприятия;

- редактирование WEB-сайта предприятия;

- проведение акций и дегустаций в различных городах республики;

- систематизированное проведение  маркетинговых исследований, с целью  постоянного контроля за поведением  покупателей.

 

6. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ

 

 

6.1 Маркетинговые исследования на предприятии

 

Силами специалистов комбината  проводятся анкетирования и интервью на дегустациях и выставках. Полномасштабные  маркетинговые исследования для  ОАО «Беллакт» проводят специализированные агентства, например «AIDA». В последние 2 года предприятие не заказывало проведения крупных маркетинговых исследований у сторонних организаций, что говорит о избрании верной маркетинговой стратегии и принятии верных маркетинговых решений специалистами ОАО «Беллакт».

 

 

6.2 Исследование потребителей. Сегментирование рынка

 

Потребителей продукции  предприятия можно разделить  на 3 группы:

- предприятия, приобретающие  продукцию ОАО «Беллакт» для  осуществления розничной и оптовой торговли;

- предприятия, приобретающие  продукцию для дальнейшей переработки;

- потребитель.

При сегментировании потребителей специалисты службы маркетинга Волковысского  ОАО «Беллакт» используют комбинированный метод, включающий в себя следующие признаки: демографический, личностный, социально-экономический и поведенческий.

Портрет покупателя продукции Волковысского ОАО «Беллакт» выглядит следующим образом: женщина, 25-55 лет, замужем, имеет детей, образ жизни традиционный, с низким и средним уровнем доходов, покупки регулярны, положительное отношение к продукции предприятия, приверженность к марке - средняя.

Круг потребителей продукции  Волковысского ОАО «Беллакт»  широк и включает людей с различными демографическими, личностными, социально-экономическими, поведенческими и др. признаками сегментирования.

Исследования показали, что сегментом, который приносит наибольшую прибыль для ОАО «Беллакт» является потребитель с уровнем дохода 3500000 – 8000000 белорусских рублей в возрасте 31-40 лет.

Среди самых популярных у всех категорий  потребителей ОАО «Беллакт» является молоко и кефир. Сметана же пользуется спросом преимущественно у мужской части населения, у молодежи. Среди потребителей творога преобладают женщины. Потребители йогуртов – женщины и молодежь. Ряженку и простоквашу предпочитают в основном жители небольших городов и сельской местности.

Рынок молочной продукции, как показывают результаты изучения потребительского спроса, удобнее и целесообразнее всего сегментировать, исходя из уровня доходов семей:

- Семьи, имеющие высокий уровень  доходов и ориентирующиеся при  покупке молочной продукции на  хорошо известные из рекламы  торговые марки. Несмотря на  высокие цены на такие продукты, они приобретаются регулярно  и в течение продолжительного  времени.

- Семьи со средним достатком. В большинстве своем они не могут себе позволить частые покупки дорогой молочной продукции. Потребители этого сегмента (наиболее емкого с точки зрения совокупной покупательской способности) при выборе молочных продуктов ориентируются, в первую очередь, на соотношение цена/качество, характеризующее продукт.

- Семьи, с низким уровнем дохода. Покупают в основном недорогие  молочные продукты белорусского  производства. Эти семьи покупают  молочную продукцию, в первую  очередь, исходя из уровня  цен.

Высокое качество продукции ОАО  «Беллакт» и относительно низкие, по отношению с конкурентами, цены обеспечат ей наиболее выгодное соотношение  цена/качество. Это позволит предприятию  занять лидирующие позиции на втором и третьем сегментам рынка.

 

 

6.3 Исследование основных конкурентов

 

В настоящее время молочная отрасль  в полной мере насыщена конкурентами. Тем острее ощущается необходимость  в жесткой борьбе за потребителя. ОАО «Беллакт» должно определить для себя приоритетные цели борьбы и определиться с методами. В первую очередь необходимо превзойти конкурентов в близлежащих регионах.

Молочная перерабатывающая промышленность Гродненской области  представлена 11-тью заводами и 1-ой маслосырбазой. Наибольший интерес и не только потенциальную  опасность представляют собой Гродненский молочный комбинат и Щучинский маслосырзавод, а также Лидский молочно-консервный комбинат. Главными причинами в этом выступают:

- территориальная близость. Все они находятся в западной  части Гродненской области. Расстояние  до Гродно- 97 километров, до Щучина-65, до Лиды-120. В то же время, до западной границы области всего 33 километра, до южной- 31, а до северной- 250; высокими финансовыми возможностями в виду своей специализации и особенностей регулирования ценообразования;

- достаточно высокое качество выпускаемой продукции;

- способность выпускать  молочные консервы кроме детского  питания (Лида МКК);

- приемлемые цены, а  иногда и значительно ниже;

- совершенствующуюся, в  отдельных случаях агрессивную  политику сбыта продукции.

Как видно из нижеприведенной таблицы 4, загрузка производственных мощностей на Волковысском ОАО «Беллакт» на 13,6-17,3 процентных пункта меньше, чем у ОАО «Щучинский маслосырзавод» и ОАО «Гродненский молкомбинат». В виду специфики производственных циклов выпускаемых видов молочной продукции, присутствуют объективные различия в возможностях осуществления финансовой деятельности в условиях действия инфляционных процессов в экономике.

Данные таблицы 5 показывают, что мощности указанных четырех  молочных заводов позволяют в 1,5 раза перекрыть объемы заготавливаемого молока по области. Позиции ОАО «Беллакт» значительно хуже как по износу активной части основных фондов (машин и оборудования), так и по объемам заготовки сырья в расчете на 1 работающего. Заготовки молока в расчете на 1 работающего по ОАО «Беллакт» находятся ниже среднеобластного уровня на 70 тонн. У всех рассматриваемых конкурентов этот показатель на 72 (Гродномолкомбинат) - 107 (Щучинский маслосырзавод) процентов выше.

 

Таблица 4 «Отдельные показатели деятельности заводов-конкурентов Гродненской области»

Наименование  показателя

ЕЕдиницы измерения

ОАО «Беллакт»

ОАО «Гродномолк омбинат»

ОАО «Щучинский маслосырзавод»

Лидский МКК

Всего по области

Год ввода  в эксплуатацию

--

1970

1993

1969

1952

-

Максимальная мощность переработки молока в год

тонн

168000

400 тонн в смену

250 тонн в смену

600 тонн в сутки

-

Износ основных фондов

--

51,9

53,2

65,4

62,9

-

в том числе машин и оборудования

--

79,1

56,2

75,6

63,0

-

Численность персонала-всего

чел.

1000

459

242

424

2404

в том числе  промышленного

чел.

780

435

232

414

2221

Заготовлено сырья за 2004 год

тонн

91016

72120

45612

79523

386264

в том числе  на одного работающего

тонн

91,0

157,1

188,5

187,6

160,7


 

Необходимо отметить, что по сравнению с итогами 2006 года, заготовки молока в расчете на 1 работающего значительно сократились по Гродненскому молкомбинату (на 13% за счет роста численности персонала на 10%), а по Лидскому МКК возросли (на 10% за счет роста заготовок на 13%).

Наиболее опасными конкурентами «Беллакт» считает «Савушкин продукт», «Молочный мир» и «Бабушкина крынка».

ОАО «Савушкин продукт» - один из крупнейших и наиболее известных на территории Республики Беларусь производителей натуральной  молочной продукции. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 900 тонн молока в сутки. Сегодня на предприятии производится более 160 наименований натуральной молочной продукции, которая способна удовлетворить самый изысканный вкус.

Информация о работе Отчет по практике на примере ОАО «Беллакт»