Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:57, отчет по практике
Целью написания данной курсовой работы является изучение аспектов маркетингового исследования рынка электротехнических товаров.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
изучить и проанализировать поставщиков, покупателей, конкурентов и посредников нашего предприятия;
изучить факторы макросреды предприятия;
определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии;
рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на предприятии.
Введение ……………………………………………………………………… 4
1. Общая характеристика ПРУП «Брестский
электротехнический завод» Бел. ж. д. ……………………………………….. 6
2. Характеристика непосредственного окружения ПРУП «Брестский
электротехнический завод» Бел. ж. д. ……………………………………….. 10
3. Характеристика факторов макросреды ПРУП «Брестский
электротехнический завод» Бел. ж. д. ………………………………………... 16
4. Характеристика комплекса маркетинга ПРУП «Брестский
электротехнический завод» Бел. ж. д. ……………………………………….. 20
5. Топик-гайд для проведения фокус-группы ……………………………. 29
Заключение ………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы …………………………………….. 35
Эти заводы достаточно продолжительное время функционируют на рынке и за это время они доказали, что их продукция является наиболее качественной и конкурентоспособной.
Каждый поставщик обязательно дает гарантию на поставляемый им товар, несёт ответственность за него, поэтому завод практически всегда гарантированно обеспечен высококачественным товаром, что также даёт ему ряд преимуществ перед другими предприятиями.
Такие поставщики являются надежными и стабильными партнерами и обеспечивают непрерывную работу предприятия.
Что же касается преимуществ и недостатков привязанности к основным поставщикам, то недостатком является ограниченная возможность влияния на закупочные цены.
События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Поэтому управляющие по маркетингу Брестского электротехнического завода внимательно следят за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены на выпускаемую продукцию. Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки продукции заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном – подорвано благорасположение к предприятию со стороны его клиентуры.
Анализ покупателей
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения предприятия, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый предприятием. Изучение покупателей позволяет предприятию лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать предприятие, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.
Изучая покупателя, на Брестском электротехническом заводе уясняют для себя, насколько сильны его позиции в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то завод стремится заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.
При изучении покупательского поведения потребителей, прежде всего на Брестском электротехническом заводе выясняют:
Основными покупателями продукции, выпускаемой ПРУП «БЭТЗ» Бел. ж. д. являются непосредственно железные дороги, предприятия работающие на них, а также оптовые покупатели (для последующей продажи в своих магазинах). Самыми крупными покупателями являются железные дороги Беларуси, России и стран СНГ.
К мотивирующим факторам покупки данной продукции являются:
На заводе периодически проводятся маркетинговые исследования об удовлетворенности покупателей. Далее выявляются их неудовлетворенные нужды и вносятся соответствующие коррективы в работу предприятия. В основном возникают проблемы с качеством продукции и гарантийным обслуживанием. В связи с этим расширяется сеть сервисных центров.
Изучив чувствительность
покупателей к цене продукции
предприятия, видно, что значительное
повышение цен поведёт к
Подводя итоги можно сказать, что для потребителей продукции ПРУП «Брестский электротехнический завод» Бел. ж. д. важно высокое качество и цена.
Потребности покупателей нашей продукции относительно постоянны, существует тенденция увеличения постоянных клиентов.
Анализ конкурентов
Анализ конкурентов – это процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать либо избегать. На Брестском электротехническом заводе постоянно сравнивают свои товары, цены, каналы сбыта и стимулирование сбыта с теми, которые используют ее наиболее близкие конкуренты. Таким образом завод находит области потенциальных конкурентных преимуществ и возможного ущерба.
На первый взгляд кажется, что предприятию довольно просто обнаружить своих конкурентов. Брестскому электротехническому заводу известно, что его главные конкуренты – ОАО «Санкт Петербургский электротехнический завод – ЭЛТЕЗА» и ОАО «Лосиноостровский электротехнический завод - ЛЭТЗ». Самым очевидным уровнем конкуренции является конкуренция на уровне категории товаров, поскольку другие предприятия предлагают аналогичные товары и услуги одним и тем же потребителям по аналогичным ценам.
Маркетологи завода не ограничиваются лишь анализом целей конкурентов в отношении получения прибыли. Каждый из конкурентов имеет комплекс целей, которые отличаются по степени важности. Они стараются узнать, какое относительное значение придают конкуренты таким целям, как текущая доходность, рост доли рынка, движение наличности, ведущие позиции в области технологий и в сфере услуг и т. д. знание целей конкурента позволяет сделать выводы о том, удовлетворен ли он настоящим положением дел и как будет реагировать на различные действия конкурентов. Например, Санкт-Петербургский электротехнический завод стремится достичь лидерства за счет снижения расходов, поэтому реагирует гораздо сильнее на достижения конкурента в области снижения производственных затрат, чем на интенсификацию его деятельности в области рекламы.
На Брестском электротехническом заводе следят за целями своих конкурентов, чтобы принять решение об атаке или, напротив, защите различных товарно-рыночных сегментов. Ели обнаруживают, что конкурент открыл новый сегмент, это расценивают как благоприятную возможность для атаки. Если обнаруживают, что конкуренты планируют проникновение в сегменты, которые в настоящее время обслуживаются Брестским электротехническим заводом, это может послужить предостережением.
ПРУП «Брестский электротехнический завод» Бел. ж. д. конкурирует с другими предприятиями путем высокого качества своей продукции, создания новых видов продукции и усовершенствования конструкции серийного выпуска электротехнического оборудования.
Так как цена производимой продукции не сильно отличается, то предприятие использует неценовую конкуренцию.
Что же касается продукции от других производителей, то по отношению к ней устанавливается гибкая ценовая политика. То есть предприятие делает анализ по тому или другому виду продукции и согласно цене, которая поддерживается на рынках Беларуси или за рубежом, устанавливает стоимость определенного вида продукта.
Широкий ассортимент, конкурентоспособные цены, гибкая ценовая политика – все вышеперечисленные факторы позволяют достойно представлять предприятие на рынке ближнего и дальнего зарубежья.
Анализ посредников
Посредники, – это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры.
Посредниками ПРУП «БЭТЗ» Бел. ж. д. являются ЗАО «Муарон – 1» г. Москва, ОАО «Техпромэкспорт» г. Москва.
Брестский электротехнический завод снабжает своей продукцией российские железные дороги через дилера, которым является фирма ЗАО «Муарон – 1». Предприятие действует от своего имени и за свой счет.
ОАО «Техпромэкспорт» помогает продвигать товар за рубеж. Оно содействует заключению сделок Брестского электротехнического завода с иностранными покупателями. АО “Техпроэкспорт” действует в качестве представителя и не является покупателем или продавцом продукции. Следовательно, оно является торговым агентом ПРУП «БЭТЗ» Бел. ж. д.
К числу кредитно-финансовых учреждений относятся Белпромстойбанк и Белгосстрах, помогающие заводу финансировать сделки и страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров. Брестский электротехнический завод не может обойтись без их помощи, поэтому налаживает прочные связи с ними.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ
ПРУП «БРЕСТСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД» БЕЛ. Ж. Д.
Макросреда создает
общие условия среды
Брестский электротехнический
завод самостоятельно решает проблему
адаптации, пытаясь усилить свое
позитивное воздействие и нейтрализовать(
Важными факторами макросреды предприятия, которые нужно учитывать и оценивать в процессе маркетинговых исследований являются демографические, экономические, политические, научно-технические, природные и культурные.
Демографическая среда не оказывает влияния на деятельность завода, т.к. спрос на производимые товары не зависит от демографических факторов (демографические взрывы и спады, старение населения, миграции и т.д.).
Экономическая среда.
Изучение экономической
среды позволяет понять, каким
образом формируются и
∙ характер экономики и экономических процессов (в том числе влияние инфляции и дефляции);
· система налогообложения и качество экономического законодательства;
· масштабы правительственной поддержки отдельных отраслей;
· общая коньюктура национального рынка;
· размеры и темпы изменения размеров рынка;
· размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами предприятия;
· состояние фондового рынка;
· инвестиционные процессы;
· ставка банковского процента;
· система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен;
· стоимость земли.
В настоящий момент складывается в общем позитивная макроэкономическая ситуация в экономике Беларуси. По результатам экономического развития в 2009 г. достигнут общий рост ВВП. Национальная валюта, рубль, демонстрирует высокую стабильность. Уровень инфляции по данным 2009 года составил 12,7%.
К основным дестабилизирующим
факторам следует отнести
Покупательная способность населения также не берется в расчет, т.к. основной долей продукции, выпускаемой заводом, являются товары промышленного назначения и всего 2% товары народного потребления.
Зато платежеспособность фирм-потребителей имеет большое значение. Так как в стране в целом нестабильное положение, то приходится прибегать к взаимозачетам и бартерным сделкам. Это оказывает отрицательное влияние и может привести к накапливанию продукции на складах.
Налогообложение отрицательно влияет на деятельность предприятия. Например,
очень высока ставка налога на прибыль – 35%, НДС – 20%.
В целом влияние экономической среды оценивается как положительное.
Политическая среда.
Брестский электротехнический завод имеет определенный правовой статус, являясь корпорацией, и именно это определяет, как предприятие может вести свои дела и какие налоги должно платить. Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в 20 веке резко возросли. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходиться придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения бизнеса.
Информация о работе Отчет по практике в ПРУП «Брестский электротехнический завод»