Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- определить необходимость и возможность планирования и прогнозирования развития экономики.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
− определить необходимость планирования и прогнозирования в Республике Беларусь;
− изучить содержание прогнозирования и планирования как процесса;
− рассмотреть систему государственного прогнозирования и планирования;

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ................................7
1.1. Необходимость планирования и прогнозирования развития экономики в переходный к рыночным отношениям период……............................................7
1.2.Информационная база, система методов прогнозирования и планирования.…………………………………………………............................11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
КАК ПРОЦЕССА...............................................................................................16
2.1. Система государственного прогнозирования и планирования..................16
2.2. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси……..............................................................................20
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...................................................................25
Заключение...................................................................................................33
Список использованных источников......................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 «Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием

(на примере Республики  Беларусь)»

 

Объем работы:  36 с., в том числе 2 рис., 5 табл., 17 наим.лит.

 

Ключевые слова: Планирование, прогнозирование, стратегические планы, экономика, маркетинг, стратегическое планирование, долгосрочное развитие, внутрифирменное планирование, прибыль

 

В курсовой работе разработаны теоретические  и методические основы планирования и прогнозирования национальной экономики Республики Беларусь и включает в себя следующие этапы:

1) определение  и обоснование необходимости и возможности планирования и прогнозирования экономики;

2) формирование  концептуальных подходов к системной  стратегической ориентации предприятия;

3) проведение  анализа планирования и прогнозирования как процесса;

4) разработаны предложения по совершенствованию действующей системы планирования в РБ;

В результате проведенного анализа сделаны следующие  выводы:

1) современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше будет качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

2) в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяются основные направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

3) экономическая политика сегодня нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни. Правительством и Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план.

Проводятся  мероприятия по поддержке системообразующих  предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды  и инвестиционного климата.

.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение............................................................................................................5

1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ................................7

  • 1.1. Необходимость планирования и прогнозирования развития экономики в переходный к рыночным отношениям период……............................................7
  • 1.2.Информационная база, система методов прогнозирования и планирования.…………………………………………………............................11
    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

     КАК ПРОЦЕССА...............................................................................................16

  • 2.1. Система государственного прогнозирования и планирования..................16
  • 2.2. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси……..............................................................................20

    3.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ 

    ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ

    БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

     В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...................................................................25

    Заключение...................................................................................................33

    Список использованных источников......................................35

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Перестройка производственных отношений в экономике, подвижность важнейших экономических  нормативов (цен, тарифов, налоговых  ставок), неустойчивость хозяйственных  связей делают особо значимым учет долговременных аспектов развития производства. При этом в системе управления увеличивается число возможных  управленческих решений, из которых  необходимо выбрать оптимальное.

    Все эти  факторы предопределяют повышение  роли долгосрочных перспективных прогнозных расчетов, учет вероятностных факторов экономического и социального прогресса, составление альтернативных целевых  программ развития структурных подразделений  хозяйственного комплекса. Чем выше уровень прогнозирования социально-экономического развития, тем эффективное планирование и управление этими процессами.

    Применение  методов прогнозирования обеспечивает активное целенаправленное участие  специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно  повысить эффективность и качество управления. В ближайшем будущем  значение научного прогнозирования  еще более возрастет, повысятся  требования к экономической подготовке работников экономических служб  предприятий и организаций.

    Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, о путях  и сроках решения социально-экономических  проблем. На основе прогнозирования  возможны выработка и обоснование  конкретных и достижимых целей, приоритетов  экономического развития, расширения первоочередных экономических задач, выявление наиболее вероятных и  экономически эффективных вариантов  решения долгосрочных и среднесрочных  проблем.

    Прогнозирование выполняет стратегические, корректирующие и информационные функции, что позволяет  выбирать направления и приоритеты экономического развития, корректировать курс по обоснованным критериям, вооружать  хозяйствующие субъекты информацией, помогающей им увереннее принимать  решения.

    Прогноз и план взаимно  дополняют друг друга. Формы сочетания  прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве  случаев), следовать за ним (прогнозирование  последствий принятого в плане  решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

    Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений.  Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки  для их осуществления. Эти предпосылки  включают: научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение  предстоящего ее развития, учитывающее  как сложившиеся тенденции, так  и намеченные цели; оценку возможных  последствий принимаемых решений.

     Актуальность темы  курсовой работы обусловлено  тем, что обоснование направлений  социально-экономического прогнозирования  заключается в том, чтобы, с  одной стороны, выяснить перспективы  ближайшего или более отдаленного  будущего в исследуемой области,  руководствуясь реальными экономическими  процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать  выработке оптимальных планов, опираясь  на составленный прогноз и  оценку принятого решения с  позиций его последствий в  прогнозируемом периоде.

    Предметом исследования является система планирования и прогнозирования в управлении народным хозяйством.

    Объектом  исследования выступает система  планирования и прогнозирования  национальной экономики в Республике Беларусь.

    Цель  работы- определить необходимость и  возможность планирования и прогнозирования  развития экономики.

    Цель  работы предопределила решение следующих  задач:

    − определить необходимость планирования и прогнозирования в Республике Беларусь;

    − изучить содержание прогнозирования и планирования как процесса;

    − рассмотреть систему государственного прогнозирования и планирования;

    − дать характеристику действующей системы планирования и прогнозирования в РБ

    − определить направление совершенствования процесса планирования и прогнозирования в современных условиях.

    В ходе исследования использовались методы логического, сравнительного и  системного анализа, экспертных оценок и прочие общенаучные методы исследования.

    1 Необходимость и возможность планирования и прогнозирования развития экономики

     

    1.1 Необходимость  планирования и прогнозирования  развития экономики в переходный  к рыночным отношениям период

     

    Под прогнозом  понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

    Время перемен  усиливает потребность определить будущее, предвидеть, как и когда  страна выйдет из кризиса, какие тенденции  возобладают, каковы будут результаты социальных, политических и экономических  перемен и что конкретно они  принесут каждому человеку. Потребность  в прогнозах испытывают руководители и работники управленческих органов  всех уровней: местных, региональных, отраслевых, федеральных, так как ошибки в  управлении, в проектах, программах, выборе стратегии проистекают из неумения предвидеть тенденции и  последствия принимаемых решений. Прогнозы нужны политическим лидерам  для обоснования своих предвыборных платформ, партийных программ, тактики  социально-политических действий, определения  возможностей оплатить выданные векселя, победить на выборах или потерпеть  фиаско. В них нуждаются предприниматели  и менеджеры - без краткосрочных  и долгосрочных прогнозов политической и экономической конъюнктуры  невозможно выработать эффективную  систему действий.

    Типология прогнозов может строиться по различным основаниям в зависимости  от целей, объектов, проблем, периода  упреждения, характера и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные)[1 с.84].

    Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что  вероятнее всего произойдет при  условии сохранения тенденций развития объекта. Нормативный прогноз представляет собой определение путей и  сроков достижения желаемых состояний  объекта или явления, принимаемых  в качестве цели, и отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого. Поисковый  прогноз строится на определенной шкале (поле) возможностей, на которой затем  устанавливается степень вероятности  прогнозируемого состояния объекта. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативный прогноз есть вероятностное описание альтернативных путей достижения желаемых состояний объекта, включающее разработку мероприятий по реализации этих состояний. По объекту прогнозы делятся на:

    - социальные - определяющие будущие изменения  в человеке, его потребностях, интересах,  социальном статусе, здоровье, образовании;  в отношениях между социальными  группами, слоями; определяют будущее  состояние социальной сферы; стабильное, нестабильное;

    − экономические используются для предвидения общего состояния экономики, отрасли, предприятия, изменений в структуре воспроизводства, в рынках труда, спросе на профессии, в управлении;

    − политические - определяющие изменения в расстановке политических сил, в отношениях социальных групп к партиям и лидерам, в политических ориентациях; политические прогнозы используются для прогнозирования результатов выборов и других политических событий;

    − научно-технические - определяющие динамику производительных сил, открытия и изобретения, смену поколений и моделей техники, изменение технологий;

    − экологические, позволяющие предвидеть динамику природных процессов, катастроф, их последствия, направления деятельности по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов и другие.

    Прогнозы  могут иметь разное время упреждения - от краткосрочных (например, суточные, связанные с колебаниями акций) до долгосрочных (на десятки) и сверхдолгосрочные. Первые носят более детализированный характер. Чем дольше горизонт упреждения прогноза, тем большее значение имеют  теоретические исследования и длительность ретроспективы (времени основания) прогноза[1 с.95].

    Неодинаков  и характер прогноза. Он может определять какую-то одну характеристику объекта (показатель) или носить комплексный  характер для предприятия, города, региона, страны.

    В зависимости  от объекта прогнозирования соотношение  между предвидением и управлением  видоизменяется. У прогнозируемых природных  или технических объектов (ураган, сопротивление материалов), взаимосвязь  предвидения и управления может  быть близка к нулевой, так как  никакие управленческие решения  не способны изменить предсказание. В  таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать его последствия (наводнение, землетрясение и т.д.).

    Планирование  нацелено на обоснование принятия и  практической реализации управляющих  решений. Цель прогнозирования —  прежде всего создать научные  предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

    Информация о работе Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием