Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:27, курсовая работа
Цель работы- определить необходимость и возможность планирования и прогнозирования развития экономики.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
− определить необходимость планирования и прогнозирования в Республике Беларусь;
− изучить содержание прогнозирования и планирования как процесса;
− рассмотреть систему государственного прогнозирования и планирования;
Введение............................................................................................................5
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ................................7
1.1. Необходимость планирования и прогнозирования развития экономики в переходный к рыночным отношениям период……............................................7
1.2.Информационная база, система методов прогнозирования и планирования.…………………………………………………............................11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
КАК ПРОЦЕССА...............................................................................................16
2.1. Система государственного прогнозирования и планирования..................16
2.2. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси……..............................................................................20
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...................................................................25
Заключение...................................................................................................33
Список использованных источников......................................35
Переход
к устойчивому развитию – длительный
эволюционный процесс, требующий целенаправленной,
осознанной деятельности всего человечества.
Главным механизмом его реализации
могут и должны быть национальные
стратегии устойчивого
Второй
этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого
развития является гармонизация взаимоотношений
общества и природы на основе развития
хозяйственной деятельности в пределах
воспроизводственных
Доминирующую
роль в создании будущей социально-политической
системы, нового экономического уклада,
утверждении ценностей и
Третий этап (после 2015 г.) − формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансирования развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Важным
фактором, обеспечивающим устойчивое
развитие общества, является создание
экономических, социальных, культурных,
правовых и других условий для
гармонического развития и социально
позитивного образа жизни личности,
реализации общепризнанных мировым
сообществом конституционных
Республика Беларусь в настоящее время переживает сложный исторический период: идет процесс становления ее государственного суверенитета и формирование нового государственного строя, кардинально меняются социально-экономические отношения. В международных отношениях Республика Беларусь столкнулась с новыми тенденциями в мировой экономике, которые характеризуются ужесточением конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта. Более мощные в экономическом отношении государства стремятся диктовать условия остальным странам. Республика Беларусь – малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу ее развития, когда идет сложный процесс преобразования сформированной за многие десятилетия экономической системы. В результате возникает ряд внутренних и внешних угроз, абсолютное большинство которых обусловлено экономическими причинами, и предотвращение которых в большей мере зависит от состояния самой белорусской экономики. В этих условиях экономический потенциал превращается в материальную основу национальной безопасности страны. Как показывает мировая практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение социально-экономической безопасности – это гарантия независимости государства, одно из главных условий эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию.
3 Характеристика действующей системы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь, направление ее совершенствования в современных условиях
Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства[8, c. 240].
Первая стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия. Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.
Благодаря
таким изменениям в первую очередь
здорово выигрывает налогоплательщик,
так как государство становится
для него более "дешевым". Общий
выигрыш состоит в том, что
резко расширяется коридор
Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит добюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.
Например, выделим:
а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;
б) последовательное
использование при подготовке важных
решений экономической
в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта).
Передача функций управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий отражают такого же рода существенные изменения.
Третья
стратегическая линия государства
состоит в том, что последнее
берет на себя ответственную роль
регулировщика экономической
а) рыночные
сигналы проявляются
б) часть
рыночных отношений, утратив внутренние
импульсы развития, не обеспечивает необходимый
уровень экономической и
Проведение
государством экономической политики
находит свое отражение в разработке
соответствующих документов (концепции,
прогнозы, программы и т. д.). Обычно
выделяются среднесрочная и долгосрочная
перспективы государственной
Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии.
Большинство
государств, оказавшиеся втянутыми
в воронку кризиса, принимают
сегодня экстренные меры поддержки
финансового и реального
Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года.
Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики.
И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшились условия торговли и с нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов. Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16]
Таблица 1 − Валовой внутренний продукт РБ в динамике 2000-2011гг.млрд. руб.
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
ВВП в текущих ценах |
9 134 |
17 173 |
26 138 |
36 565 |
49 992 |
65 67 |
79 267 |
97 165 |
129 791 |
137 442 |
164 476 |
274 282 |
ВВП в сопостав. ценах в % к предыд. |
105,8 |
104,7 |
105 |
107 |
1114,4 |
109 |
110 |
108 |
110 |
100 |
107 |
105 |
ВВВ на душу населения, тыс.руб. |
915 |
1730 |
2650 |
3732 |
5138 |
6733 |
8253 |
10163 |
13622 |
14457 |
17331 |
28953 |
Примечание. Источник: [17]
На рисунке 1 рассмотрим диаграмму ВВП по видам экономической деятельности за 2005г., 2011г.
Рисунок 1 − Валовый внутренний продукт по видам экономической деятельности 2005г.