Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- определить необходимость и возможность планирования и прогнозирования развития экономики.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
− определить необходимость планирования и прогнозирования в Республике Беларусь;
− изучить содержание прогнозирования и планирования как процесса;
− рассмотреть систему государственного прогнозирования и планирования;

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ................................7
1.1. Необходимость планирования и прогнозирования развития экономики в переходный к рыночным отношениям период……............................................7
1.2.Информационная база, система методов прогнозирования и планирования.…………………………………………………............................11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
КАК ПРОЦЕССА...............................................................................................16
2.1. Система государственного прогнозирования и планирования..................16
2.2. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси……..............................................................................20
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...................................................................25
Заключение...................................................................................................33
Список использованных источников......................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

Переход к устойчивому развитию – длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества. Главным механизмом его реализации могут и должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие высоконравственный гуманный разум объединенного человечества, всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому  устойчивое развитие нашей страны может  рассматриваться лишь как элемент  устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов  и направлений развития в конкретных условиях Беларуси. Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого  развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды  для нынешних и будущих поколений. Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – "высокий интеллект-инновации-благосостояние". Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики[14 с.55].

Второй  этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого  развития является гармонизация взаимоотношений  общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента  в приоритетах человеческих ценностей  с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться  основы нового постиндустриального  информационного общества с новым  технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему  типу воспроизводства. Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в  длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для  НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям  и задачам, основным принципам и  критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения  в социальной, экономической и  экологической сферах деятельности.

Доминирующую  роль в создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждении ценностей и принципов  устойчивого развития играют: построение и развитие унитарного демократического социального правового государства; формирование современного гражданского общества; построение социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики. Беларусь – молодое суверенное государство, которому предстоит поступательно  двигаться по пути построения подлинно демократического правового государства. Признавая и гарантируя своим  гражданам право на сохранение и  развитие их самобытной культуры и  национального (родного) языка, право  на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, Республика Беларусь создает реальные предпосылки для построения правового  государства. Для этого необходимо твердо и последовательно проводить курс на дальнейшую демократизацию общества, повышение эффективности институтов правового государства, укрепление конституционных гарантий прав и свобод граждан, сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа.

Третий  этап (после 2015 г.) − формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансирования развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Важным  фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для  гармонического развития и социально  позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым  сообществом конституционных прав и свобод человека. Потребностям и  принципам устойчивого развития современного общества соответствует  тип гармоничной и всесторонне  развитой, физически здоровой, образованной и духовной личности, ведущей активный образ жизни. Развитию личности и  интересам общества способствует поступательное развитие экономики и общества, формирование сильного государства, обеспечение  социальной консолидации, которая является необходимым условием как укрепления демократических институтов, так  и становления гражданского общества[14 с.80].

Республика  Беларусь в настоящее время переживает сложный исторический период: идет процесс становления ее государственного суверенитета и формирование нового государственного строя, кардинально  меняются социально-экономические  отношения. В международных отношениях Республика Беларусь столкнулась с новыми тенденциями в мировой экономике, которые характеризуются ужесточением конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта. Более мощные в экономическом отношении государства стремятся диктовать условия остальным странам. Республика Беларусь – малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу ее развития, когда идет сложный процесс преобразования сформированной за многие десятилетия экономической системы. В результате возникает ряд внутренних и внешних угроз, абсолютное большинство которых обусловлено экономическими причинами, и предотвращение которых в большей мере зависит от состояния самой белорусской экономики. В этих условиях экономический потенциал превращается в материальную основу национальной безопасности страны. Как показывает мировая практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение социально-экономической безопасности – это гарантия независимости государства, одно из главных условий эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Характеристика действующей системы планирования и прогнозирования в Республике Беларусь, направление ее совершенствования в современных условиях

 

Опыт, накопленный  Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно  выделить три стратегические линии  поведения государства[8, c. 240].

Первая  стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех  сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и  нецелесообразность его присутствия. Место государства на данном направлении  занимают рыночное саморегулирование  и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.

Благодаря таким изменениям в первую очередь  здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более "дешевым". Общий  выигрыш состоит в том, что  резко расширяется коридор экономической  свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.

Вторая  стратегическая линия определяется тем, что государство остается в  эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит добюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.

Например, выделим:

а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;

б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок;

в) воздействие  на рыночные цены через спрос (государственные  закупки) и предложение (использование  товарных резервов, регулирование импорта).

Передача  функций управления государственным  предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных  предприятий отражают такого же рода существенные изменения.

Третья  стратегическая линия государства  состоит в том, что последнее  берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни  страны. По тем направлениям, где:

а) рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают  проблемы с обеспечением должной  экономической ответственности  хозяйствующих субъектов и т. п.;

б) часть  рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый  уровень экономической и социальной эффективности.

Проведение  государством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической  политики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождения  соответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В  первую очередь это касается бюджета  страны и налоговой политики.

Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика  несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной  сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится  сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся  в подвешенном состоянии.

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми  в воронку кризиса, принимают  сегодня экстренные меры поддержки  финансового и реального секторов экономики[15 с.154].

Кризис  сказался и на экономике нашей  страны. Мы стали фиксировать его  негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года.

Сокращение  внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики.

И в текущем  году мы отмечаем негативное влияние  мирового кризиса на экономику. ВВП  за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом  году за аналогичный период рост ВВП  составил 10,3 процента.

Заметно ухудшились условия торговли и с  нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте  республики традиционно приходится более 45 процентов. Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16]

Таблица 1 −  Валовой внутренний продукт РБ в динамике 2000-2011гг.млрд. руб.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

ВВП в текущих ценах

9

134

17

173

26

138

36

565

49

992

65

67

79

267

97

165

129

791

137

442

164

476

274

282

ВВП в сопостав.

ценах в % к предыд.

105,8

104,7

105

107

1114,4

109

110

108

110

100

107

105

ВВВ на душу

населения, тыс.руб.

915

1730

2650

3732

5138

6733

8253

10163

13622

14457

17331

28953


Примечание. Источник: [17]

 

На рисунке 1 рассмотрим диаграмму ВВП по видам  экономической деятельности за 2005г., 2011г.

 

 

Рисунок 1 − Валовый внутренний продукт по видам экономической деятельности 2005г.

 

 Рисунок  2 − Валовый внутренний продукт по видам экономической деятельности 2011г.

Информация о работе Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием