Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- определить необходимость и возможность планирования и прогнозирования развития экономики.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
− определить необходимость планирования и прогнозирования в Республике Беларусь;
− изучить содержание прогнозирования и планирования как процесса;
− рассмотреть систему государственного прогнозирования и планирования;

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ................................7
1.1. Необходимость планирования и прогнозирования развития экономики в переходный к рыночным отношениям период……............................................7
1.2.Информационная база, система методов прогнозирования и планирования.…………………………………………………............................11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
КАК ПРОЦЕССА...............................................................................................16
2.1. Система государственного прогнозирования и планирования..................16
2.2. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси……..............................................................................20
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...................................................................25
Заключение...................................................................................................33
Список использованных источников......................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

 

На протяжении 2000-2011 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (таблица 1). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2000 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005-2011 гг. среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 5.3%. Данные показатели росли существенно выше среднемировых , а также показателей соседних стран, например, в 2011 году рост экономики России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4%.

Необходимо  отметить, что в четвертом квартале 2009 наблюдалось существенное замедление роста основных компонентов ВВП Республики Беларусь. Это связано, в первую очередь, с ситуацией в мировой экономике.

В общем  и целом, в условиях постоянно  растущего внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также  росло. Однако, здесь следует подчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит  о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение  и очень сильно.

Если  смотреть структуру ВВП, то наиболее важная его часть в РБ - объем  промышленного. В 2011 году общий объем промышленного выпуска в Беларуси составил 59.3 млрд.$, что на 10.8% в физическом выражении больше, чем годом ранее. Наиболее высокие темпы прироста производства были отмечены в топливной промышленности (+11.1%); черной металлургии (+9.7%); в машиностроении и металлообработке (+10.2%), а также в отрасли строительных материалов (+10.2%). Необходимо отметить, что в 4-м квартале 2009 года наблюдалось существенное замедление темпов прироста промышленного производства. А в таких отраслях как машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность стройматериалов, легкая промышленность и целлюлозно-бумажная наблюдалось сокращение производства по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.

 

Таблица 2 − Промышленный выпуск РБ в динамике 2000-2011гг., млрд. руб.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объем продукции

11016

19566

26101

34706

50278

64502

78673

97335

132732

129374

166953

347655

Индекс промышленного

производства

107,5

105,9

104,0

106,7

115,3

110,0

111,2

108,6

111,3

96,9

111,7

109,1


Примечание. Источник: [17]

 

Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП являются инвестиции в основной капитал, строительство. В 2008 году совокупный объем инвестиций в основной капитал  и строительство в Беларуси составил 16.7 млрд.$.В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2007 годом на 23.1%. По итогам 2011 года, показатель отношения объема инвестиций к номинальному ВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году.

 

Таблица 3 − Инвестиции в основной капитал 2000-2012гг.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Инвестиции в основной капитал

1809

3049

4484

7131

10783

15095

20374

26053

37202

43377

55380

98664

В том числе: СМР

896,5

1465

2126

3139

4611

6459

8300

10957

16070

21240

27787

44358

Оборудования и транспортных  средств

684,9

1207

1818

3176

5032

7060

9568

11724

16339

16991

21275

44672

Прочие работы и затраты

227,6

375,5

539,5

815,1

1140,1

1576,5

2505,2

3371,5

4792,5

5145,7

6318

9634,6


Примечание. Источник: [17]

 

В 2008 году размер среднегодового номинального объема доходов на населения в Беларуси составил 3582 $. В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) прирост  доходов составил 12%.

Основными источниками формирования денежных доходов населения в 2011 году стали оплата труда и социальные трансферты, которые в январе 2012 года составили 77,3% от общей суммы денежных доходов. (оплата труда работников - 57,1% ;трансферты населению (пенсии пособия, стипендии). - 20,2%).

Необходимо  отметить, что по требованиям МФВ, в связи с выделением кредита, в Беларуси введен мораторий на повышение  зарплат и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенно  снизится, а с учетом девальвации  в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте упали.

Рисунок 3 −  Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата руб.

 

Высокая динамика роста доходов населения  оказывала непосредственное влияние  на объем розничного товарооборота  в Республике в 2000-2011 гг. Так, по итогам 2011 года объем розничного товарооборота через все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился в реальном выражении на 20.5% по сравнению 2005 годом. В 2001-2008 году совокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55 раза. И наконец, ИПЦ находится также в связи с инфляцией. По сути, для борьбы с инфляцией достаточно производить много качественных, конкурентоспособных отечественных товаров. В условиях нулевой безработицы только так возможно снизить инфляцию. В 211 году рост ИПЦ в Беларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года. Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдается второй год подряд.

Это связано  со следующими факторами:

− рост цен на поставляемые энергоносители;

− рост цен импорта;

− высокий темп роста доходов населении, опережающий рост производительности труда;

− государственное регулирование цен.

 

Таблица 4 −  Индексы цен по отдельным секторам экономики

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Индекс потребительских. цен %

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

208,7

Индекс производителей

промышленной

продукции

272,5

139,1

139,9

127,1

117,6

111,0

109,0

122,2

115,4

111,3

118,9

249,8

Индекс производителей с/х продукции

210

150

120

124

122

111

109

130

121,8

100,6

125,3

274,4

Индекс тарифов на перевозку грузов

420,0

145,2

125,3

121,7

108,8

106,4

112,3

108,8

130,9

118,2

130,0

250,3

Индекс тарифов на услуги связи

165,5

137,8

110,3

122,5

105,8

106,7

101,9

101,4

103,0

102,4

101,8

138,6


Примечание. Источник: [17]

 

Таким образом, на протяжении 5 лет до 2011г. экономика страны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстро развиваться. Об этом свидетельствуют вышеописанные показатели. Следует отметить, что данный рост был обеспечен не только повышением эффективности производства, улучшением качества макроэкономической политики, но и общим глобальным ростом мировой экономики, а также высоким ростом таких стран, как Россия, которая является главным торговым партнером.

Экономическая политика сегодня нацелена на минимизацию  последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики  к новым условиям жизни. Правительством и Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план. Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

В области  бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:

− достижению сбалансированного бюджета;

− обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном

− секторе и на государственных предприятиях;

− ограничению государственных инвестиций;

− повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

− развитию системы адресной социальной поддержки населения.

Для смягчения  негативных последствий кризиса  используются, в том числе и  налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние  годы было направлено на снижение налоговой  нагрузки на предприятия реального  сектора экономики, либерализацию  экономической системы и повышение  ее инвестиционной привлекательности.

В 2008 году налоговая нагрузка в стране снизилась  на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется  и в 2011 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2012 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.

Концепция не только даст целостное представлении  об основных направлениях развития имеющихся  на рынке участниках (банков, страховых  компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет  служить ориентиром для появления  и развития новых организаций . Это , главным образом , небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые  и другие компании. Кроме этого, в  концепции будет предусмотрено  создание системы мониторинга и  предупреждения кризисных явлений  на финансовом рынке. Мерой , которая  позволит ограничить возможные риски  внутри республики является концепция  управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему  мониторинга внешних заимствований  на уровне корпораций.

Более активно  следует создавать стимулы для:

− взаимной поддержки наших традиционных рынков;

− развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;

− упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.

Для того, чтобы усилия были комплексными и  продуктивными по продвижению наших  товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер  по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и  налаживание системы расчетов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее  время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов  как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития государства и общества, обоснование основных направлений  экономической политики, предвидение  последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование  является одним из решающих научных  факторов формирования стратегии и  тактики общественного развития.

Белорусская модель социально ориентированной  рыночной экономики в ее завершенном  виде – это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и  совершенствовании производства, а  наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно  работающим членам общества, достойное  социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства  и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства  форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах  личности и общества, обеспечения  взаимоувязки благосостояния работника  и результатов его труда, социального  партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель уже на начальной стадии своего становления  включала специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его  менталитет с преобладанием таких  черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает  такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная  безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам. В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема формирование рыночной экономики Беларуси вступило во вторую стадию, которая характеризуется  как смешанная экономика с  развитыми рыночными отношениями, новой ролью государства, сильной, но уже селективной социальной политикой. Формируется достаточно развитый и  эффективный частный сектор и  гражданское общество. Вторая стадия предусмотрена и реализуется  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. В дальнейшем будет осуществляться переход к третьей стадии, характеризующейся  преобладанием правовых норм, государственных  институтов и общественных структур новой экономической системы, в  которой государство определяет рамочные политико-экономические и  правовые условия, взаимодействует  с развитым гражданским обществом  и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы  законов в демократическом режиме социального партнерства. Государство  совместно с активными социальными  группами, профсоюзами, общественными  движениями, организациями и ассоциациями создает эффективный механизм осуществления  преобразований. По мере их углубления будет возрастать роль рыночного  саморегулирования.

Информация о работе Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием