В практике
прогнозирования и планирования
широко используются также метод
экономического (системного) анализа,
нормативный и балансовый методы
для разработки целевых комплексных программ
используется программно-целевой метод
(ПЦМ) в сочетании с другими методами.
2
Содержание прогнозирования и планирования
как процесса
2.1 Система государственного прогнозирования
и планирования
В настоящее
время ни одна сфера жизни общества
не может обойтись без прогнозов
как средства познания будущего. Особенно
важное значение имеют прогнозы социально-экономического
развития государства и общества,
обоснование основных направлений
экономической политики, предвидение
последствий принимаемых решений.
Социально-экономическое прогнозирование
является одним из решающих научных
факторов формирования стратегии и
тактики общественного развития.
В условиях
социально-экономических преобразований,
свойственных переходной экономике, значительно
усложняется процесс управления
хозяйственными структурами. Это связано
как с расширением их прав и
обязанностей, так и с необходимостью
более гибкой адаптации в окружающей
среде. Возникают новые цели и
задачи, изменяются формы собственности
предприятий, налаживаются новые хозяйственные
связи, формируются рыночные механизмы
управления. Все появляющиеся в связи
с этим проблемы невозможно решить
без прогнозирования как предвидения
результатов развития, происходящего
под воздействием существующих факторов
и перспективного планирования в
качестве системы мер, необходимых
для преодоления отклонения прогнозируемых
итогов от установленных параметров.
Социально-экономическое
прогнозирование характеризуется
как система количественных и
качественных предплановых изысканий,
результатом которых является прогноз,
т.е. научно обоснованное суждение о
возможных состояниях объекта в
будущем, об альтернативных путях и
сроках его существования. [5, с 115]
Важнейшими
инструментами в процессе социально-экономического
прогнозирования являются системный
анализ и системный подход.
Системный
анализ представляет собой совокупность
конкретных методов и практических
приемов решения различных проблем,
возникающих во всех сферах целенаправленной
деятельности государства на основе
системного подхода и представления
объекта прогнозирования в виде
системы. Системный подход позволяет
найти вариант решения сложных
производственно-хозяйственных проблем
в условиях достаточно высокой неопределенности
поведения системы и неполноты
знаний о ней.
Процедура
системного анализа в прогнозировании
представляет собой программу исследования
экономической системы с целью
поиска наилучшей альтернативы управления.
Она включает ряд этапов:
− определение
целей и задач исследования и критериев
их достижения;
− определение
объекта и предмета исследования;
− сбор
и обработку информации;
− выявление
структуры объекта, описание его свойств;
− определение
целей жизнедеятельности объекта;
− построение
гипотез о механизме функционирования
объекта;
− исследование
объекта с помощью моделей и неформальных
методов, включающее уточнение целей и
гипотезы о механизме функционирования
объекта, корректировку моделей, определение
перечня возможных альтернатив управления;
− прогнозирование
последствий реализации выбранных альтернатив
управления и выбор из них наиболее рациональной.
Опыты государственного
регулирования рыночной экономики
свидетельствует о том, что оно
должно основываться на системном научном
прогнозировании, которое позволяет
на базе полученной информации о прошлом
и настоящем состоянии экономики
предположить альтернативные пути ее
развития в предстоящем периоде.
Социально-экономические
прогнозы служат основой для разработки
срочных социально-экономических
программ, в которых конкретизируются
области деятельности государства,
подлежащие выполнению задачи, количественные
параметры в каждой сфере и
предусматривается получение ожидаемых
результатов от выполнения программ.
Социально-экономические прогнозы
могут уточняться и пересматриваться
с учетом изменений в социально-экономическом
развитии страны.
В Республике
Беларусь вопросам прогнозирования
и программного обеспечения социально-экономического
развития страны уделяется довольно
серьезное внимание. Данные вопросы
решаются на самом высоком государственном
уровне. Эффективному прогнозированию
и обеспечению выполнения прогнозных
показателей социально-экономического
развития уделяется первостепенное
и постоянное внимание Главы государства.
В процессе реализации прогноза социально-экономического
развития нашей страны задействованы
все центральные и республиканские
органы государственного управления,
местного органы власти и управления,
контрольные и надзорные органы,
что требует самых выверенных
и взвешенных подходов при организации
процесса прогнозирования и программирования
социально-экономического развития народного
хозяйства.
В целях
создания надлежащей и эффективной
системы государственных прогнозов
социально-экономического развития в
Республике Беларусь 5 мая 1998 г. принят
Закон "О государственном прогнозировании
и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь" (далее
- Закон), который впервые на законодательном
уровне определил цели и содержание системы
государственных прогнозов социально-экономического
развития, программ социально-экономического
развития Республики Беларусь и общий
порядок разработки указанных прогнозов
и программ.
В соответствии
с Законом главными целями разработки
прогнозов социально-экономического
развития и программ социально-экономического
развития являются достижение устойчивого
экономического роста, высокой степени
занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического
равновесия и как основной результат
- повышение уровня жизни народа.
Государственные
прогнозы и программы социально-экономического
развития являются направляющим вектором
в деятельности республиканских
органов государственного управления,
местных органов власти и управления
при проведении ими в пределах
своей компетенции курса государства
в области социально-экономической
политики и принятии решений в
конкретных сферах экономики.
Государственное
прогнозирование социально-экономического
развития Республики Беларусь определяется
через деятельность государственных
органов по разработке государственных
прогнозов социально-экономического
развития на перспективу (долгосрочную,
среднесрочную, краткосрочную).
Понятие
"прогноз социально-экономического
развития" Республики Беларусь включает
в себя систему научно обоснованных
представлений о направлениях, критериях,
принципах, целях и приоритетах
социально-экономического развития Республики
Беларусь на соответствующий период
с указанием основных прогнозируемых
показателей, целевых ориентиров и
мер по обеспечению их достижения.
Система
государственных прогнозов социально-экономического
развития Республики Беларусь состоит
из трех составляющих:
− на долгосрочную
перспективу - Национальной стратегию
и устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на 15 лет
и Основных направлений социально-экономического
развития Республики Беларусь на 10 лет;
− на среднесрочную
перспективу - программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на пять
лет;
− на краткосрочный
период - годового прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь.
Разработка
всех государственных прогнозов
социально-экономического развития Республики
Беларусь обеспечивается Правительством
на основе комплексного анализа сложившейся
социально-экономической, демографической
и экологической ситуации, научно-технического
и производственного потенциалов
Республики Беларусь, внешних условий,
состояния природных ресурсов и
перспективы изменения указанных
факторов[7 с.104].
Прогнозы
социально-экономического развития Республики
Беларусь на долгосрочную, среднесрочную
и краткосрочную перспективы
первоначально разрабатываются
Министерством экономики с участием
заинтересованных министерств, облисполкомов
и Минского горисполкомы и базируются
на основании информации, представляемой
Министерством статистики и анализа,
Министерством финансов, другими
республиканскими органами государственного
управления, Национальным банком, облисполкомами
и Минским горисполкомом, иными
местными исполнительными и распорядительными
органами, которые несут ответственность
за достоверность информации, ее качественную
подготовку и своевременность представления
по сферам их ведения.
Прогнозы
социально-экономического развития Республики
Беларусь включают количественные показатели
и качественные характеристики макроэкономической
ситуации, экономической и социальной
структуры, научно-технического развития,
внешнеэкономической деятельности,
динамики производства и потребления,
уровня и качества жизни, экологической
обстановки.
Прогнозы
социально-экономического развития разрабатываются
как в целом по республике так
и по народнохозяйственным комплексам,
отраслям экономики и по административно-территориальным
единицам. Подготовка прогнозов социально-экономического
развития по народнохозяйственным комплексам,
отраслям экономики и административно-территориальным
единицам реализуется соответствующими
республиканскими органами государственного
управления и местными исполнительными
и распорядительными органами[ 7,
с.215].
Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь является
долгосрочной программой поэтапного перехода
к устойчивому развитию, определяющей
конкретные направления преобразований
и виды деятельности по достижению
стратегических целей, необходимые
для этого ресурсы и механизмы,
системы управления и координации
на локальном, региональном, национальном
и международном уровнях. В Национальной
стратегии устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь определяются
основные направления эффективного
использования демографического, социального,
природного, производственного и
инновационного потенциалов страны.
Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь разрабатывается
один раз в пять лет на 15-летний
период[ 8, с.98]
2.2 Стратегические
прогнозы развития экономики
и программное планирование в
Беларуси
Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии
с Законом Республики Беларусь "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь". В Национальной
стратегии устойчивого развития Республики
Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее
развитие получили основные положения
действующих прогнозных документов, утвержденных
Президентом или Советом Министров Республики
Беларусь – Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2010 г., Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001–2005
гг., Комплексный прогноз научно-технического
прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития
промышленного комплекса Республики Беларусь
на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки
и повышения конкурентоспособности экономики
Республики Беларусь, Концепция национальной
безопасности Республики Беларусь и другие
целевые и отраслевые программы. В НСУР-2020
главное внимание уделено особенностям
прогнозного периода, дальнейшей реализации
"Повестки дня на XXI век", гармонизации
социального, экономического и экологического
развития как равноценных взаимодополняющих
составляющих в едином сбалансированном
комплексе "человек–окружающая среда–экономика".
В основу построения структуры Национальной
стратегии устойчивого развития Республики
Беларусь положена следующая логика. В
первых разделах дана оценка стартовых
условий Беларуси в контексте мировых
тенденций экономического развития, определены
основные компоненты (подсистемы) модели
устойчивого развития и императивы (требования)
к их функционированию и взаимодействию,
дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического
потенциала страны. Это позволило в последующих
разделах обосновать стратегические цели,
этапы и сценарии перехода страны к устойчивому
развитию, определить важнейшие направления
и пути перехода белорусской экономики
к устойчивому развитию по главным его
составляющим – "человек–окружающая
среда–экономика". Далее рассматриваются
важнейшие средства, финансово-экономические
и социально-политические механизмы обеспечения
устойчивого развития. В заключительном
разделе даны предложения по созданию
соответствующей системы мониторинга[11
с.75].