Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- определить необходимость и возможность планирования и прогнозирования развития экономики.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
− определить необходимость планирования и прогнозирования в Республике Беларусь;
− изучить содержание прогнозирования и планирования как процесса;
− рассмотреть систему государственного прогнозирования и планирования;

Содержание работы

Введение............................................................................................................5
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ................................7
1.1. Необходимость планирования и прогнозирования развития экономики в переходный к рыночным отношениям период……............................................7
1.2.Информационная база, система методов прогнозирования и планирования.…………………………………………………............................11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
КАК ПРОЦЕССА...............................................................................................16
2.1. Система государственного прогнозирования и планирования..................16
2.2. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси……..............................................................................20
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ, НАПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...................................................................25
Заключение...................................................................................................33
Список использованных источников......................................35

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.54 Кб (Скачать файл)

В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод  экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Содержание прогнозирования и планирования как процесса

 

2.1 Система государственного прогнозирования  и планирования

 

В настоящее  время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов  как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития государства и общества, обоснование основных направлений  экономической политики, предвидение  последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование  является одним из решающих научных  факторов формирования стратегии и  тактики общественного развития.

В условиях социально-экономических преобразований, свойственных переходной экономике, значительно  усложняется процесс управления хозяйственными структурами. Это связано  как с расширением их прав и  обязанностей, так и с необходимостью более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые цели и  задачи, изменяются формы собственности  предприятий, налаживаются новые хозяйственные  связи, формируются рыночные механизмы  управления. Все появляющиеся в связи  с этим проблемы невозможно решить без прогнозирования как предвидения  результатов развития, происходящего  под воздействием существующих факторов и перспективного планирования в  качестве системы мер, необходимых  для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.

Социально-экономическое  прогнозирование характеризуется  как система количественных и  качественных предплановых изысканий, результатом которых является прогноз, т.е. научно обоснованное суждение о  возможных состояниях объекта в  будущем, об альтернативных путях и  сроках его существования. [5, с 115]

Важнейшими  инструментами в процессе социально-экономического прогнозирования являются системный  анализ и системный подход.

Системный анализ представляет собой совокупность конкретных методов и практических приемов решения различных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности государства на основе системного подхода и представления  объекта прогнозирования в виде системы. Системный подход позволяет  найти вариант решения сложных  производственно-хозяйственных проблем  в условиях достаточно высокой неопределенности поведения системы и неполноты  знаний о ней.

Процедура системного анализа в прогнозировании  представляет собой программу исследования экономической системы с целью  поиска наилучшей альтернативы управления. Она включает ряд этапов:

− определение целей и задач исследования и критериев их достижения;

− определение объекта и предмета исследования;

− сбор и обработку информации;

− выявление структуры объекта, описание его свойств;

− определение целей жизнедеятельности объекта;

− построение гипотез о механизме функционирования объекта;

− исследование объекта с помощью моделей и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы о механизме функционирования объекта, корректировку моделей, определение перечня возможных альтернатив управления;

− прогнозирование последствий реализации выбранных альтернатив управления и выбор из них наиболее рациональной.

Опыты государственного регулирования рыночной экономики  свидетельствует о том, что оно  должно основываться на системном научном  прогнозировании, которое позволяет  на базе полученной информации о прошлом  и настоящем состоянии экономики  предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.

Социально-экономические  прогнозы служат основой для разработки срочных социально-экономических  программ, в которых конкретизируются области деятельности государства, подлежащие выполнению задачи, количественные параметры в каждой сфере и  предусматривается получение ожидаемых  результатов от выполнения программ. Социально-экономические прогнозы могут уточняться и пересматриваться с учетом изменений в социально-экономическом  развитии страны.

В Республике Беларусь вопросам прогнозирования  и программного обеспечения социально-экономического развития страны уделяется довольно серьезное внимание. Данные вопросы  решаются на самом высоком государственном  уровне. Эффективному прогнозированию  и обеспечению выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития уделяется первостепенное и постоянное внимание Главы государства. В процессе реализации прогноза социально-экономического развития нашей страны задействованы  все центральные и республиканские  органы государственного управления, местного органы власти и управления, контрольные и надзорные органы, что требует самых выверенных и взвешенных подходов при организации  процесса прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного  хозяйства.

В целях  создания надлежащей и эффективной  системы государственных прогнозов  социально-экономического развития в  Республике Беларусь 5 мая 1998 г. принят Закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (далее - Закон), который впервые на законодательном уровне определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития, программ социально-экономического развития Республики Беларусь и общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

В соответствии с Законом главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого  экономического роста, высокой степени  занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и как основной результат - повышение уровня жизни народа.

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития являются направляющим вектором в деятельности республиканских  органов государственного управления, местных органов власти и управления при проведении ими в пределах своей компетенции курса государства  в области социально-экономической  политики и принятии решений в  конкретных сферах экономики.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь определяется через деятельность государственных  органов по разработке государственных  прогнозов социально-экономического развития на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).

Понятие "прогноз социально-экономического развития" Республики Беларусь включает в себя систему научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах  социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и  мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь состоит  из трех составляющих:

− на долгосрочную перспективу - Национальной стратегию и устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

− на среднесрочную перспективу - программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

− на краткосрочный период - годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка  всех государственных прогнозов  социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивается Правительством на основе комплексного анализа сложившейся  социально-экономической, демографической  и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов  Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и  перспективы изменения указанных  факторов[7 с.104].

Прогнозы  социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы  первоначально разрабатываются  Министерством экономики с участием заинтересованных министерств, облисполкомов  и Минского горисполкомы и базируются на основании информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими  республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными  местными исполнительными и распорядительными  органами, которые несут ответственность  за достоверность информации, ее качественную подготовку и своевременность представления  по сферам их ведения.

Прогнозы  социально-экономического развития Республики Беларусь включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической  обстановки.

Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  как в целом по республике так  и по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и по административно-территориальным  единицам. Подготовка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и административно-территориальным  единицам реализуется соответствующими республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными  и распорядительными органами[ 7, с.215].

Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые  для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации  на локальном, региональном, национальном и международном уровнях. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяются основные направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и  инновационного потенциалов страны.

Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь разрабатывается  один раз в пять лет на 15-летний период[ 8, с.98]

 

2.2 Стратегические  прогнозы развития экономики  и программное планирование в  Беларуси

 

Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы. В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации "Повестки дня на XXI век", гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе "человек–окружающая среда–экономика". В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – "человек–окружающая среда–экономика". Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга[11 с.75].

Информация о работе Планирование и прогнозирование национальной экономики и механизмы управления ее развитием