Потребительское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:06, контрольная работа

Описание работы

1 Как используются знания об особенностях процесса принятия решения о покупке при разработке маркетинговых стратегий?
Начальная стадия любого процесса принятия решения - осознание потребности. Это происходит, когда человек ощущает разницу между тем, что он воспринимает как идеал, в сравнении с реальным положение дел в любой момент времени. Главным источником осознания проблемы является возникновение потребности, особенно когда она связана с представлениями человека о самом себе. Потребность может быть возбуждена внутренними раздражителями...

Содержание работы

1 Как используются знания об особенностях процесса принятия решения о покупке при раз-
работке маркетинговых стратегий 3
2 Перечислите основные источники покупки и их особенности 9
3 Как потребительские знания влияют на поведение в процессе покупки? Каково содержание
потребительских знаний? Приведите вопросы, позволяющие измерить знания потребителя
10
4 Зачем изучать стиль жизни своего потребителя? Каковы основные критерии описания сти-
ля жизни? 12
5 Опишите модель обработки информации потребителем. 13
6 В чем сущность познавательного обучения? В каких случаях оно предпочтительнее при
продвижении продукта? 16
7 Что такое референтные группы, каковы формы их влияния? 17
8 Назовите основные характеристики потребительской ситуации. Каковы типы потребитель-
ских ситуаций. 19
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

37.2.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

 • личные контакты (семья, друзья, знакомые, соседи);

• коммерческие источники (выставки, ярмарки, реклама, дистрибьюторы, дилеры, торговые представители, информация в магазинах, включающая сведения с дисплеев, упаковку, маркировку, а также коммуникации с продавцами);

• некоммерческие источники (общественные связи, различные общественные организации);

• эмпирические источники (осмотр, изучение или использование товара).

Наибольшую часть сведений о  товаре потребитель получает из некоммерческих источников. Вместе с тем наиболее эффективную информацию о товаре потребитель получает при личных контактах.

Насколько широко и полно потребитель  получает информацию о необходимом  товаре, зависит от интенсивности  ее поиска. Существует значительное число  факторов, оказывающих влияние на интенсивность поиска. Среди них  обычно выделяют следующие:

• особенности искомого товара;

• ограниченность времени у потребителя для удовлетворения осознанной потребности;

• доступность информации об искомых товарах;

• наличие возможностей изучения товара в розничной сети;

• уровень знаний, заинтересованность, существующие мнения и отношения, а также демографические характеристики потребителя.

Знание и понимание поведения  потребителя во время поиска информации об осознанной потребности может  быть использовано при разработке и  реализации стратегий маркетинга. Такая информация необходима при разработке ценовой политики, политики продвижения и распределения, т. е. ее следует использовать при разработке и реализации комплекса маркетинга.

Оценка и выбор приемлемых вариантов 

На данном этапе процесса принятия решения о покупке потребителями проводится оценка возможных альтернатив в выборе товара. Конечным результатом такого выбора является установление конкретного товара, наиболее полно удовлетворяющего нужды и потребности данного потребителя.

Указанный выше выбор возможен, поскольку каждый конкретный товар обладает соответствующим набором свойств, совокупность которых и призвана удовлетворить ту или иную потребность человека. При этом одни и те же свойства имеют разную значимость для каждого конкретного потребителя в зависимости от его нужд и запросов. Человек обращает больше внимания на те свойства товара, которые имеют для него первостепенное значение. Например, проводимые опросы потребителей губной помады показывают, что при общем интересе к таким свойствам, как цвет, вид упаковки, консистенция, вкус, аромат, устойчивость, в большинстве случаев первостепенное значение придается цвету и устойчивости.

 Многие потребители губной помады, как, впрочем, и других товаров, уверены, что имеющими для них первостепенное значение свойствами обладают товары определенной торговой марки. Совокупность таких мнений характеризует так называемый имидж торговой марки. Последний может быть основан на личном избирательном восприятии, искажении и запоминании и не всегда соответствует реальной действительности.

При выборе потребителем приемлемого  товара следует отметить, что им не всегда анализируются и оцениваются  возможные альтернативы в приобретении товара. Иногда потребитель просто полагается на свою интуицию, порой  ему достаточно совета друзей или - знакомых, а иногда может быть достаточно и совета продавца.

Поведение потребителей во время выбора наиболее приемлемых для них товаров  следует учитывать предпринимательским  структурам. Чтобы оказать воздействие  на выбор потребителя, предприятие может:

• модифицировать товар;

• повысить качество товара;

• изменить мнение потенциальных покупателей о товаре;

• изменить мнение потенциальных покупателей о предприятии и его конкурентах;

• привлечь внимание потенциальных покупателей к отдельным свойствам товара.

2 Перечислите  основные источники покупки и  их особенности

Проведенное потребителем на предыдущем этапе ранжирование возможных альтернатив  приобретения данного товара формирует  уверенность в целесообразности совершения соответствующей покупки. Вместе с тем еще остаются, по крайней мере, следующие вопросы:

• Покупать или не покупать?

• Когда покупать?

• Где покупать?

• Как осуществлять расчеты за покупку?

Ответы на эти вопросы не всегда являются однозначными для потребителя, причем вмешательство отдельных обстоятельств может нарушить все планы потребителя (рис. 3.9). Такими обстоятельствами могут быть, например, вмешательство друзей, знакомых или других людей, имеющих и высказавших определенное негативное мнение. Это может отрицательно сказаться на выборе товара потребителем. И, наоборот, позитивное мнение других людей только лишь усиливает намерение потребителя приобрести выбранный товар.

На окончательное решение о  покупке могут оказать влияние  и непредвиденные обстоятельства, которые возникают в процессе приобретения товара, коммуникации или потребления товара. Например, сорт пива, которому отдает предпочтение потребитель, может оказаться совершенно неприемлемым в сложившейся ситуации.

На решение человека изменить свой выбор, отложить или отказаться от покупки данного товара большое влияние оказывает также риск, который может нести потребитель в результате приобретения и потребления выбранного товара.

Окончательное решение о покупке  потребитель принимает тогда, когда  он определил торговую марку, место, время и количество приобретаемого товара, а также установил операции, совершаемые при покупке. Это имеет место, если речь идет о покупке товаров, имеющих особую значимость для потребителя. В случае покупки товаров повседневного спроса потребитель не уделяет столько внимания принятию решения и его обоснованию.

3 Как потребительские  знания  влияют на поведение  в процессе покупки? Каково  содержание потребительских знаний? Приведите вопросы, позволяющие  измерить знания потребителей.

Купив тот или иной товар, потребитель может быть удовлетворен или разочарован сделанной покупкой. Например, купив автомобиль и обнаружив какой-нибудь дефект, потребитель будет явно огорчен и останется не совсем доволен сделанной покупкой. И, наоборот, он будет доволен покупкой автомобиля, как, впрочем, и всякого другого товара, если удовлетворение от потребления данного товара совпало или превзошло имевшие место ожидания. В зависимости от того, насколько удовлетворен или не удовлетворен потребитель приобретенным товаром, он принимает в дальнейшем действия по его использованию и распоряжению. При этом возможные альтернативы в действиях потребителя приведены на рис. 3.10.

Как видно из рис. 3.10, потребитель  может:

• использовать товар при первом удобном случае;

• найти новые возможности использования товара;

• сделать кратковременную отсрочку в расчете на более позднее потребление;

• оставить товар на длительное хранение с расчетом использовать его в будущем;

• освободиться от товара.

 

 

Действия потребителя в процессе потребления товара

Если потребитель удовлетворен приобретенным товаром, то он способен совершать повторные покупки. Он может высказать своим друзьям, родственникам и знакомым самые  лестные отзывы о товаре и производителе.

Неудовлетворенные потребители, а число таковых, как показывают проводимые исследования, порой составляет почти треть от всех покупателей, высказывают негативные мнения о приобретенном товаре. Они, как правило, не совершают повторных покупок. Такие покупатели могут обратиться с жалобой по отношению к купленным товарам к продавцам, производителям, в Общество по защите прав потребителей, а также к юристам и в другие инстанции, способные оказать помощь в решении возникших проблем.

После частичного или полного использования  товаров возникает проблема, как ими распорядиться. Здесь возможны различные варианты. Потребитель, например, может продать уже частично использованный товар, что особенно актуально в последнее время относительно подержанных автомобилей. Продажа таких автомобилей, как, впрочем, и других подержанных вещей, широко рекламируется средствами массовой информации. Во всех таких случаях обычно говорят о реализации ре-маркетинга .

Наряду с продажей ранее приобретенных  товаров потребитель может поменять их на другие, более необходимые ему товары. Он может также отдать их знакомым, друзьям или другим нуждающимся в них людям. Наконец, он может их просто выбросить или отдать на переработку или утилизацию. Эта информация должна интересовать производителя товара и ему следует ее использовать в целях обеспечения более полного удовлетворения нужд и потребностей конкретных потребителей.

 

4 Зачем изучать  стиль жизни своего потребителя?  Каковы основные критерии описания  стиля жизни?

Большинство авторов доминирующим подходом используют логический позитивизм, преследующий двоякую цель: с одной стороны, понять и предсказать поведение потребителя; с другой – выявить причинно-следственные связи, управляющие убеждением и/или просвещением.

В основе книги Д.Ф. Энджела, Р.Д. Блэкуэлла, П.У. Миниарда “Поведение потребителей” находятся четыре ведущих положения:

• потребитель-хозяин;

• для успеха в бизнесе нужно понимать мотивацию потребителя и его поведение;

• поведение потребителя подвержено влиянию;

• работая с потребителем, необходимо соблюдать социальную законность и этическую чуткость.

Они подчеркивают, что “понимание мотивации и поведения потребителя  и их учет при разработке товаров  и мероприятий по их продвижению  на рынок- это не вопрос выбора, а  абсолютная необходимость для выживания  в условиях конкуренции”. Причем “потребитель независим в своем выборе, однако маркетинг может повлиять и на мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитаны на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя”. Современный период продолжает характеризоваться высокой степенью превышения предложения товаров и услуг над спросом. В западных странах наблюдается беспрецедентное изобилие новых товаров и услуг. Проанализировав рынок товаров, специалисты крупного рекламного агентства

BBDO пришли к интересному выводу: в условиях, когда различные марки одной категории продуктов предлагают фактически одинаковые характеристики и конкурируют только в цене, статус категории падает, и по многим группам товаров почти две трети потребителей во всем мире не видят какой-либо существенной или заметной разницы

между соперничающими марками.Первоначально  для маркетинговых исследований потребительского до ведения было характерно фокусирование внимания на отдельном  индивиде-потребителе. “При таком подходе  потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, по этому фирмы стремятся поймать потребителя “на крючок”, предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты”. В 1950-е гг. в Америке вошли в моду т. н, “мотивационные исследования”, строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от 3. Фрейда. Анализ потребителя базируется на концепции “7 Оs” (по начальным и конечным буквам английских терминов) и складывается из изучения следующих элементов:

• участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?);

• предметов рынка (какие продукты и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?);

• целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?);

• организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);

• операционных процессов рынка (как осуществляются покупки?);

• возможностей приобретения (когда осуществляются покупки?);

• каналов сбыта (где осуществляются покупки?)*.

 

5  Опишите  модель обработки информации  потребителем.

Реакция потребителей на рекламу зависит  от того, как ими обрабатывается информация, понимание этого процесса является чрезвычайно важным.

Обработка информации потребителями - это процесс получения, интерпретации, сохранения в памяти и воспроизведения рекламного раздражителя. Из понимания принципов и результатов исследований процесса обработки информации можно вынести массу полезных уроков. Хотя основная часть исследований в этой области сосредоточена на рекламной деятельности, эти знания пригодятся во многих других сферах коммуникаций, включая личную продажу, дизайн упаковки, разработку торговых марок, подготовку торгового персонала и даже учебные курсы по поведению потребителей.

Обработку информации можно разбить  на пять главных этапов, основанных на модели обработки информации Вильяма  Мак-Гира. Эти этапы могут быть определенны следующим образом.

1. Контакт: близость раздражителя  к одному или более из пяти чувств человека.

2. Внимание: направление обрабатывающей  способности на поступающий раздражитель.

3. Понимание: интерпретация раздражителя.

Информация о работе Потребительское поведение