Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:48, доклад
О чем и для кого эта книга?
Я знаю, что, рассматривая книгу в магазине, иногда трудно быстро понять, стоит ее покупать или нет. Предлагаю несколько важных суждений «за»:
Прежде всего о чем эта книга?
Во-первых, она не о PR, а о том, как действовать специалисту по PR. В ней нет теории – только рекомендации для практиков.
Во-вторых, это книга о практике PR в коммерческих организациях, в ней нет ни слова о политическом PR и прочих технологиях, которые по незнанию часто причисляют к PR.
Для кого эта книга?
Если вы только закончили вуз или еще учитесь в нем, то эта книга – отличное дополнение к вашим теоретическим знаниям. Уверен, что, если вы ее прочтете, начало вашей карьеры в PR будет более успешным. Несмотря на отсутствие опыта, вы сможете действовать почти как настоящий профессионал.
Если вы уже PR-менеджер со стажем, то книга будет вам интересна в качестве способа обмена опытом с коллегой. Возможно, большинство рекомендаций вам будут хорошо знакомы, но вы наверняка найдете несколько интересных идей.
Моя рекомендация: создавая имидж, ищите индивидуальные черты, которые выделяют компанию если не на рынке в целом, то по крайней мере в своей отрасли. Акцентируйте на них внимание во всех своих сообщениях.
2. Целостность восприятия (полная картина). Наличие характерных черт – необходимое, но не достаточное условие. Важен целостный образ, а не просто наличие отдельных привлекательных черт. Помню, кто-то пытался составить идеально красивое лицо девушки, опрашивая мужчин: какие нос, губы, глаза и т. д. им нравятся. В итоге, когда попытались соединить все предложенное вместе, то получился образ, отчасти напоминающий Франкенштейна.
Моя рекомендация: не стремитесь сделать все составляющие имиджа идеальными. Такого не бывает в природе, поэтому люди не принимают такой образ и не верят в него. Отдельные изъяны – это нормально. С ними аудитория готова смириться или вообще не замечать. Важно, чтобы целостный образ был приятным и позитивным. В нашем случае ложка дегтя не портит бочку меда, а придает ему специфический вкус, характерную черту, если хотите.
3. Содержание (внутренний смысл). У объектов с одинаковыми очертаниями может быть различное наполнение. Например, если взять форму яблока, то ее может иметь свеча, часы, сувенир из камня и т. д. В данном случае при одинаковости черт и даже целостности восприятия мы имеем дело с разными по смыслу объектами, и образы у них тоже будут разными.
Моя рекомендация: помните, как пелось в песенке из советской киноклассики «Бриллиантовая рука»: «…на лицо ужасные – добрые внутри». Объясняйте суть вашего образа, что скрывается за его внешними проявлениями. Не ждите, что ваша аудитория сразу воспримет все правильно. У каждого образа есть душа, которая видна не сразу и проявляется в процессе взаимодействия и узнавания друг друга.
4. Естественные или искусственно созданные стереотипы. Форма объекта может подразумевать стереотипное содержание, и тогда первоначальный смысл может меняться. Например, сформированные стереотипы в корпоративном мире могут изменить тот же самый образ яблока, которое мы уже будем воспринимать как логотип компьютерной фирмы Apple или же одноименной звукозаписывающей компании.
Моя рекомендация: вы работаете в коллективе людей, которым свойственно субъективное отношение к тому, с чем они взаимодействуют. Наверное, для данного пункта лучшей рекомендацией будет цитата из Фрейда: «Если вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней».
Если что-то в сложившемся образе мешает вашему существованию, найдите новый смысл, чтобы нейтрализовать негативное влияние.
5. Окружение объекта. Ваша компания существует не в вакууме, поэтому окружающие объекты влияют на общее восприятие. Представьте себя зрителем на конкурсе красоты. Когда конкурсантки выходят на сцену, вы оцениваете их индивидуально, а когда они все выстроились в ряд, то вы невольно начинаете их сравнивать. Недаром народная мудрость гласит, что все познается в сравнении. Яркость восприятия притупляется под влиянием общей картины. Приблизительно так же обстоят дела в мире бизнеса. Очень легко быть звездой на фоне посредственностей, но крайне тяжело быть ею среди таких же ярких личностей.
Моя рекомендация: запомните, что имидж вашей компании создается не только вами, но и вашими конкурентами. Оценивайте ситуацию, чтобы создать себе наиболее выгодный имидж. Используйте дополнительные хитрости, чтобы обратить на себя внимание и усилить свой образ. Это можно сравнить с искусством художника, который способен сделать акцент на одном объекте, отвлекая внимание зрителя от общей картины.
Фиксируем образ
PR-сообщениям свойствен большой объем текстового контента. Это особенность PR ярко проявляется при сравнении с другими видами маркетинговых коммуникаций. Под имиджем компании, продукта или топ-менеджера наше стереотипное мышление невольно подразумевает некую визуальную картинку.
Прежде чем приступить к PR-действиям, необходимо определить текстовой эквивалент желаемого образа, который вы планируете создавать. Более того, корпоративная субординация наверняка потребует от вас предварительно согласовать ваше видение с руководством.
Как это сделать?
Для решения указанной
задачи предлагаю вам пользоваться
специальным документом, который
будет действовать
Так что это за документ?
Он достаточно простой – объемом 1–2 страницы. В нем должны быть две части. Первая – это сюжетная линия, в которой вы описываете основную канву: как рассказывать о компании, продукте, конкретной ситуации или действиях организации. Не усложняйте! 10–12 строк достаточно, чтобы определить основные тезисы. Вторая часть – это вопросы и ответы, которые поясняют и раскрывают более конкретные аспекты вашей сюжетной линии. Они формируются по тому же принципу, как если бы журналисты уточняли ваш основной тезис.
Ключевые сообщения
для антикризисных коммуникаций
в связи с сокращением
Сюжетная линия
На начальном этапе
развития бизнеса у компании существовала
большая потребность в
Вопросы и ответы
1. Сколько человек покинет компанию?
В процессе реструктуризации
планируется сократить
2. Каких сотрудников (департаментов) коснется сокращение?
Сокращение затронет позиции и департаменты, на которые возлагалась разработка методологии и рекомендаций для организации деятельности и бизнес-процессов.
3. Изменятся ли планы компании в связи с сокращением персонала?
Компания продолжает развивать
все запланированные бизнес-
4. Планируется ли проводить сокращение персонала в региональных офисах?
Компания стремится к
оптимальному использованию финансовых
средств. На основе этого принципа будут
приниматься решения о
Такая «домашняя заготовка»
не только позволяет утвердить у
руководства основные тезисы, но и
упрощает вашу работу с PR-задачами. По
сути, это маленький сценарий, в
котором расставляются
Еще раз обращу ваше внимание
на то, что подобные сюжетные линии
могут иметь место как при
решении общих задач
СМИшные связи
Принципы работы со СМИ
Когда я работал в PR-агентстве, однажды один из клиентов спросил меня, почему мы не пьем водку с журналистами. Мой ответ был прост: кроме вреда здоровью, от этой затеи никакой пользы не будет.
Нет, я не моралист. Более того, я считаю, что совместно распитый хороший напиток поможет наладить неформальные отношения с журналистом. По крайней мере, он точно не повредит. Но пиарщик в своей работе ни в коем случае не должен полагаться исключительно на алкоголь или того хуже – на материальные стимулы, в частности деньги. Истинная валюта во взаимоотношениях со СМИ – это интересная информация. Ее ничто не заменит.
Если хотите регулярно добиваться публикаций, готовьте интересные материалы. Если вы являетесь хорошим парнем или привлекательной девушкой, это вовсе не означает, что ради вас журналист готов написать все что угодно, в любой момент по вашей просьбе. PR-менеджер является источником новостей для журналиста, а решение о написании статьи всегда остается за последним. И деньги здесь ни к чему.
Однажды кто-то спросил меня: какая разница, как появляются статьи в СМИ – за вознаграждение или нет. Важно, что информация попадает к читателям. На первый взгляд может показаться, что действительно с точки зрения результата разницы в подходах нет. Но дело в том, что одним из важнейших продуктов деятельности PR-менеджера является репутация компании. А она возникает в процессе взаимодействия (т. е. множества информационных контактов) организации с аудиторией, в частности с журналистами. Когда коммуникация между компанией и средством массовой информации построена на деньгах, никакой дополнительной ценности не возникает, кроме расходов у одной стороны и доходов у другой. Такие отношения будут существовать ровно до тех пор, пока в них участвуют деньги. Уверен, что в таком случае в долгосрочной перспективе вы обязательно проиграете.
Среди клиентов возглавляемого мной PR-агентства была компания, которая из-за мирового кризиса на отраслевом рынке располагала скромным маркетинговым бюджетом. Положение осложнялось тем, что компания не успела получить известность в отрасли. Она появилась в результате реструктуризации другой организации и выделения в самостоятельную бизнес-единицу. Нетрудно догадаться, что основная нагрузка по продвижению компании легла на PR-коммуникации.
Признаюсь сразу, что работать было непросто. Тем не менее в течение 15 месяцев удалось значительно повысить известность компании и сделать ее одним из трех ведущих ньюсмейкеров в отрасли. Это удалось прежде всего потому, что ставка была сделана на интересную новостную информацию. Таким образом, значительное ограничение маркетингового бюджета не стало препятствием для решения задачи продвижения компании на рынке.
Я уже не касаюсь той стороны вопроса, которая регулируется законами о СМИ и о рекламе. Их вы сможете изучить самостоятельно или получить консультацию у юриста вашей компании. Поэтому запомните, что основа взаимодействия с журналистами – это новость.
Что является новостью?
Не обязательно какое-то открытие. Новость – это не только уникальная, новая информация, но и нетрадиционный взгляд на известные факты. Так что свежая трактовка известных событий тоже является поводом для публикации.
Двадцать пять причин написать новость
Среди PR-специалистов существует мнение, что для различных СМИ надо писать разные пресс-релизы. Но на практике мало кто это делает. Элементарно не хватает времени на написание различных текстов и их утверждение у руководства.
Я упрощу вам жизнь!
Вышеуказанная профессиональная установка возникла не случайно. Действительно, средства массовой информации разной специализации заинтересованы в новостях, сфокусированных на разных деталях. При этом различия есть не только в мелочах, но и в более глобальном – в наборе тем, которые вызывают интерес у СМИ конкретной направленности.
Предлагаю вам не пытаться адаптировать новость под каждое конкретное СМИ, а взять на вооружение изложенные ниже особенности подачи информации для массмедиа определенной специализации и правильно выбирать целевые СМИ для рассылки вашей новости. Не жадничайте! Не заставляйте читать ваши пресс-релизы журналистов, которые все равно никогда не напишут по «чужой» теме.
Новости для деловых СММ
Надо отметить, что деловые
СМИ предпочитают лаконичные пресс-релизы,
и обязательно с наличием цифр
и фактов. Если журналисту делового
издания потребуются
1. Планы и инвестиции компании в расширение бизнеса, развитие других направлений деятельности и т. д.
2. Изменение стратегии развития бизнеса.
3. Поглощение компаний и их активов.
4. Подписание партнерского соглашения, которое может повлиять на расстановку сил на рынке.
5. Финансовые итоги квартала, года.
6. Проникновение компании в новые регионы.
7. Назначения и увольнения ключевых сотрудников.
8. Получение крупного заказа либо завершение работ по нему.
Новости для отраслевых и специализированных
СММ
Для этой группы СМИ важны подробности. Они освещают узкие темы отрасли, поэтому им интересно более глубокое рассмотрение проблематики. В пресс-релизы по указанным ниже темам добавляйте значительно больше деталей, чем для деловых СМИ.
1. Объявление планов и итогов по продажам отдельных продуктов.
2. Запуск новой продукции.
3. Снятие с производства, модификация и т. п.
4. Ребрендинг товаров и услуг.
5. Интересные цифры и факты из жизни товаров (например, выпуск миллионной модели и т. п.).
6. Реорганизация компании (сокращение, появление новых структурных подразделений, прием на работу или увольнение большого числа сотрудников).
7. Результаты исследований, научные разработки, открытия, инновации.
8. Модернизация применяемых производственных технологий.
9. Переход на новые методы продаж, продвижения и т. д.
10. Участие компании в конкурсах, получение наград, титулов, ежегодных премий и иные формы общественного признания организации и ее продукции.
11. Позиция в рейтинге, получение званий, наград, научных степеней ведущими специалистами компании.
12. Старт масштабных маркетинговых кампаний.
13. Открытие или реконструкция веб-сайта компании или продукта.
Новости для массовых СМИ
Для массовых СМИ бизнес важен с обывательской точки зрения. Главный критерий отбора новостей – насколько они развлекают целевую аудиторию массмедиа, а не обилие фактов и их значимость для рынка. Я бы даже сказал, что в этом случае эмоциональная составляющая важнее рациональных доводов. Мода, здоровье, стиль жизни, семья, отношения между полами, путешествия, кулинария, интерьеры, светские сплетни и т. п. – все это ракурсы, в которых хотят видеть ваши новости редакции массовых СМИ. Поэтому не исключено, что форма перечисленных ниже новостных поводов может оказаться важнее их содержания.
Информация о работе Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером