Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение маркетинга как объекта государственного регулирования, рассмотрение правового регулирования различных направлений маркетинговой деятельности. К поставленным задачам можно отнести определение сущности маркетинга, основных положений маркетингового права. Будут рассмотрены все виды источников маркетингового права, а также будет проведено исследование формирования цен и их правовое регулирование на примере организации ОАО «Газпром».

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………….…..…3

1 Маркетинг как объект правового регулирования……………....4

1.1 Предпосылки становления и тенденции развития правового регулирования маркетинга…………………………………………………........….4
1.2 Маркетинговые правоотношения………………………………...……...7
1.3 Источники правового регулирования маркетинга………………….....10

2 Правовое регулирование различных направлений маркетинговой деятельности……….............................................….….13

3 Правовое регулирование цен и ценообразования, исследование формирования цен в организации на примере ОАО «Газпром»……...24

Заключение…………………………………………………....32
Список использованных источников………….…..33

Файлы: 1 файл

pravovoe_regulirovaniya_marketingovoy_deyatelnosti.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

6) маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации - Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»[11], Законами РФ «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др.

7) продвижение продукции - Федеральным законом «О рекламе» [6]

8) правовое обеспечение  маркетинга в различных сферах  деятельности, определяемых областью  рынка, видом товара, типом потребителей  и сферой предпринимательства,  осуществляется:

- Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»[4], Законом «О товарных биржах и биржевой торговле» - маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности

- Федеральным законом  «О банках и банковской деятельности» (с изменениями на 11 июля 2011 года) - маркетинг банковской деятельности

- Законом Российской  Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [2] - страховой маркетинг

- Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - маркетинг в сфере туристской деятельности

- Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» - международный маркетинг и т.д.

Нормы, регулирующие маркетинг содержатся и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

В ряду подзаконных нормативных  актов, опосредующих маркетинговую  деятельность, в частности, находятся:

- Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [13] и аналогичное Постановление Правительства РФ, которые регулируют ценообразование в маркетинге

- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ, регулирующие сферу сбыта

- Порядок рассмотрения  дел по признакам нарушения  законодательства о рекламе, утвержденный  Приказом Государственного комитета  РФ по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических  структур России, связанный с  регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие.

В систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной.

В сфере маркетинговой  деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями.

К источникам, регулирующим маркетинг, помимо нормативных актов следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно статье 5 ГК РФ «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе»[14]. Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними  законами и иными нормативными правовыми  актами источниками регулирования  маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы  международного права. Они содержатся в уставах ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда.

2 Правовое регулирование различных направлений маркетинговой деятельности

 

1 Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций

 Одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности на микроуровне, существенно влияющим на эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики, являются маркетинговые коммуникации.

К системе коммуникаций в маркетинге относятся средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и предлагаемой продукции, ведения торговых переговоров, вплоть до организации продаж, т.е. все то, что позволяет налаживать связи, обмениваться информацией, создает возможности понимания, согласия между партнерами. То есть это, прежде всего сообщения в любой доступной форме, используемые в целях информирования, убеждения или напоминания о товарах, услугах, идеях и других объектах маркетинга.[17]

Основными целями маркетинговых коммуникаций являются стимулирование спроса и улучшение образа хозяйствующего субъекта.

Традиционно в комплекс маркетинговых коммуникаций включается:

1) реклама - неличные  формы коммуникации, осуществляемые  посредством платных средств  распространения информации с указанием источников финансирования;

Основным регулятором  данной области является ФЗ « О  рекламе». Следует отметить, что данный Закон признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в Европейских странах.

2) формирование благоприятного общественного мнения о предприятии и его продукции, называемое также public relations, в наиболее распространенном русском переводе – «связи с общественностью» ст.150, ст.152 ГК РФ о неимущественном праве юридического лица на свою деловую репутацию.

3) личные контакты  и продажи - устное представление  товара или услуги в ходе  беседы с одним или несколькими  потенциальными покупателями с  целью последующей продажи (например, положение « О комиссии по развитию и координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России)

4) комплексные  формы продвижения продукции  на рынок и содействия продажам, такие как выставки, ярмарки, обучение  продавцов, решающие также другие  маркетинговые проблемы (исследование рынка, налаживание обратной связи, заключение сделок, собственно продажи)

 

2 Правовое регулирование товарной политики

Товарная политика – это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая  создание товарной марки и проблемы упаковки.[15]

Правовая охрана товарного знака.

В РФ центральным нормативным  правовым актом, регулирующим отношения  в данной сфере, является закон РФ « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров» от 23.09.2002 года. С 01.01.2008 года вместо этого закона действует Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации - Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации,  Глава 76 [14]

В соответствии с Главой 76 ГК РФ товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481). Также эти правила применяются к знакам обслуживания.

Незаконное использование  товарного знака или сходного обозначения для однородных товаров  влечет за собой гражданскую административную ответственность в соответствии со статьей 15 ГК РФ, а также нередко  уголовную ответственность  (ст.180 УК РФ)

Наименование места  происхождения товара, согласно ст.1516 ГК РФ является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519) производителей такого товара.

Сертификация – специальная процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Регулирование вопросов сертификации сконцентрировано в Федеральном Законе « О сертификации продукции и услуг» [12]

Важная роль в Законодательстве, призванном обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации. Среди них основополагающая роль отводится Закону РФ от 10.06.93 № 5154 – 1 « О стандартизации» (последняя редакция от 17.03.09), который устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, являющиеся единичным и обязательным для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для граждан – предпринимателей.

3 Правовое регулирование каналов товародвижения

  Товародвижение – это комплексная деятельность по систематическому принятию решений, планированию, осуществлению и контролю за физическим перемещением и передачей права собственности на товар (работу, услугу) от производителя к потребителю. [15] Основной целью товародвижения является обеспечение доставки товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. 

Канал товародвижения – совокупность компаний или физических лиц, принимающих на себя обязательства (помогающих) передать право собственности на товар (работу, услугу) на пути от производителя к конечному потребителю.[15] Каналы товародвижения бывают простыми и сложными в зависимости от количества составляющих его уровней. Простой канал – канал нулевого уровня: производитель – потребитель. Сложный канал – многоуровневый: зависит от количества посредников.

Существует несколько способов юридического оформления взаимоотношений между участниками канала товародвижения.

1. Договор поручения – одна сторона от имени другой и за счет другой совершает определенные юридические действия. (Гл.49 ГК РФ)

2. Договор комиссии – одна сторона по поручению другой совершить сделку за вознаграждение, но от своего имени. (Гл.51 ГК РФ)

3. Договор простого товарищества – двое или несколько лиц соединяют свои вклады и совместно действуют без образования юридического лица во имя прибыли или другой выгоды.( Гл.55 части второй ГК РФ)

Порядку проведения торгов (аукционов и конкурсов) посвящены статьи 447 – 449 ГК РФ.

4 Правовое регулирование конкуренции как фактора маркетинговой среды

Одной из основных категорий  маркетинга является конкуренция. Для  ее поддержки государство предусматривает  систему различных правовых средств: запрещение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для рыночной состязательности и т.д. Центральное место в иерархии конкурентного законодательства (антимонопольного законодательства) занимают положения Конституции РФ. Согласно п.2 ст. 34  не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Нормы конкурентного  законодательства содержаться в  ФЗ « О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг»,[8] ФЗ « О государственном регулировании агропромышленного производства» и  ГК РФ и т.д.

Важнейшим фактором макросреды и субъектом конкурентных отношений  является государство. Государственную  политику по содействию развитию конкуренции  и ограничению монополий проводит Федеральная Антимонопольная служба: ФАС. Согласно ст.11 Закона о конкуренции к основным задачам федерального антимонопольного органа относятся: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

5 Правовое регулировании рыночного ценообразования как категории маркетинга

Ценообразование – это  процесс, обеспечивающий формирование, применение и контроль цен.[15]

Цель ценообразования заключается в том, чтобы обеспечить компании эффективную систему цен на ее продукты, чтобы получить оптимальное целевое соотношение объема продаж и рентабельности продаж. Принципы, инструменты и методы ценообразования закрепляются ценовой политикой компании.

Стратегии ценообразования:

    • приспособление к рыночной цене
    • последовательное занижение цен
    • последовательное занижение цены (основано на высоком имидже и качестве товара)

Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

Правовое регулирование ценообразования предполагает активное участие в этом процессе государства. Именно государство в лице образованных им органов осуществляет выбор инструментария ценового и тарифного администрирования, использует иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой. 

Выделяют два метода государственного регулирования:

    • прямое (директивное) – установление твердых цен(тарифов), базовых цен и предельных коэффициентов их изменения, предельных максимальных и (или) минимальных цен, предельного уровня рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и т.д.
    • косвенное (экономическое) – льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям.[15]

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности