Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является секция ОАО «Универмаг «Центральный» «Фарфор-стекло». Основными поставщиками продукции являются СП ООО "Стэнлипол-трейдинг" г.Минск, ОАО "Минский фарфоровый завод" г.Минск, ООО "Автоэлектрика" г.Минск, ПРУП "Борисовский хрустальный завод", ОАО "Белхудожкерамика", УП Комб.декор.-прикл.иск-ва им.А.Кищенко, ОАО Борисовский з-д "Металлист", ОАО Стеклозавод "Неман" г.Березовка, ОАО "Сантэп"г.Гомель, ЗАО "Добрушский фарфоровый завод", ООО"Хозмир" г.Витебск, ОАО "Красный металлист", ЗАО "Никис".

Предметом исследования является процесс формирования ассортимента и ассортиментной политики магазина.

Содержание работы

Введение

1 Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети

1.1 Ассортимент продукции, его виды и классификация

1.2 Изучение спроса розничных торговых предприятий и планирование ассортимента

1.3 Основные направления в области формирования ассортимента

1.4 Формирование ассортимента товаров в магазинах

1.5 Размещение товаров в магазинах

2 Оценка эффективности формирования ассортимента ОАО «Универмаг «Центральный»»

2.1 Экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ структуры товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный»»

2.3 Изучение спроса и основных направлений формирования ассортимента и размещение товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»

2.4 Анализ показателей ассортимента продукции

3 Проектная часть

3.1 Анализ существующего устройства и технологической планировки ОАО «Универмаг «Центральный»»

3.2 Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс минск.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

 

Это: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного  качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших  ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты ассортимента для создания конкурентных преимуществ  оптового предприятия.

 

Новизна товаров — характеризует  появление новых разновидностей товаров и оценивается коэффициентом  новизны:

 

 

 

где  - фактическое количество новых разновидностей товаров;

 

- нормативное количество  новых разновидностей товаров.

 

Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для  повышения его рациональности. Под  рациональностью ассортимента понимается способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально  обоснованные потребности разных сегментов  потребителей.

 

Гармонизация ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам.

 

1.4 Формирование ассортимента  товаров в магазинах

 

Одним из важнейших условий  наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров  и повышения эффективности труда  в торговле является проведение правильной ассортиментной политики. От надлежащего  формирования ассортимента товаров  народного потребления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле зависит  решение многих экономических и  социальных задач.

 

Формирование ассортимента товаров народного потребления  – важная народнохозяйственная задача, и решать ее необходимо на всех уровнях  управления. В масштабе народного  хозяйства ассортиментная политика сводится к определению научной  основы формирования ассортимента, оптимизации его по каждой товарной группе, расширению и обновлению на качественно новой основе. Формирование товарного ассортимента характеризует к тому же уровень и организацию сбытовой и коммерческой работы в промышленности и торговле.

 

Ассортиментная политика в розничной торговле основывается на делении товаров в зависимости  от частоты спроса на товары повседневного, периодического и редкого спроса. К товарам повседневного спроса относят в основном продовольственные  товары, которые население приобретает  ежедневно или каждые несколько  дней, и некоторые непродовольственные  товары.

 

Одним из основных направлений  современной ассортиментной политики является совершенствование организации  торговли товарами повседневного спроса, особенно в условиях универсализации  продажи товаров, а также максимального  приближения к населению небольших  продовольственных магазинов в  жилых районах.

 

Различают промышленный и  торговый ассортимент. Промышленным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых  отдельными производственными предприятиями. В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий. Формирование торгового ассортимента направлено как на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей, так и на активное воздействие на спрос с целью повышения уровня и культуры потребления.

 

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать соблюдение установленного для магазина ассортиментного  профиля, обеспечение широты и устойчивости ассортимента, взаимозаменяемость и  комплексность в выборе и покупке  товаров, сезонность спроса и др.

 

В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно  обеспечить наличие всего торгового  ассортимента товаров, поэтому для  каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие  условия для приобретения товаров, а с другой – обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

 

Формирование ассортимента товаров в магазине начинается с  выбора его ассортиментного профиля  и определения группового ассортимента товаров, которые должны там продаваться. Классификация магазинов, действующая  в настоящее время, предусматривает  для каждого типа лишь ассортиментный профиль.

 

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать, что  большинство продовольственных  и ряд непродовольственных товаров  являются товарами повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивающая их бесперебойную  продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента способствует улучшению показателей деятельности магазина.

 

Широта внутригруппового ассортимента для предприятия одного товарного профиля будет зависеть от торговой площади.

 

Важным фактором формирования ассортимента в магазине является взаимозаменяемость. Если в продаже нет нужного  товара или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой товар  аналогичного назначения (мясо-рыба, картофель-рис, макароны и т.д.).

 

Одним из факторов формирования ассортимента является также комплексность  в покупке и потреблении отдельных  продовольственных товаров, требующая  постоянного наличия в продаже  продуктов, составляющих основу рациона  питания. Так, увеличение продажи ягод, фруктов вызывает увеличение спроса на сахарный песок. Формирование ассортимента без учета этого фактора может  привести к сокращению товарооборота, снижению уровня торгового обслуживания.

 

В крупных продовольственных  магазинах для удобства покупателей  можно организовать продажу непродовольственных  товаров частого спроса, что способствует не только повышению уровня торгового  обслуживания, но и улучшению результатов  деятельности магазина.

 

При формировании внутригруппового ассортимента необходимо обеспечить не только устойчивость ассортимента, но и определенную его гибкость. Расширение ассортимента товаров, появление новых  товаров, изменения покупательского  спроса требуют современной перестройки  внутригруппового ассортимента.

 

Формируя ассортимент  товаров, необходимо учесть и такой  фактор, как сезонность спроса. Сезонность спроса на продовольственные товары связана с сезонностью производства сельскохозяйственных продуктов. Однако по мере увеличения продовольственных  ресурсов, обеспечения длительности хранения и сохранности качества товаров она будет сглаживаться. Между тем сезонность спроса, связанная  с физиологическими особенностями  питания в разные времена года, останется и, следовательно, ее следует  учитывать. Так, летом увеличивается  спрос на молочные продукты, растительную пищу, напитки и т.д., а зимой  – на мясо, жиры и т.п. Изменения  спроса связаны также с праздниками, национальными традициями и т.п.

 

При формировании ассортимента товаров следует обеспечить правильное сочетание товаров с различной  стоимостью, постоянного и периодического характера потребления. Продовольственные  товары имеют относительно высокую товарооборачиваемость, т.к. многие из них являются скоропортящимися, с ограниченным сроком реализации, и для них характерен небольшой объем товарных запасов. Увеличение объема товарных запасов, замедление товарооборачиваемости могут быть вызваны как недостатками в формировании внутригруппового ассортимента нескоропортящихся товаров, так и несоответствием качества, свежести товаров требованиям покупателей, а иногда и предлагаемой расфасовкой. Эти факторы необходимо учитывать, что особенно важно в условиях развития самообслуживания.

 

Нормальное функционирование магазина требует формировать ассортимент  не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обеспечения рентабельности его работы. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров с высокой и низкой издержкоемкостью, но не в ущерб интересам покупателя. Многие продовольственные товары имеют высокую издержкоемкость, однако, они должны быть постоянно в продаже.

 

Основой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже  постоянно. Ассортиментные перечни  разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический  ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортиментного  перечня. За пределами ассортиментного  перечня его формируют на основе тщательного подбора внутригрупповых  разновидностей с учетом рациональных факторов, влияющих на спрос покупателей. Предлагаемый ассортимент должен максимально  отвечать интересам покупателей  и экономическим требованиям.

 

Число разновидностей товаров  в магазине зависит от широты ассортимента, площади торгового зала и установочной площади, выделяемой для продажи  отдельных товаров. Число разновидностей товаров по каждой группе (подгруппе) определяют по формуле:

 

 

 

 

где  – оптимальное  число разновидностей товаров на 1 м2 площади торгового зала;

 

К – коэффициент изменения размеров установочной площади;

 

Т – площадь торгового  зала, которая выделяется для продажи  данной группы (подгруппы) товаров, м2.

 

Число разновидностей товаров  на 1 м2 площади торгового зала зависит от размера товара (упаковки), частоты спроса, формы торгового обслуживания.

 

Коэффициент изменения размеров установочной площади рассчитывается как отношение фактического показателя коэффициента установочной площади (КФ) к установленному показателю (КУ).

 

В ассортиментный перечень должны быть включены только те разновидности  товаров, которые выпускает отечественная  промышленность и поставляет сельское хозяйство в количестве, достаточном  для удовлетворения спроса. Сезонные товары включаются в ассортиментный перечень в период их массовой реализации.

 

Существуют: твердо сформулированный спрос, т.е. спрос на конкретный товар, с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не происходит взаимозаменяемости; и  альтернативный спрос, т.е. спрос, формирующийся  на основе сопоставления имеющихся  товаров, допускающий широкую взаимозаменяемость при совершении покупки; импульсивный спрос, когда потребность в покупке  отдельных товаров заранее не возникла, а появилась под влиянием предложения.

 

Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного  их наличия в магазине, альтернативный и импульсивный спрос – необходимость  расширения ассортимента, его обновления, способствующего более полному  удовлетворению спроса покупателей  и увеличению объема продажи товаров.

 

Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магазине необходимо соблюдение следующих принципов:

 

а) Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров  частого спроса, простого ассортимента, не заменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе.

 

б) Обеспечение достаточной  широты видов товаров по каждой группе и подгруппе, в зависимости от ассортиментного профиля магазина.

 

в) Установление определенного  количества разновидностей по каждому  виду товара, в зависимости от товарного  профиля и зоны деятельности магазина.

 

г) Учет и отражение в  ассортименте особенностей спроса в  данной зоне, обусловливаемых профессиональным и половозрастным составом населения, его покупательской способностью.

 

1.5 Размещение товаров  в магазинах

 

Одновременно с формированием  ассортимента необходимо решать задачи мерчандайзинга, т.е. рационального размещения товаров в торговом зале магазина.

 

При размещении товаров в  торговом зале необходимо обеспечить:

 

- выбор наиболее целесообразной  для данного типа магазина  группировки товаров;

 

- приближение к покупателям  товаров частого спроса и удобное  для них размещение товаров  периодического и редкого спроса, требующих продолжительного ознакомления (осмотр, консультация, примерка), а  также технически сложных;

 

- закрепление постоянных  мест за товарами на оборудовании; рассредоточение товаров, пользующихся  повышенным спросом, по различным  зонам торгового зала;

 

- расположение товаров,  запасы которых пополняются в  торговом зале несколько раз  в день, в непосредственной близости  от помещений их хранения и  подготовки к продаже.

 

Размещение продовольственных  и непродовольственных товаров  в торговом зале магазина имеет свои особенности, обусловленные построением  их товарного ассортимента, характером спроса покупателей, частотой приобретения.

 

В продовольственных магазинах  наиболее целесообразной с точки  зрения экономии времени покупателя является группировка товаров в  зависимости от частоты их совместного  приобретения. Другие виды группировок  продовольственных товаров, в частности  по контингентам покупателей и назначению, применяются в качестве дополнительных. В связи с этим при размещении продовольственных товаров в торговом зале магазина их следует располагать отдельными группами в определенном соседстве.

 

В непродовольственных магазинах  товары частого спроса и простого ассортимента необходимо располагать  на основных путях движения покупателей, а товары, требующие более продолжительного осмотра и выбора, - в глубине  торгового зала.

Информация о работе Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений