Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является секция ОАО «Универмаг «Центральный» «Фарфор-стекло». Основными поставщиками продукции являются СП ООО "Стэнлипол-трейдинг" г.Минск, ОАО "Минский фарфоровый завод" г.Минск, ООО "Автоэлектрика" г.Минск, ПРУП "Борисовский хрустальный завод", ОАО "Белхудожкерамика", УП Комб.декор.-прикл.иск-ва им.А.Кищенко, ОАО Борисовский з-д "Металлист", ОАО Стеклозавод "Неман" г.Березовка, ОАО "Сантэп"г.Гомель, ЗАО "Добрушский фарфоровый завод", ООО"Хозмир" г.Витебск, ОАО "Красный металлист", ЗАО "Никис".

Предметом исследования является процесс формирования ассортимента и ассортиментной политики магазина.

Содержание работы

Введение

1 Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети

1.1 Ассортимент продукции, его виды и классификация

1.2 Изучение спроса розничных торговых предприятий и планирование ассортимента

1.3 Основные направления в области формирования ассортимента

1.4 Формирование ассортимента товаров в магазинах

1.5 Размещение товаров в магазинах

2 Оценка эффективности формирования ассортимента ОАО «Универмаг «Центральный»»

2.1 Экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ структуры товарооборота ОАО «Универмаг «Центральный»»

2.3 Изучение спроса и основных направлений формирования ассортимента и размещение товаров в ОАО «Универмаг «Центральный»

2.4 Анализ показателей ассортимента продукции

3 Проектная часть

3.1 Анализ существующего устройства и технологической планировки ОАО «Универмаг «Центральный»»

3.2 Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс минск.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

 

В многоэтажных универмагах  основная часть товаров частого  спроса должна быть размещена на первом этаже (если в ассортименте таких  магазинов имеются продовольственные  товары, то их следует размещать  здесь же), а технически сложные  изделия – в торговых залах  верхних этажей.

 

Одежда, обувь, ткани, продажа  которых требует создания покупателям  специальных условий для приемки  и выбора, должны быть размещены  в глубине торгового зала, а  галантерейные товары, белье, чулочно-носочные изделия – у входа на торговый этаж.

 

Непродовольственные товары повышенного спроса лучше размещать  в стороне от основных путей движения покупателей в торговом зале магазина. Это создает «точки притяжения»  и обеспечивает целенаправленность покупательских потоков. Вдали от основных проходов торгового зала магазина следует  размещать также отдельные, специфические  с точки зрения психологии покупателей  непродовольственные товары (предметы женского туалета, нижнее белье).

 

При размещении непродовольственных  товаров в специализированных магазинах  целесообразно рядом с основными  товарами размещать сопутствующие.

 

Размещение товаров оказывает  значительное влияние на формирование и распределение покупательских потоков в торговом зале магазина. При нерациональном размещении товаров  покупательские потоки распределяются в торговом зале неравномерно, что  отрицательно влияет как на организацию  процесса продажи, так и на показатели работы магазина.

 

Интенсивность потоков в  торговом зале магазина (количество посетителей, осматривающих товары и совершающих  покупки) непосредственно зависит  от продолжительности ознакомления с товарами и их выбора. На осмотр и покупку различных товаров  покупатели затрачивают разное время. В связи с этим совокупное время  одинакового количества покупателей  на осмотр и совершение покупки разных товаров оказывается различным. Поэтому, чтобы обеспечить равномерное  распределение потоков в магазине, покупатели должны затрачивать на осмотр и покупку товаров в различных  зонах торгового зала примерно совокупное время.

 

Передовые универмаги и крупные  непродовольственные магазины применяют  принцип формирования ассортимента в торговом зале по единству потребительского назначения товаров, по потребительским  комплексам.

 

При формировании ассортимента по потребительскому назначению товаров  на рабочих местах продавцов, в торговых секциях магазинов товары группируются независимо от того, какой отраслью промышленности и из какого сырья  они изготовлены.

 

Организованные по такому принципу торговые секции объединяются в торговые залы, на этажах универмагов  по признаку назначения товаров для  одной и той же группы покупателей  или удовлетворения одной потребности, т.е. в потребительские комплексы. Так, секция обуви для женщин размещается  не рядом с другими секциями обуви, предназначенной для других групп  потребителей (мужчины, дети, спортсмены), а с торговыми секциями, реализующими другие товары, предназначенные для  той же группы покупателей – женщин, образуя потребительский комплекс «товары для женщин».

 

Скатерти из ткани, клеенки, пленки и бумаги находятся в одной  секции с другими товарами для  обеденного стола (фарфоровой и стеклянной посудой, столовыми приборами и  т.п.) и размещаются вместе с другими  товарами для интерьера квартиры и домашнего хозяйства, создавая потребительский комплекс «товары  для дома».

 

Организация торговли по потребительским  комплексам не только облегчает покупателям  выбор нужных товаров, но и значительно  усиливает влияние торговли на формирование спроса покупателей, пропагандируя  использование товаров для удовлетворения определенных потребностей и применение новых товаров.

 

В магазинах, перешедших на торговлю по потребительским комплексам, значительно  увеличивается удовлетворение импульсного  спроса покупателей, сокращается время, затрачиваемое покупателями на выбор  товара, увеличивается реализация многих достаточных товаров. В таких  магазинах улучшаются все экономические  показатели (издержки, рентабельность), а главное – повышается эффективность  использования торговой площади.

 

 

2 Оценка эффективности  формирования ассортимента ОАО  «Универмаг «Центральный»»

 

2.1 Экономическая характеристика  предприятия

 

спрос ассортимент продукция  товар

 

ОАО «Универмаг «Центральный»» в г. Могилеве был основан в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 7842Р приказом Министерства торговли СССР №236 от 23 мая 1947г. и начал свою торговую деятельность 8 июня 1947 года. Первым директором был назначен Игнатов Петр Дмитриевич.

 

Первоначально универмаг  располагался на 1-м этаже здания гостиницы на углу улицы Первомайской и Кооперативного переулка, где позднее  находилась гостиница «Днепр». На площади 125м2 располагалось всего 3 секции: отдел  текстиля и швейных изделий, обувная  секция и галантерейно-парфюмерная.

 

В апреле 1960г. универмаг был  переведен в новое здание по улице  Первомайской 61.

 

В октябре 1972 он расширился за счет ввода в эксплуатацию нового здания. В реконструированном здании универмаг работает с 1974г.

 

Расположенный в центре города, универмаг является одним из крупнейших торговых предприятий не только в  Могилеве и Могилевской области, но и в Республике Беларусь. Торговая площадь универмага составляет 5052 м2, складских помещений 3302м2. В состав универмага входят его филиалы: магазин «Обувь» по ул. Ленинской, 31 (открыт 25.11.2001г.), магазин «Дары» в дер. Рыжковичи Шкловского района (открыт 6.11.1999г.) и открытый 10 апреля 2006г. ресторан «Санта-Мария» 1-й наценочной категории на 50 посадочных мест, расположенный в живописном месте массового отдыха горожан - на берегу Святого озера.

 

С 27.09.1967г. по 01.12.2006г. в число  филиалов универмага входил магазин  «Старт», что на улице Якубовского 21.

 

В универмаге работает около 500 человек. Генеральным директором универмага с 1987г. является Вежновец Владимир Васильевич.

 

Продажа товаров в универмаге производится прогрессивными методами: путем самообслуживания, с открытой выкладкой, по образцам, по предварительным  заказам.

 

Покупателям оказывается  более 30 видов дополнительных услуг. Расчет производится за наличный, безналичный  расчет, а также посредством пластиковых  карточек.

 

На трех этажах универмага располагаются 20 торговых секций, бар 2-й наценочной категории и столовая 3-й наценочной категории.

 

На первом этаже размещены  комплекс хозяйственных товаров  и большой продовольственный  комплекс, секции «Канцелярские товары», «Игрушки» и «Парфюмерно-косметические  товары». В них можно приобрести электроосветительные приборы и  бытовую технику различных торговых марок, ковровые изделия и обои, лакокрасочные  изделия и средства бытовой химии, разнообразные бытовые мелочи; канцелярские товары, изделия из фарфора, хрусталя и стекла, металлическую посуду, мягкие и пластмассовые игрушки.

 

На втором этаже представлены товары детского ассортимента в секции «Товары для детей», товары для  мужчин: белье и сорочки, галстуки, костюмы, пальто и головные уборы, чулочно-носочные изделия, а также мужская и  женская обувь, сувениры и подарки, музыкальные инструменты и телерадиоаппаратура; ювелирные изделия и часы; галантерейные товары; ткани и товары для шитья и рукоделия.

 

На третьем этаже универмага расположены секции женской одежды и женского белья, секция «Товары  для спорта»,; секция «Книги».

 

Важную роль в увеличении объема поставки товаров в универмаг  играет фирменная торговля. В настоящее  время в универмаге осуществляется фирменная продажа 10-ти поставщиков:

 

- ОАО «Свитанок» г. Орша, ОАО «Сукно» г. Минск,

 

- ОАО «Лента» г. Могилев, ОАО «Лента» г. Могилев

 

- «Ювелир»г.Гомель

 

- стеклозавод «Неман»

 

- Минский часовой завод

 

- СП «БелКельме» г.Белоозерск

 

- Борисовский хрустальный завод

 

- Оршанский льнокомбинат.

 

Фирменная торговля позволяет  постоянно иметь в продаже  широкий ассортимент продукции  предприятий. Однако полностью возможности  фирменной торговли не используются, промышленные предприятия крайне неохотно идут на затраты, связанные с приобретением  фирменного оборудования, рекламной  продукции, не принимают участия  в совместных рекламных акциях, выставках-продажах, а торговля крайне неохотно информирует  о конъюнктуре спроса на товары этих предприятий.

 

Можно рассчитать динамику следующих  экономических показателей ОАО  «Универмаг «Центральный» (таблица 1):

 

Таблица 1 – Основные технико-экономические  показатели работы ОАО

 

«Универмаг «Центральный»»Показатель 2006 год, в дейст-х и в сопост-х ценах 2007 год Абсолютное отклонение Темп роста, %

В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах

1.Товарооборот розничный,  млн. руб. 21959,4 25888,6 23094,2 3929,2 1134,8 117,89 105,168

1.1 Розничный товарооборот  розничной (торговой) сети 21175,5 25110,9 22400,45 3935,4 1224,95 118,58 105,785

2. Выручка от реализации  продукции, работ, услуг, млн.р. 24244 27670 24683,32 3426 439,318 114,13 101,812

3. Валовой доход, млн.  руб. 8575 9694 8647,636 1119 72,636 113,05 100,847

4. Прибыль от реализации, млн. руб. 321 617 550,4014 296 229,401 192,21 171,465

5. Чистая прибыль, млн.  руб. 0,4 16 14,27297 15,6 13,873 4000 3568,24

6. Расходы на реализацию, млн. руб. 4317 4713 4204,282 396 -112,718 109,17 97,389

7.Среднесписочная численность  работников, чел. 500 500 - 0 - 100 -

8. Запасы товаров в розничной  торговой сети и на складах  на конец отчетного периода 6587,1 6498,2 5796,8 -88,9 -790,3 98,65 88,002

 

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что по основным показателям работы предприятия, наблюдается  тенденция к росту. Прирост розничного товарооборота в действующих  ценах в 2007 составил 17,89% по отношению  к 2006 году, в сопоставимых ценах – 5,2%. Прирост выручки от реализации товаров – 14,1% ,в сопоставимых ценах - 1,8%. Прирост валового дохода – 13,05%, в сопоставимых ценах - 0,8%, прибыли  от реализации – 92,21%, в сопоставимых ценах - 71,5%.

 

В отношении показателя запасов  товара в розничной сети на конец  года наблюдается отрицательная  динамика. Это свидетельствует об улучшении планирования товарных запасов.

 

Можно сделать вывод, что  по большинству основных показателей  работы магазина наблюдается положительная  динамика, высокие темпы роста, однако недостаточные для того, чтобы  назвать деятельность предприятия  эффективной.

 

2.2 Анализ структуры товарооборота  ОАО «Универмаг «Центральный»»

 

По данным отчета о розничной  торговле за 2006 и 2007 гг. проводится анализ структуры товарооборота.

 

Для изучения структуры розничного товарооборота необходимо рассчитать удельный вес, занимаемый каждой товарной группой в общем объеме розничного товарооборота. Он рассчитывается как  соотношение отдельных товаров  или товарных групп к общему объему товарооборота. Структура розничного товарооборота представлена в таблице 2:

 

Таблица 2 – Структура  розничного товарооборотаНаименование товарных групп и товаров 2006 год 2007 год Отклонение Темп роста % Прирост, % Изменение структуры, %

Продано в розницу всего, млн. р. Удельный вес, % Продано в розницу всего, млн.р. Удельный вес, %

Мясо и птица 122 0,558 203 0,810 81 166,39 66,39 0,252

Колбасные изделия и копчености 464 2,121 651 2,598 187 140,30 40,30 0,477

Рыба и морепродукты пищевые 22 0,101 41 0,164 19 186,36 86,36 0,063

Сельди 1 0,005 4 0,016 3 400 300 0,011

Масло животное 23 0,105 30 0,120 7 130,43 30,43 0,015

Масло растительное 7 0,032 15 0,060 8 214,29 114,29 0,028

Жир пищевой топленый и  прочие пищевые жиры 0 0 1 0,004 1 - - 0,004

Маргариновая продукция 2 0,009 1 0,004 -1 50,00 -50,00 -0,005

Майонезная продукция 8 0,037 14 0,056 6 175,00 75,00 0,019

Молоко и молочная продукция 177 0,809 286 1,141 109 161,58 61,58 0,332

Сыр 56 0,256 103 0,411 47 183,93 83,93 0,155

Консервы мясные 9 0,041 16 0,064 7 177,78 77,78 0,023

Консервы рыбные 40 0,183 43 0,172 3 107,50 7,50 -0,011

Консервы овощные 42 0,192 47 0,188 5 111,90 11,90 -0,004

Консервы фруктово-ягодные 70 0,320 77 0,307 7 110,00 10,00 -0,013

Яйца и яйцепродукты 20 0,091 22 0,088 2 110,00 10,00 -0,004

Сахар 23 0,105 26 0,104 3 113,04 13,04 -0,001

Кондитерские изделия 414 1,892 475 1,895 61 114,73 14,73 0,003

Варенья, джемы, повидло, мед 1 0,005 1 0,004 0 100,00 0,00 -0,001

Чай и кофе 24 0,110 46 0,184 22 191,67 91,67 0,074

Соль 2 0,009 1 0,004 -1 50,00 -50,00 -0,005

Мука 6 0,027 12 0,048 6 200,00 100,00 0,020

Хлеб и хлебобулочные  изделия 162 0,740 216 0,862 54 133,33 33,33 0,121

Крупа и бобовые 13 0,059 20 0,080 7 153,85 53,85 0,020

Макаронные изделия 6 0,027 10 0,040 4 166,67 66,67 0,012

Картофель 36 0,165 26 0,104 -10 72,22 -27,78 -0,061

Овощи 78 0,356 57 0,227 -21 73,08 -26,92 -0,129

Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни 92 0,420 123 0,491 31 133,70 33,70 0,070

Водка и ликероводочные изделия 319 1,458 380 1,516 61 119,12 19,12 0,058

Вино 135 0,617 154 0,614 19 114,07 14,07 -0,003

Коньяк 42 0,192 53 0,211 11 126,19 26,19 0,020

Шампанское 14 0,064 45 0,180 31 321,43 221,43 0,116

Пиво 55 0,251 60 0,239 5 109,09 9,09 -0,012

Безалкогольные напитки 154 0,704 133 0,531 -21 86,36 -13,64 -0,173

Мороженое 50 0,229 47 0,188 -3 94,00 -6,00 -0,041

Другие продовольственные  товары 99 0,452 39 0,156 -60 39,39 -60,61 -0,297

Итого продовольственных  товаров 2788 12,742 3478 13,878 690 124,75 24,75 1,135

Хлопчатобумажные ткани 172 0,786 216 0,862 44 125,58 25,58 0,076

Шерстяные ткани и платки 193 0,882 122 0,487 -71 63,21 -36,79 -0,395

Шелковые ткани 104 0,475 181 0,722 77 174,04 74,04 0,247

Льняные ткани 61 0,279 78 0,311 17 127,87 27,87 0,032

Одежда и белье 3448 15,759 4284 17,094 836 124,25 24,25 1,335

Меха и меховые изделия 26 0,119 62 0,247 36 238,46 138,46 0,129

Головные уборы (кроме  меховых и трикотажных) 84 0,384 85 0,339 1 101,19 1,19 -0,045

Верхний трикотаж, прочие изделия  верхнего трикотажа 996 4,552 1536 6,129 540 154,22 54,22 1,577

Информация о работе Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений