Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей бедности в России и путей ее преодоления. Задачами данной работы являются:
- определить понятие и раскрыть сущность бедности;
- раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;
Введение……………………………………………………………………………
1. Бедность в России и ее масштабы…………………………………………….
1.1. Социальное неравенство. Сущность и причины возникновения……….
1.2 Понятие бедности, подходы к определению бедности………………….
2. Структурные особенности бедности в России………………………………
2.1 Основные факторы бедности……………………………………………..
2.2 Социально-демографический портрет бедных………………………….
2.3 Основные показатели уровня жизни населения в России………………
2.4 Особенности сельской и городской бедности……………………………
3. Пути преодоления бедности в России………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………….
В декабре 2012г. в 7 субъектах
Российской Федерации прирост
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 107,3%), в Санкт-Петербурге - 100,6% (с начала года - 106,1%).
Таблица 4
Максимальные и минимальные индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги по субъектам Российской Федерации в декабре 2012 года
Максимальное значение |
Минимальное значение | ||
субъект |
индекс цен к |
субъект |
индекс цен к |
Липецкая область |
101,4 |
Республика Ингушетия |
100,0 |
Чеченская Республика |
101,3 |
Челябинская область |
100,2 |
Магаданская область |
101,2 |
Тульская область |
100,2 |
Чувашская Республика |
101,1 |
Красноярский край |
100,3 |
Калининградская область |
101,0 |
Вологодская область |
100,3 |
1) Кроме автономных округов, входящих в состав области. |
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по России в конце декабря 2012г. составила 9868,0 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,6% (с начала года - на 7,6%).
Таблица 5
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в декабре 2012 года
Федеральные округа |
Стоимость рублей |
Изменение набора к предыдущему
месяцу, |
Максимальная и минимальная | |
субъект |
стоимость набора, | |||
Центральный |
10985,5 |
100,7 |
г.Москва |
13948,2 |
Северо-Западный |
10220,3 |
100,5 |
Мурманская область |
12175,2 |
Южный |
9099,6 |
100,8 |
Ростовская область |
9813,9 |
Северо-Кавказский |
8987,5 |
100,5 |
Ставропольский край |
9914,0 |
Приволжский |
8874,9 |
100,6 |
Самарская область |
9919,1 |
Уральский |
10122,4 |
100,5 |
Тюменская область |
11799,6 |
Сибирский |
9185,5 |
100,5 |
Красноярский край |
10477,7 |
Дальневосточный |
12840,3 |
100,5 |
Чукотский авт.округ |
17580,6 |
Стоимость фиксированного набора в Москве в конце декабря 2012г. составила 13948,2 рубля и за месяц выросла на 0,5% (с начала года - на 7,4%), в Санкт-Петербурге - 10458,4 рубля и выросла на 0,5% (с начала года - на 6,9%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря 2012г. составила 2608,9 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 1,5% (с начала года - на 7,8%).
Таблица 6
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров на конец периода, в процентах
К предыдущему месяцу |
Декабрь |
Январь- |
Справочно | |||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
2012г. |
декабрь |
декабрь | |
Продовольственные товары |
100,5 |
100,4 |
100,9 |
106,7 |
103,4 |
103,2 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
101,9 |
101,8 |
101,0 |
112,0 |
106,2 |
108,9 |
крупа и бобовые |
100,7 |
100,6 |
100,3 |
93,0 |
77,3 |
92,0 |
макаронные изделия |
101,6 |
101,3 |
101,3 |
107,6 |
101,7 |
103,4 |
мясо и птица |
100,7 |
100,1 |
100,2 |
108,3 |
108,3 |
109,2 |
рыба и морепродукты |
100,1 |
100,0 |
100,5 |
101,9 |
104,8 |
110,3 |
молоко и молочная продукция |
101,1 |
101,0 |
100,9 |
104,4 |
104,2 |
106,3 |
масло сливочное |
101,1 |
100,8 |
100,8 |
103,0 |
103,4 |
106,6 |
масло подсолнечное |
104,3 |
102,5 |
100,9 |
103,4 |
96,6 |
104,6 |
яйца |
103,5 |
103,7 |
107,4 |
105,1 |
106,1 |
106,2 |
сахар-песок |
97,1 |
98,4 |
101,0 |
106,0 |
86,2 |
74,5 |
плодоовощная продукция |
97,8 |
98,7 |
102,4 |
111,0 |
88,4 |
75,3 |
Алкогольные напитки |
100,8 |
100,6 |
100,8 |
112,1 |
110,1 |
108,4 |
В декабре 2012г. существенный рост цен отмечался на плодоовощную продукцию. Виноград за месяц стал дороже на 9,6%, капуста белокочанная свежая - на 5,7%, свекла, лук репчатый, картофель - на 4,1-4,5%, лимоны - на 2,7%. В то же время апельсины подешевели на 3,1%.
Был зафиксирован рост цен на отдельные наблюдаемые виды продуктов переработки зерна. Так, на 3,5% подорожала крупа манная, на 1,7-2,5% - пшено, крупы овсяные и перловые, горох и фасоль, мука пшеничная, овсяные хлопья "Геркулес", на 1,0-1,5% - хлеб из пшеничной муки высшего сорта, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, вермишель, макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта. Вместе с тем на 1,3% снизились цены на крупу гречневую-ядрицу.
Среди остальных наблюдаемых
видов продовольственных
Куры (кроме куриных окорочков) стали дешевле на 0,3%.
Цены на непродовольственные товары в декабре 2012г. увеличились на 0,3% (в декабре 2011г. - на 0,3%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2012года
Федеральные округа |
Стоимость |
Изменение |
Максимальная и минимальная | |
рублей |
набора к предыдущему
месяцу, |
субъект |
стоимость набора, | |
Центральный |
2638,6 |
101,8 |
г.Москва |
3088,2 |
Северо-Западный |
2879,7 |
101,2 |
Республика Коми |
3071,4 |
Южный |
2436,5 |
101,2 |
Краснодарский край |
2574,8 |
Северо-Кавказский |
2508,9 |
101,2 |
Чеченская Республика |
2869,3 |
Приволжский |
2342,8 |
101,6 |
Пермский край |
2599,0 |
Уральский |
2866,5 |
101,1 |
Тюменская область |
3259,3 |
Сибирский |
2729,8 |
101,3 |
Красноярский край |
3042,0 |
Дальневосточный |
3812,6 |
101,1 |
Чукотский авт.округ |
6949,9 |
Стоимость набора в Москве в конце декабря 2012г. составила 3088,2 рубля и за месяц выросла на 1,6% (с начала года - на 9,2%), в Санкт-Петербурге - 2950,7 рубля и выросла на 1,2% (с начала года - на 5,5%).население
2.4 Особенности сельской и городской бедности
В общей проблеме бедности в России проблема бедности сельского населения выделяется как более острая и требующая бoльших усилий для решения. Есть две основные причины бедности многочисленного сельского населения России. Первая — глубокий структурный кризис всех отраслей агропромышленного комплекса (АПК). К началу перестройки более трех четвертей трудоспособного сельского населения России составляли работники колхозов и совхозов. Советские сельхозпредприятия не только предоставляли рабочие места, но и обеспечивали своих членов жильем со всеми необходимыми для жизни условиями и поддерживали практически весь комплекс социальных услуг. Кризис предприятий АПК (в конце 90-х годов доля неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий составляла почти 90%), задержки с выплатой зарплаты и ее низкий уровень, сокращение спроса на труд, возникшее в процессе финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий, ухудшение работы многих предприятий социальной сферы в результате передачи их в муниципальную собственность — все это существенно изменило и ухудшило условия жизни людей на селе. Вторая причина — отсутствие концепции и каких-либо политических действий, направленных на снижение социальных последствий перехода страны от одной социально-экономической системы к другой. За годы господства административно-командной экономической системы сельские жители перестали быть крестьянами: большинство из них превратилось в наемных работников. В момент дележа, а точнее сказать захвата ресурсов, лишь немногие, те, кто обладал деловой хваткой и опытом принятия экономических решений, сумели сориентироваться и превратиться в «капиталистов». Воспользоваться относительной экономической свободой, чтобы создать свое дело, на селе смогли единицы: одна из основных причин этого кроется в том, что для селян крайне ограничен доступ к кредиту, к услугам предприятий рыночной инфраструктуры, к информации и консультациям специалистов по адаптации к новым экономическим условиям. Поэтому большинство осталось ни с чем. Бедность сельских жителей — это и бедность с точки зрения уровня доходов, и бедность из-за недостаточного доступа к базовым общественным социальным услугам, и бедность как следствие узости жизненных возможностей. Сельское население в целом беднее, чем городское. Малоимущими являются около половины селян, и количество малоимущих среди всего населения в сельской местности постоянно на 10% выше, чем в городе. Из общего числа сельских бедных треть является крайне бедными, т.е. ресурсы, которыми они располагают, ниже прожиточного минимума в два раза и более. Среднедушевые ресурсы сельских семей в среднем на треть меньше, чем городских. Еще меньшим количеством ресурсов располагают малообеспеченные и крайне бедные семьи села. Можно сказать, что сельские бедные в среднем беднее городских. Особенность российской бедности в том, что это бедность работающих людей. Из общего числа бедных более двух пятых составляют лица, имеющие работу. Основной сферой занятости для жителей села остается работа на сельскохозяйственных предприятиях, а средняя сумма заработной платы и социальных выплат в сельском хозяйстве ниже, чем во всех остальных отраслях народного хозяйства, и в последние годы ниже величины прожиточного минимума. Вследствие структурного кризиса АПК происходит отток работников с крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и растет несельскохозяйственная и нерегистрируемая занятость сельских жителей. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. Среди сельских жителей, не имеющих работы и не состоящих на учете в центре занятости, т.е. попадающих в категорию экономически неактивного населения, по сравнению с городом выше доля тех, кто хотел бы работать. Треть из них отчаялась найти работу. И это не удивительно, так как на селе работы нет, а поиски работы в городе затруднены отдаленностью многих сельских поселений и от рынков труда, и от службы занятости. К тому же иногда сельских жителей, не имеющих работы, отказываются ставить на учет в службе занятости в качестве безработных, так как они имеют землю. Это является проявлением мифа о том, что сельский житель «не может быть бедным, так как имеет свое хозяйство». Большинство сельских семей действительно ведут свое хозяйство и сами производят продукты для своего питания. В среднем по стране в бюджетах сельских семей 20–25 процентов составляют натуральные поступления продуктов питания. Но ведение личных подсобных хозяйств (ЛПХ) селян от бедности не спасает. ЛПХ сельских жителей в массе своей малопродуктивны и низкотоварны. Снижение товарности ЛПХ объясняется упадком сельскохозяйственных предприятий и развалом в большинстве регионов системы потребительской кооперации: и предприятия, и кооперация выполняли для мелкотоварного производства в ЛПХ функции рыночных интеграторов, обеспечивая его необходимыми товарами и услугами (семенами, молодняком скота, услугами техники и пр.) и содействуя сбыту продукции. Исследования структуры доходов сельских семей (как в сельскохозяйственных районах, так и, тем более, в несельскохозяйственных) показывают, что для сельского населения основными источниками доходов являются зарплата и пенсии. Личное подсобное хозяйство как источник дохода используют далеко не все семьи и только там, где есть доступ к производственным ресурсам и возможности сбыта. Реально заработать, ведя ЛПХ, могут, например, семьи работников сельхозорганизаций, проживающие вблизи городов или вдоль оживленных дорог. Предприимчивых и успешных сельских предпринимателей в любом районе можно сосчитать на пальцах. Найти работу на селе людям старшего работоспособного возраста, т. е. мужчинам после 45 и женщинам после 40 лет, трудно. Занятость в ЛПХ для них порой единственная возможность жизнеобеспечения. Но статус владельца ЛПХ не определен. Оформить занятость в ЛПХ как основную можно, только оформив фермерское хозяйство, на что решается далеко не каждый. Те, кто ведут ЛПХ как простое мелкотоварное производство, не могут использовать преимущества статуса фермера, такие как, например, доступ к административно распределяемым ресурсам. К сожалению, проблему статуса владельцев ЛПХ не решил и принятый закон «О личных подсобных хозяйствах населения». Этот закон в который раз прикрыл селян, ведущих ЛПХ, от налогов, но не открыл им доступа к официальным путям социальной защиты при старости или болезни. Фактически, как это ни парадоксально, закон утвердил неформальный статус селян, ведущих ЛПХ. Только государственная статистика считает их занятыми, да и то в новой недавно введенной категории «неформальный сектор». Для компенсации низкой или отсутствующей заработной платы сельские жители вынуждены прибегать не только к ЛПХ, но и к самым разным способам диверсификации источников доходов — проще говоря, ко всем возможным способам выживания: уход на работу в города, сбор и продажа грибов и ягод, рыбная ловля и охота, нелегальный найм и т.д. Не менее двух третей сельских жителей, формально не имеющих работы, имеют либо постоянные, либо чередующиеся сезонные доходные занятия. Среди молодежи и мужчин работоспособного возраста распространен выезд на заработки в город. Особенно часто это практикуют в тех частях района, которые ближе к крупным городам и к связывающим с ним транспортным путям. Селяне хотели бы оформить трудовые отношения официально, но у них нет городской прописки, чем пользуются недобросовестные работодатели, нередко обманывающие селян при расчете за работу. Феномен нерегистрируемой занятости по ряду причин чрезвычайно устойчив. «Черный» рынок наемного труда выгоден работодателям — фермерам и предпринимателям, так как позволяет:
«Черный» рынок труда
удобен и работникам, так как
оплата производится наличными
и ежедневно, т.е. решается
Информация о работе Проблема бедности и пути ее преодоления в РФ