Проблема бедности и пути ее преодоления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бедности в России и путей ее преодоления. Задачами данной работы являются:
- определить понятие и раскрыть сущность бедности;
- раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1. Бедность в России и ее масштабы…………………………………………….
1.1. Социальное неравенство. Сущность и причины возникновения……….
1.2 Понятие бедности, подходы к определению бедности………………….
2. Структурные особенности бедности в России………………………………
2.1 Основные факторы бедности……………………………………………..
2.2 Социально-демографический портрет бедных………………………….
2.3 Основные показатели уровня жизни населения в России………………
2.4 Особенности сельской и городской бедности……………………………
3. Пути преодоления бедности в России………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 109.73 Кб (Скачать файл)

     Наибольшей частотой попадания в категорию бедных отличаются многодетные семьи (среди этой группы доля бедных домохозяйств достигает 85% и даже по уровню относительной бедности составляет 38,5%), одинокие матери (отцы) с детьми, прочие домохозяйства с детьми, а также домохозяйства, имеющие в своем составе инвалидов и безработных. В целом данные показатели косвенно подтверждают тезис о демографических факторах как симптомах бедности. Как связано благосостояние домашнего хозяйства с его образовательными, квалификационными, демографическими и пространственными характеристиками? В регрессионный анализ включены данные о статусе деятельности, занимаемой должности и сферы занятости главы домохозяйства — человека, приносящего наибольший доход в течение предшествующих сбору данных трех месяцев. Пространственные характеристики включают в себя прирост оборота розничной торговли в регионе, прирост объема платных услуг населению и объема промышленного производства в регионе, уровень длительной безработицы в регионе, а также значение регионального прожиточного минимума. Риск бедности возрастает при увеличении числа детей, пенсионеров и инвалидов в домохозяйстве, для домохозяйств, глава которых — женщина или безработный, а также для семей с низким образовательным потенциалом. Чем больше сумма предоставленных домохозяйству льгот и скидок на проезд в городском транспорте, оплату коммунальных услуг и телефон, тем выше благосостояние домохозяйства и тем меньше риск попадания его в категорию бедных. Проживание домохозяйства в областном центре положительно влияет на его благосостояние. Прирост оборота розничной торговли и платных услуг населению в регионе снижают риск бедности. В то же время повышение уровня длительной безработицы и прирост объема промышленного производства в регионе повышают вероятность попадания домохозяйства в категорию бедных. Повышение уровня образования, квалификации и трудоустройства оказывает более сильное положительное воздействие на жителей в прочих городах, чем в областных центрах, причем минимальное различие составляет 1,9, а максимальное — 3,5 раза. Для сокращения уровня бедности более значимым оказывается повышение уровня образования со среднего профессионального до высшего, чем со среднего общего до среднего профессионального. Более высокий уровень отдачи от вложения средств в высшее образование еще раз подчеркивает, что образование — один из самых значимых ресурсов, составляющих человеческий капитал. Эффект от повышения уровня квалификации неквалифицированных рабочих весьма малозначим для снижения бедности городского населения, хотя сами неквалифицированные рабочие могут достаточно весомо улучшить свое положение посредством повышения квалификации. Следовательно, повышение уровня благосостояния и снижения остроты бедности в России возможно за счет внедрения программ, направленных на повышение качества рабочей силы и развитие трудового потенциала городского населения.

 

3. Пути преодоления бедности  в России

Борьба с бедностью  для одних стран, профилактика ее для других стран – крупнейшая стратегическая задача социальной политики. Для этого мировая практика выработала два главных способа. Первый используется в странах с развитой рыночной экономикой, с высоким уровнем  жизни и социальных гарантий: обеспечение  основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для  действующих в обществе стандартов потребления. Второй – система адресной социальной помощи тем, кто находится  в худшем относительно других положении. В развитых странах она применяется  как дополнительная, исключительно  для узкого круга лиц, попадающих в экстремальные жизненные ситуации. Но для развивающихся стран, где  доходы основной массы населения  крайне низки, распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной  и др., является основным методом  поддержки миллионов бедствующих. В СССР методы предупреждения бедности базировались не столько на индивидуальной организации помощи семье и личности, сколько на макрорегуляторах: сбалансированности низкой зарплаты и низких потребительских  цен, особенно на продукты питания, лекарства, доступности культурных (образования, здравоохранения, отдыха) и бытовых  услуг (дешевого жилья и транспорта), основанных на весомых общественных фондах потребления, как централизованных, так и на уровне предприятия. Вместе с тем оказывалось социальное обеспечение и по категориям населения (для инвалидов, одиноких пожилых  людей, детей-сирот и др.). В современных  условиях борьба с бедностью рассматривается  как одна из глобальных проблем человечества. Это предусматривает принятие правительствами  стран целевых программ. Эффективная  программа борьбы с бедностью  должна содержать три блока мер:

    • по общему оздоровлению экономики;
    • обеспечению человеку общефедеральных гарантий в области уровня жизни;
    • развитию низовой работы, связанной с оказанием адресной социальной помощи особо нуждающимся в социальной защите категориям граждан.

Должны быть различные  программы действий – «помощь  бедным» и «борьба с бедностью». Первая связана с поддержкой тех, кто в данный момент нуждается  в жизненных средствах. Это распределительная  система, предполагающая выделение  части национального дохода на эти  цели с разработкой наиболее эффективных  программ доведения помощи до нуждающихся. Задачи: найти необходимые средства по всем источникам (государственным, негосударственным, международным) и  организовать наиболее дешевые и  адресные каналы поддержки. Эффект –  минимальное число голодных и  неимущих; ограничение – ресурсы. Борьба с бедностью является более  сложной задачей, связанной с  сокращением числа бедных и предупреждением  его увеличения. Это и есть социальный «вектор» экономической политики, связанный  с повышением доходов основной массы  населения на базе подъема экономики, увеличения национального дохода общества, механизмами распределения и  перераспределения в пользу среднеобеспеченных и малообеспеченных слоев населения. Борьба с бедностью должна включать в себя не только программу поддержки  государством доходов граждан, которые  не в состоянии сами себя обеспечить на уровне ПМ, но и программу поддержки  доходов трудоспособных граждан (создание новых рабочих мест, проведение дифференцированной налоговой политики, политики стимулирования потребления и т.д.). Можно выделить следующие основные виды социальной поддержки в рамках активной социальной политики по борьбе с бедностью:

  • поддержка личной и общественной безопасности граждан на допустимом уровне;
  • поддержка состояния здоровья граждан, профилактики болезней и состояния социальной санитарии на допустимом уровне;
  • поддержка материнства и детства, воспроизводства населения на допустимом уровне;
  • поддержка старости как достойного образа жизни;
  • поддержка системы общего образования на допустимом уровне;
  • поддержка системы профессиональной подготовки и переподготовки на допустимом уровне;
  • поддержка материального благополучия нуждающихся граждан и групп населения на допустимом уровне;
  • поддержка системы социальной и профессиональной реабилитации нуждающихся в этом граждан и групп населения на допустимом уровне.

Главной задачей в борьбе с бедностью является восстановление прав человека на минимальные социальные стандарты потребления (тепло, жилье, хлеб, образование, медицину и лекарства, средства коммуникации); минимум зарплаты и трудовой пенсии на уровне ПМ; формирование заработной платы с учетом необходимости  содержания детей; ликвидация государственной  эксплуатации квалифицированного труда  бюджетников посредством монопольно низкой цены их труда; введение минимального стандарта налогового вычета на уровне ПМ работника и его иждивенца; обеспечение доступности для  населения товаров широкого потребления  и социально значимых услуг.

Основное значение и цель социального обеспечения состоит  в обеспечении права на достойное  существование через обеспечение  минимального уровня жизни. Таким образом, в данное понятие включают социальную и экономическую функции государства. Основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

  • пенсионное страхование;
  • медицинское страхование;
  • страхование несчастных случаев на производстве;
  • страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом:

    • охрана жизни;
    • медицинская помощь;
    • поддержка военным инвалидам;
    • спасение от стихийных бедствий.

Особенностью социальной помощи является то, что для получения  пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Таким образом, все условия связанные  с жизнью населения как-то: обеспечение  дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального  сервиса. Самой важной функцией системы  социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого  уровня жизни населения. Структура  такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального  страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка  социальным обслуживанием. Второй важнейшей  функцией можно назвать функцию  перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение  доходов". Еще одним структурным  направлением, которое выполняет  функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование. Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законом определены следующие понятия (статья 1):

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим  гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых  товаров;

социальное пособие - безвозмездное  предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое  назначение полная или частичная  оплата предоставляемых гражданам  социальных услуг;

набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых  отдельным категориям граждан в  соответствии с настоящим Федеральным  законом.

 Органы государственной власти принимают законы и нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: "поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышение доходов населения." (статья 3). В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту  жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина. Порядок назначения государственной  социальной помощи устанавливается  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий  набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

бесплатный проезд на пригородном  железнодорожном транспорте, а также  на междугородном транспорте к месту  лечения и обратно. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и  малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего гражданина устанавливается  субъектом Российской Федерации  с учетом величин прожиточных  минимумов, установленных для соответствующих  социально-демографических групп  населения. Материальная помощь так  же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется  гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Социальной услугой является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

Информация о работе Проблема бедности и пути ее преодоления в РФ