Прогнозирование на рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования спроса на рынке товаров и услуг 6
1.1Сущность прогнозирования спроса 6
1.2 Организация процесса прогнозирования 9
Глава 2. Особенности прогнозирования на рынке товаров потребительского назначения 13
2.1 Основные методы прогнозирования 13
2.2 Специфика прогнозирования на товарном рынке 16
Глава 3. Прогнозирование спроса на колбасные изделия на примере СХОАО «Коляда» 22
3.1 Общая характеристика предприятия 22
3.2 Особенности прогнозирования спроса на предприятии 24
3.3 Совершенствование структуры и организации коммерческой деятельности предприятия 30
Заключение 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая Слепнева.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию ФГБОУ ВПО

Самарский Государственный Экономический Университет

Кафедра Коммерции и Сервиса

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Прогнозирование на рынке товаров и услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи:__________

Дата защиты:__________

 

 

 

:                                                                        Выполнила: Слепнева Дарья,   
студентка 4 курса ИКМиС

Специальность: «Сервис в торговле»

                                           Научный руководитель: К.э.н Скворцова А.Н.

 

 

 

 

Самара 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики господствующими  являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт  труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.

Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас  ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.

Коммерческая  деятельность представляет собой часть  предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что  не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком  смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

Обосновывая выбор темы данной работы можно сказать  следующее, что последние годы несбалансированность спроса и предложения породила иллюзию ненужности изучения спроса, но уже сейчас становится очевидным, что нельзя успешно вести коммерческую работу, особенно это актуально для предприятий торговли, не владея методикой анализа потребительского спроса. Приватизация предприятий торговли и нарождающаяся конкуренция усиливают актуальность этой проблемы, так как владельцам предприятия уже недостаточно просто выявить товары ограниченного спроса и предотвратить их дальнейшее поступление на рынок. Необходимо зараннее, еще до того, как возникнет проблемная ситуация на рынке, предусмотреть и устранить ее.

Научное прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потребления.

В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования спроса таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.

Таким образом - изучение спроса населения, а так же прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий. Основным маркетинговым параметром, управление которым обеспечивает достижение коммерческих целей предприятия - является именно спрос. Он незримо пpиcутствуeт во всех функциях управления, ибо на его повышение направлена маркетинговая деятельность фирм. И цели фирмы, их значение также определяются спросом.

Коммерческой деятельность, как научная дисциплина изучает рациональную организацию коммерческих процессов в торговле с целью их наиболее эффективного выполнения, быстрейшего доведения товаров до конечных потребителей путем осуществления актов купли-продажи.

В коммерческой деятельности используют знания и многих других научных дисциплин: маркетинга, менеджмента, товароведения, психологии, экономики, математики, коммуникации и т. д.

Маркетинг изучает организацию процесса сбыта товаров, продвижения новых товаров к потребителю, вырабатывает стратегию рекламы этих изделий. Знание указанных вопросов необходимо для успешного ведения коммерческой деятельности.

Предметом выбранной работы будет являться  один из видов коммерческого процесса – это прогнозирование на рынке товаров и услуг.

Объектом данной курсовой работы будет коммерческая деятельность сельскохозяйственного предприятия "Коляда" на территории Самарской области. 
     Целью исследования работы является изучение прогнозной оценки спроса на рынке товаров (услуг). Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучается прогнозирование  спроса на рынке товаров и  его процессы;

- рассматриваются  и изучаются общие характеристики методов прогнозирования;

- рассматривается коммерческая деятельность предприятия СХ ОАО «Коляда»;

- определяем спрос и  прогнозную оценку спроса на  колбасные изделия;

Метод исследования в данной работе использовали теоретический -изучение и анализ литературы (научно-популярные статьи из интернета) и документов (научных трудов, учебных пособий и учебников отечественных ученых в коммерческой деятельности) , такие как - учебник Голубкова  Е.П. и Синецкого Б.И. ; анализ экспериментального материала, обобщение.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования спроса на рынке товаров и услуг

    1. Сущность прогнозирования спроса

Спрос населения на товары - это форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. Развитие спроса определяется системой различных факторов (ценами на товары, уровнем дохода потребителей, взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью отдельных товаров и товарных групп). Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды.  
     Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях  управления экономикой. 
     На  макроуровне на основе прогнозов  спроса на товары народного потребления  разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительский  рынок с целью обеспечения  сбалансированности спроса и предложения  и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах, как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне. 
     На  микроуровне прогнозы спроса разрабатываются  как торговыми организациями, так  предприятиями-потребителями и изготовителями. 
     Торговые  организации в условиях рыночных отношений могут требовать от предприятий-производителей поставок товаров, необходимых населению. 
     Предприятия-производители  на основе результатов прогнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку продукции и формируют производственную программу. 
     Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Так, краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерческих решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании определяется достаточно широкий круг показателей (совокупный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структура и др.). 
     При разработке среднесрочных  прогнозов  учитываются сложившаяся структура, возможности производства и влияние  инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение трех —  пяти лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп. 
     Долгосрочные  прогнозы (свыше пяти лет) служат средством  разработки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью долгосрочного прогнозирования  спроса является то, что оно не обусловливает  необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производства товаров и торговли. 
     Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования. 
     Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта. 
     Спрос выступает в качестве определяющего  фактора при принятии решений  о производстве или импорте того или иного вида продукции, поэтому он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке. 
     Процесс прогнозирования  спроса включает ряд этапов:

  1. комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;
  2. анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса;
  3. анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;
  4. выбор методов прогнозирования;
  5. осуществление прогноза спроса;
  6. оценка надежности прогноза;
  7. определение перспектив развития спроса населения;
  8. разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

 

     Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос. 
     Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:

  1. сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозном периоде, количестве городских и сельских жителей;
  2. динамика спроса и предложения;
  3. данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;
  4. балансы денежных доходов и расходов населения;
  5. распределение населения по размеру доходов;
  6. бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;
  7. данные специальных единовременных выборочных обследований запасов предметов длительного пользования у населения, доходов и расходов;
  8. сведения об индексах потребительских цен (общих и индивидуальных — по конкретным товарам), соотношении внутренних и мировых цен;
  9. данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;
  10. рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;
  11. изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозном периодах;
  12. доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.

 

     На  начальном этапе прогнозирования  выявляются тенденции изменения спроса. 
     Для анализа тенденций изменения спроса целесообразно использовать графики и различного рода диаграммы и картограммы. 

 

1.2 Организация процесса  прогнозирования

Основа основ функционирования системы прогнозирования (независимо от ее сложности) – это организация прогнозирования или управление процессом прогнозирования.

Обычно эта работа выполняется в несколько этапов:

Первый этап – прогнозная ретроспекция, т.е. установление объекта прогнозирования и прогнозного фона. Работа на первом этапе выполняется в такой последовательности:

• формирование описания объекта в прошлом, что включает предпрогнозный анализ объекта, оценку его параметров, их значимости и взаимных связей;

• определение и оценка источников информации, порядка и организации работы с ними, сбор и размещение ретроспективной информации;

• постановка задач исследования.

Второй этап — прогнозный диагноз. В ходе него исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования. Работа выполняется в такой последовательности:

• разработка модели объекта прогноза, в т.ч. формализованное описание объекта, проверка степени адекватности модели объекту;

• выбор методов прогнозирования (основного и вспомогательных), разработка алгоритма и рабочих программ.

Третий этап — проспекция, т.е. процесс обширной разработки прогноза, в т.ч.:

• расчет прогнозируемых параметров на заданный период;

• синтез отдельных составляющих прогноза.

Четвертый этап — оценка прогноза, в т.ч. его верификация, т.е. определение степени достоверности, точности и обоснованности.

Указанная этапность является примерной и зависит от основного метода прогнозирования. Так, в случае применения экспертного метода, этапы будут другими.

Для достоверности надежности экспертных оценок необходимо следовать методическим основам использования экспертных методов, не обманываясь их кажущейся простотой. Применение экспертных оценок в тех случаях, когда могут быть использованы математические методы, нередко обусловлено неумением использовать математические методы.

Проведение экспертных опросов обычно включает несколько этапов:

1.   Подборка экспертов и формирование экспертных групп;

2.   Подготовка анкет для опроса экспертов

3.   Определение групповых оценок на основе оценок отдельных экспертов;

4.   Организация работы с экспертами;

5.   Анализ экспертных оценок.

Сложные экономические системы, в которых можно выделить основные компоненты, проще всего изучать с помощью моделей многокомпонентных систем, основанных на применении ориентированных графов-орграфов. При создании моделей сложных систем выделяются и отображаются в моделях прямые и обратные связи, которые присутствуют в любой сложной системе. С помощью решения многокомпонентных задач можно оценить тенденцию развития системы. При уточнении модели можно сформировать количественный прогноз изменения показателей системы, а также найти различные варианты воздействия на изучаемую систему с целью получения лучшего варианта.

Информация о работе Прогнозирование на рынке товаров и услуг