Прогнозирование на рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования спроса на рынке товаров и услуг 6
1.1Сущность прогнозирования спроса 6
1.2 Организация процесса прогнозирования 9
Глава 2. Особенности прогнозирования на рынке товаров потребительского назначения 13
2.1 Основные методы прогнозирования 13
2.2 Специфика прогнозирования на товарном рынке 16
Глава 3. Прогнозирование спроса на колбасные изделия на примере СХОАО «Коляда» 22
3.1 Общая характеристика предприятия 22
3.2 Особенности прогнозирования спроса на предприятии 24
3.3 Совершенствование структуры и организации коммерческой деятельности предприятия 30
Заключение 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая Слепнева.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)
  • определения целей предприятия;

  • разработки стратегии и тактики его деятельности;

  • планирования, особенно долгосрочного;

  • подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций.

     Овладение  принципами и методами прогнозирования  — актуальная задача всех органов  управления, осуществляющих планирование. Прогнозирование не дает конкретных  рекомендаций, а лишь определяет  возможные пути достижения поставленных  целей. Однако квалифицированно  составленный прогноз предостерегает  предприятие от выбора ложного, нереального или пагубного, разорительного  способа достижения этих целей. Данные прогноза уточняются и  конкретизируются на стадии маркетинговых  исследований, которые ведутся уже  не в многообразных направлениях  теоретически возможной деятельности  предприятия в будущем, а в  определенной сфере экономики  и товарного продукта, установленной  прогнозом.

 

 

 

 
 
 
 

 
 
 
 

Глава 3. Прогнозирование спроса на колбасные изделия на примере СХОАО «Коляда 

3.1 Общая характеристика  предприятия

Объектом исследования данной работы является коммерческая деятельность сельскохозяйственного предприятия "Коляда".

Полное официальное наименование предприятия:

Сельскохозяйственное открытое акционерное общество "Коляда" (далее по тексту - СХОАО "Коляда").

СХ ОАО " Коляда " зарегистрировано Администрацией Похвистневского района Самарской области в 2006 году.

Предприятие действует на основании Устава, внутренних документов, в соответствии с ГК РФ, принятым Госдумой РФ 21.10.95 г., ФЗ "Об акционерных обществах" и иными нормативными документами.

Целью создания и деятельности СХОАО "Коляда" является получение прибыли в интересах акционеров. Для выполнения своей цели Общество осуществляет различные виды деятельности в сфере производства, оказания услуг, торговли. Предметом деятельности Общества является:

1) Сельскохозяйственное  производство продукции растениеводства, земледелия, животноводство;

2) Выращивание, заготовка и переработка кормов;

3) Производство и переработка  сельскохозяйственной продукции;

4) Оптовая и розничная  торговля сельскохозяйственной  продукцией, продуктами питания, полуфабрикатов;

5) Организация оптовой, розничной, комиссионной торговли товарами  народного потребления, продукцией  производственно- технического назначения;

6) Внешнеэкономическая деятельность;

7) Другая деятельность, в  соответствии с Уставом предприятия.

СХОАО "Коляда" имеет право создавать представительства и филиалы, которые действуют на основании Положения.

Единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, который осуществляет те действия от имени Общества, в пределах своей компетенции генеральный  директор:

  1. осуществляет оперативное руководство производственно- хозяйственной деятельностью предприятия;
  2. обеспечивает выполнение решений высшего органа управления Общества;
  3. решает все вопросы деятельности, в том числе без доверенности действует от имени Общества, несет персональную ответственность за обеспечение и учет документов по личному составу, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания участников.
  4. определение приоритетных направлений деятельности предприятия;
  5. создание филиалов и открытие представительств Общества; 
  6. утверждение внутренних документов Общества и иные вопросы.

Миссия  СХОАО «Коляда» можно сформулировать следующим образом - является содействие наиболее полному удовлетворению потребностей населения Похвистнево и Похвистневского района в качественной продукции, а также более полного и эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов.

Ключевыми целями организации являются: повышение  финансовой устойчивости предприятия, дальнейшее увеличение мощности предприятия, увеличение доли рынка, увеличение ассортимента продукции.

СХОАО «Коляда» занимается производством колбасы и колбасных изделий разных видов. Работает предприятие только на местном сырье. То есть используют мясо животных, которые выращены на предприятии.

В самом начале работы предприятия практически все работы выполнялись вручную, объемы производства были небольшие.

В 2007 году предприятие СХОАО «Коляда» поставила на рынки Самарской области колбасные изделия, в количестве 150 кг.

А в настоящее время предприятие СХОАО «Коляда» выпускает 3-3,5 тонны своей продукции в сутки на рынки Самарской области, и является одной из лучших торговых марок. Основные виды готовой продукции:

- продукты из свинины  вареные ГОСТ 18236-85;

- колбаски для жарки ТУ 9213-010-40155161;

- изделия из свинины  сырокопченые ТУ 10.02.01.296-97;

- колбасы варено-копченые ГОСТ 16 290-86;

- колбасы вареные ГОСТ Р 52196-2003

- колбасы полукопченые ГОСТ 16 351-86;

- колбасы Сырокопченые ГОСТ 16 131-86;

- сардельки и сосиски ГОСТ Р 52196.

Реализация продукции осуществляется через сеть супермаркетов «Пятерочка», «Пчелка» и мелких оптовиков.  

 

3.2 Особенности прогнозирования  спроса на предприятии 

Матрица Бостонской Консалтинговой Группы - инструмент анализа актуальности продуктов компании. Суть матрицы составляют два базовых параметра, по которым ведется анализ продукции: относительная (относительно конкурентов) доля рынка и рост самого рынка. Рассматривают каждый продукт из всего ассортимента компании и помещают в какой-либо из квадрантов матрицы (согласно полученным количественным результатам), после этого можно будет начертить схему ожидания захвата рыночной доли.

 

 

 

 

 

Рис.1. Матрица БКГ по товарам СХОАО «Коляда»      

 
                      Y 

«Звезда» Вареные колбасы

 «Дикие кошки»Полукопченые колбасы

«Дойные коровы» Сардельки и сосиски

«Собаки» Сырокопченые колбасы


 

 

  
                            1,0                               0,5                              0             X

Если товары характеризуются высокими значениями обоих параметров, то они называются «звездами», т.е. вареные колбасы следует производить больше, тем самым укреплять их позицию на рынке. Если товары характеризуются высоким значением параметра X и низким У, то они называются «дойными коровами» - сардельки и сосиски являются генераторами денежных средств организации, поскольку не требуется вкладывать средства в развитие рынка, но за ними нет будущего. Из рисунка видно, что при низком значении X и высоком значении параметра У - называются «дикие кошки» - полукопченые колбасы, их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды». Когда как параметр X, так и параметр У имеют низкие значения, то товары называются «собаки» - сырокопченые колбасы, от них надо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения. 
     Из составленной матрицы БКГ видно, что СХОАО «Коляда» должен делать упор на производство и укрепление на рынке сбыта, колбасы вареной разных сортов. 
    

Таблица 3.2.1 Основные  сегменты потребителей колбасных изделий Самарской области 
     

Название группы

Характер потребления. Покупательское поведение

Элитные потребители

Имеют сложившиеся вкусы. Покупают только высококачественную и дорогую продукцию. Предприятие-производитель значения не имеет. Осуществляют покупки, как правило, в супермаркетах. Покупают часто

Потребители среднего класса

Покупают как продукт «на каждый день» с целью быстрого приготовления пищи. Отдают предпочтение сосискам, сарделькам, дешевым вареным колбасам, к празднику – мясным деликатесам, полукопченым и копченым колбасам. Ориентируются в ценах и производителях, имеют определенное место покупки.

Равнодушные потребители

Предпочитают мясо и мясные продукты. Редко покуют высококачественную дорогую продукцию в супермаркетах, универсамах. Предприятие-производитель значения не имеет. Осуществляют покупки на продовольственных рынках или же не имеют определенного места покупки.

Случайные потребители

Не имеют ярко выраженных предпочтений. Покупают спонтанно, плохо разбираются в сортах, в качестве продукции, ориентируются, в основном, на мнение продавца. Покупают редко, когда есть деньги или нет времени на приготовление пищи.

Потребители-наблюдатели

Покупают очень редко из-за отсутствия средств. Ориентируются, прежде всего на цену. Определенного места покупки не имеют.

Потребители-ритуалисты

Покупают традиционные сорта колбас, имеют сложившиеся вкусы. К новым видам продукции относятся настороженно. Как правило, имеют определенное место покупки.

Потребители-гурманы

Отдают предпочтение только высококачетсвенным продуктам; готовы пробовать новые, нетрадиционные сорта. Цена значения не имеет. Покупают часто.


 

 

Далее проведем следующий комплекс мероприятий по оценке потребительского поведения и выявлению потребительских предпочтений, т.е. спроса: 
     - оценим зависимость интенсивности покупки и выбора ассортимента колбасных изделий от доходов покупателей различных сегментов; 
     - определим спрос на различные виды колбасных изделий потребителей различных сегментов; 
     - выделим группы потребителей, более всего влияющих на формирование ассортимента рынка колбасных изделий Самарской области.

Среднемесячный доход опрошенных потребителей составил: 
     менее 10000 рублей - 9,3%; 
     10000-15000 рублей - 73,2%; 
     15000-20000 рублей - 12,1%; 
     более 20000 рублей - 5,4%.

Как показали результаты опроса, при принятии решения о покупке колбасных  изделий покупатели, прежде всего, руководствуются качеством продукции (94% опрошенных), ценой (81,1% опрошенных) (в основном, характерно для потребителей среднего класса, потребителей-наблюдателей, потребителей-ритуалистов) и вкусовыми пристрастиями (19,8% опрошенных) (и основном, характерно для элитных потребителей и потребителей-гурманов).

При выборе колбасных изделий имя  производителя и известность  товарной марки для потребителей Самарской области не является приоритетным фактором.

Из  выше сказанного видно, что самыми высокими по спросу являются традиционные виды колбас - вареные (74,3% опрошенных) («Докторская», «Молочная», «Любительская»), полукопченые («Краковская», «Охотничьи колбаски», «Одесская») (44,8% опрошенных), сосиски, сардельки (85% опрошенных). Варено-копченые и сырокопченые колбасы покупают очень редко, в основном элитные потребители (9% опрошенных). Спрос на не традиционные для местного рынка виды колбасных изделий - паштеты, колбасы с добавками (овощи, грибы, приправы) - пока только формируется (1,7% опрошенных). Они менее покупаемы и популярны среди потребителей-гурманов, которые готовы пробовать продукцию с новыми вкусовыми ощущениями. Использовав один из методов прогнозирования спроса - опросник в магазине «ПЯТЕРОЧКА», методом экспертных оценок, исходя из ответов покупателей – можно сделать вывод о том, что спрос определяется структурой в первую очередь исходя из качества продукции, во-вторую - платежеспособностью населения и в-третьих вкусовыми пристрастиями.   На основании этого предприятие может разрабатывать сводный заказ на производство вареной (74,3% опрошенных) - «Докторской», «Молочной», «Любительской» колбасы,  на плановый период.

Наряду  с величиной спроса на уровень  цены влияют и такие факторы, как  изменение уровня доходов покупателей.

Определение величины спроса возможно несколькими  методами:

А) изменение объема продаж данного  товара на данном рынке за определенный период

Б) опрос оптовых торговцев о  величине заказов на данный товар  на предстоящий период;

В) опрос покупателей о совершенных  и предполагаемых покупках данного  товара.

Таблица 3.2.2 Динамика  спроса на колбасы «Докторская» по Самарской области 
     

Товары

Предшествующие  периоды, тыс. т

Среднее значение

Прогноз на 2013-2014 гг.

2008

2009

2010

2011

2012

«Докторская»

5,262

5,884

7,216

8,080

9,003

7,089

10-12


 

 

Прогнозная  оценка спроса может быть определена одним или несколькими методами.

Т.к. основной параметр трендовых моделей - время, то есть по существу речь также  идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей  базисного периода.

Для прогнозной оценки степени эластичности спроса на рассматриваемую продукцию  представим в таблице 4 результаты опроса потребителей, проводимого в «Пятерочка». Было опрошено 50 потребителей. 
         

 

Таблица 4 Опрос потребителей для изучения спроса на колбасу «докторская»

Вопросы анкеты

Ответы, %

Да

Нет

Не знаю

На  рынке имеется большое количество товаров-заменителей по отношению  к колбасе «Докторская»

90

7

3

Колбаса «Докторская» удовлетворяет важную и неотложную потребность

80

10

10

Объем сбыта и потребления колбасы  «Докторская» в новосибирской области  значительный

75

15

10

Уровень дохода потребителя достаточно высок  для приобретения колбасы «Докторская»

30

60

10

На  рынке колбасы «докторская» значительное количество продавцов- конкурентов

90

5

5

Продавцы  колбасы «докторская» интенсивно используют разнообразные мероприятия по стимулированию сбыта

50

10

40


 

 

  
     Так как большинство полученных ответов  – положительные, спрос можно характеризовать как достаточно эластичный.

Информация о работе Прогнозирование на рынке товаров и услуг