Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 00:09, курсовая работа
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования спроса на рынке товаров и услуг 6
1.1Сущность прогнозирования спроса 6
1.2 Организация процесса прогнозирования 9
Глава 2. Особенности прогнозирования на рынке товаров потребительского назначения 13
2.1 Основные методы прогнозирования 13
2.2 Специфика прогнозирования на товарном рынке 16
Глава 3. Прогнозирование спроса на колбасные изделия на примере СХОАО «Коляда» 22
3.1 Общая характеристика предприятия 22
3.2 Особенности прогнозирования спроса на предприятии 24
3.3 Совершенствование структуры и организации коммерческой деятельности предприятия 30
Заключение 37
Список литературы 40
Особую значимость в процессе прогнозирования как элемента государственного регулирования экономики имеют методы прогнозирования, под которыми понимаются способы теоретических и практических разработок прогнозов. Существует много методов экономического прогнозирования. И число их постоянно растёт. При этом выбор того или иного метода зависит от цели исследования, доступной (или используемой) информационной базы, характера обработки исходной информации.
Поэтому каждому конкретному социально-экономическому исследованию и стадии прогнозирования соответствуют определённые методы, которые могут быть подразделены на три группы: общенаучные, межнаучные и частнонаучные. Одновременно, согласно классификации И.В. Бестужева-Лады, все методы прогнозирования делятся на интуитивные (индивидуальные и коллективные экспертные оценки) и формализованные (экстраполяционные, системно-структурные, ассоциативные и методы опережающей информации).
Рассмотрим наиболее распространённые методы прогнозирования, используемые в процессах государственного регулирования и управления национальной экономикой.
Основой логических методов является применение определённой последовательности мыслительных операций. Широкое распространение их при анализе тенденций в национальной и региональной экономике обусловлено большой сложностью и разнообразием взаимоотношений между природными, хозяйственными и общественными системами, а также продолжительным временем формирования объектов прогноза.
К общенаучным логическим методам относятся методы индукции и дедукции. В макроэкономическом прогнозировании метод индукции применяется для получения вероятностных суждений при недостаточной информационной базе, т.е. при отсутствии длинного ряда статистических данных. Метод же дедукции используется главным образом для определения стратегии прогнозных явлений.
Когда отсутствует достаточная теоретическая база (обоснование) развития объекта (если, например, речь идёт о принципиально новой отрасли), широко используются методы экспертных оценок. Их применение оправдано также в тех случаях, когда отсутствует репрезентативная и достоверная статистика характеристик объекта, существует большая неопределённость (например, политическая) среды функционирования объекта, при прогнозировании социально-экономических объектов (отраслей), подверженных сильному влиянию НТП, а также при проведении прогнозирования в условиях дефицита времени или наличия экстремальных или не подающихся количественному анализу факторов.
Индивидуальные экспертные методы базируются на независимом мнении экспертов. Прогноз формируется на основе интервью с экспертом, либо посредством длительной и тщательной работы (метод аналитических оценок). Главным недостатком индивидуальных экспертных методов является ограниченность знаний одного специалиста-эксперта.
Групповые экспертные оценки основываются на коллективном мнении экспертов о перспективах развития объекта или процесса, о повторяемости тех или иных явлений в экономике и т.п. При этом широкий обмен мнениями позволяет получить более адекватный макроэкономический прогноз. Отбор экспертов в обоих случаях осуществляется обычно на основании количества публикаций на заданную тему, либо субъективного решения заказчика или генерального исполнителя прогноза.
Вне зависимости от видов прогнозирования, при разработке прогнозов используются следующие статистические методы:
- анализа причинных связей, который опирается на экономико-математические модели;
- экстраполяции, которые заключаются в распространении выводов, полученных от наблюдения за одной частью явления на другую его часть;
- моделирования, представляющие собой исследование процессов или объектов на их моделях.
Наибольшее развитие из формализованных методов прогнозирования получил метод экстраполяции тенденций развития, основанный на нахождении по известным значениям вероятностных показателей прогнозируемого объекта в будущем. Для этого определяются тенденции развития объекта прогноза с учётом не только его стабильного развития или сохранения абсолютных приростов прогнозируемых величин, но и их возможного ускорения или даже появления новых факторов, ограничивающих или стимулирующих развитие.
Для изучения закономерностей экономического развития на макроуровне обычно применяется экономико-математическая модель – система формализованных отношений, описывающих наиболее существенные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему, где используются главным образом математические методы.
Особое место занимают имитационные прогностические модели, представляющие собой формализацию эмпирических знаний о рассматриваемом объекте с использованием современных компьютерных систем, воспроизводящие процесс функционирования систем в пространстве в фиксированный момент времени путем отображения элементарных явлений и процессов с сохранением их логической структуры и последовательности. Это позволяет, используя исходные данные о структуре и главных свойствах национальной и региональных экономик, а также отдельных отраслей, получить сведения о взаимосвязях между их компонентами и выявить механизм формирования их устойчивого развития.
Моделирование всё шире применяется для разработки макроэкономических прогнозов, став необходимым набором инструментов для создания адекватных прогнозных моделей изучаемых объектов и процессов. При этом его главным преимуществом является возможность выявить причинную обусловленность параметров объекта и дать функциональную, точечную и интервальную их оценку. Поэтому именно моделирование часто признаётся наиболее эффективным методом прогнозирования.
В то же время, в методологическом плане, важным является понимание того, что прогноз должен быть ориентирован не на безусловное его осуществление (предсказание), а на всемерное и постоянное содействие оптимизации принимаемых решений и росту их эффективности.
На рынке товаров наиболее часто употребляется метод экстраполяции. При формировании прогнозов с помощью экстраполяции обычно исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные функциональные системные и структурные характеристики.С помощью этих методов экстраполируются количественные параметры больших систем, количественные характеристики экономического, научного, производственного потенциала, данные о результативности научно-технического прогресса, характеристики соотношения отдельных подсистем, блоков, элементов в системе показателей сложных систем и др.Однако степень реальности такого рода прогнозов и соответственно мера доверия к ним в значительной мере обусловливаются аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия "измерителей" по отношению к сущности рассматриваемого явления. Следует обратить внимание на то, что сложные объекты, как правило, не могут быть охарактеризованы одним параметром. В связи с этим можно сделать некоторое представление о последовательности действий при статистическом анализе тенденций и экстраполировании, которое состоит в следующем:
Информация о работе Прогнозирование на рынке товаров и услуг