Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа
Цель данной работы – изучение темы «Психологический эффект использования символов и образов в рекламе».
Объектом исследования является реклама как средство психологического воздействия на человека.
Предметом исследования является использование символов и образов в рекламе .
В курсовой работе мною решаются следующие задачи:
- Раскрыть понятие рекламы как средства психологического воздействия.
- Изучить основные методы психологического воздействия в рекламе.
Введение 3
Реклама как средство психологического воздействия 4
Основные понятия рекламы 4
Психологические методы воздействия в рекламе 7
Использование символов и образов в рекламе 14
Рекламный образ и его воздействие на человека 14
Символ в рекламе 25
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Символ - идейная, образная или
идейно-образная структура, содержащая
в себе указание на те или иные, отличные
от нее предметы, для которых она
является обобщением и неразвернутым
знаком. Как идеальная конструкция
вещи, символ в скрытой форме содержит
в себе все возможные проявления
вещи и создает перспективу для
ее бесконечного развертывания в
мысли, перехода от обобщенно-смысловой
характеристики предмета к его отдельным
конкретным единичностям. Символ является
не просто знаком тех или иных предметов,
но он заключает в себе обобщенный
принцип дальнейшего
Символ – термин, имя
или изображение, которые могут
быть известны в повседневной жизни,
но обладают специфическим добавочным
значением к своему обычному смыслу.
Это предмет, который мы узнаем, но
его символический смысл нам
не известен. Таким образом, по Юнгу,
слово или изображение
С помощью символов люди упорядочивают окружающий их хаос; язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы». При помощи символа любому предмету, любому явлению можно придать огромную значимость, или обесценить. Единство культуры покоится на общем языке ее символики.
Подобного рода единство не может быть однородно из-за множественности символов, что неизбежно формирует общность определенных групп людей. Каждая группа обладает собственными способами идентификации, своими мифами и ритуалами.
При помощи ритуалов и праздников человек идентифицирует себя с некой общностью, во времени – с предками, в пространстве – с себе подобными, празднующими тоже событие, совершающим тот же ритуал. Знание семантической составляющей иногда не так уж важно.
В других же случаях символика
должна четко обозначать объект, иначе
будут происходить
Символ упрощает интеллектуальные
операции с простыми и сложными понятиями,
но, в то же время, открывает простор
всевозможным спекуляциям. Группы людей,
объединенные одной символьной системой,
обладают схожими типами реакций
на изменения в окружающем их мире.
Просто потому, что они оценивают
эти изменения, беря за точку отсчета
одну систему координат. Размеры
этих групп могут быть самыми различными.
От нескольких человек, составляющихэкзотическую
секту, до человечества в целом. Разница
лишь в масштабах системы
Три вещи призваны мы не упускать из виду, когда дело касается сущности символа.
Первая: сама протяженность
символической эпохи
Вторая особенность: символы всегда эмоциональны. И не просто эмоциональны, а необычайно, неотразимо, глубинно. Десятки (если не сотни) тысяч лет люди не сочиняли, а проживали символику, вживались в нее сообща, всем родом, племенем, народом.
Третья особенность символики: символы всегда ценностны. Символами человечество записывало в книгу культуры, «книгу бытия» лишь то, что затрагивало самые первоосновы и первосмыслы этого бытия. Объекты особого обожания и особого ужаса; источники всепроникающей тревоги или глубочайшего успокоения. Сам по себе «холодный» физический предмет (действие, качество) становился символом, заряжаясь чувствами и смыслами тысячелетий.
Реклама - специфическая коммуникация. Коммуникативный акт является обменом сообщения между адресантом и адресатом, при котором используются разнообразные знаки и символы (слова, изображения, цвета, звуки и т. д.), несущие сами по себе, в своей совокупности и различных сочетаниях ту или иную информацию.
Чаще всего сообщение рекламы сразу же после ее восприятия забывается. Поэтому в начальный период рекламирования необходимо в единицу передавать большое количество информации в легко усвояемой эмоциональной форме. Символ позволяет активизировать подсознание, вспомнить необходимую информацию, извлечь ее из подсознания, чтобы затем оформить ее в осознаваемую потребность.
Тотемные символы также широко используются в рекламных сообщениях, например, реклама сигарет "WINSTON" содержит такой слоган: «Полная свобода» и изображен орел, парящий над городом. Орел издавна считается гордой, свободной птицей. И в данном случае использование символа орла как свободы действий и свободы выбора усиливает содержательный и эмоциональный элементы рекламного сообщения.
Символ ни в коем не разрушает содержательный аспект текста. А только лишь усиливает воздействие на потребителя на его эмоционально-чувственную сферу.
Реклама как деятельность, призванная, в идеале, увещевать, убеждать и побуждать, конечно, использует символы в качестве суггестивного фактора. По сути, сама является символом. Здесь прослеживается родственность понятий стереотип и символ, вернее будет сказать о нахождении корней стереотипа в символьных системах. Однако будет ошибкой отождествлять их. Стереотип более жесткая по своей сути система, нежели символ. Стереотип, так сказать, частный случай, квинтэссенция символа в его архитипичной форме.
Отыскивая ключи к психике потребителя, создатель рекламы вынужден опираться на те символические соответствия и психические структуры, которыми живет человек. Наряду с сознанием и индивидуальным бессознательным, согласно концепции австрийского психолога К. Г. Юнга, в душе человеческой присутствует загадочная область, объединяющая всех людей. Самая верхняя надсистема. Коллективное бессознательное — это хранилище наследственной памяти, закрепленных тысячелетиями психической эволюции образов и символов, обращение к которым вызывает у людей одни и те же неосознаваемые ассоциации. Обращаясь к этим фундаментальным стереотипам, этому глубинному содержанию человеческой души, создатель рекламы может рассчитывать на глубокое проникновение подаваемой им информации в душу и закрепление ее в «подвалах» психики. Многочисленные исследования психологов убедительно доказали тот факт, что ассоциации, вызываемые контактом с тем или иным архетипическим символом, едины для всех людей. Это — своего рода «общие знаменатели психики», присущие всем нам и вне зависимости от нашего произволения, живущие в душах. Опираясь на эти ассоциативные комплексы, обращаясь к наиболее глубоким «этажам» психического, создатель рекламы погружает рекламное сообщение в «святая святых» человека и связывает информацию с тем, на чем основывается сама психическая деятельность.
Разумеется, для того, чтобы
целенаправленно и грамотно использовать
этот прием, необходимо знать поля значений
основных архетипов и вводить
их по мере надобности в образное и
текстовое отправления. Краткое
описание круга значений наиболее важных
архетипов коллективного
Алмаз – светящийся магический центр, сияние и блеск высокого мастерства, непобедимость, роскошь, знак высоких моральных ценностей.
Бык – плодородие, мощь, неукротимость, целеустремленность, символ Отца.
Ветвь – гибкость, живучесть, связь с целостным (деревом).
Глаз – источник света
и сознания, дух и разум, видение
как понимание, духовная открытость,
высокая психическая
Человек, как таковой, также является символом и частью более крупной системы. Эти системы разнятся в зависимости от класса, группы, общности людей. «Символизировать» в рекламе – это, по сути, и есть ее основная задача. Олицетворять то, чем она не является. Ведь реклама памперсов не является памперсами как таковыми. Это символ, овеществление идеи, смысла предложения, заключенного в памперсах.
Необходимо представлять стороны, участвующие в процессе создания и потребления рекламы. Люди, создающие рекламу, реальны и потому имеют собственные символьные системы. Конечно, они имеют общие символы на уровне надсистем, например, человечества, но и свои собственные, индивидуальные системы, сформировавшиеся как в процессе их собственной жизни, так и усвоенные от предыдущих поколений представителей своего социума.
Потребители рекламы – так же реальные люди. Группа людей, обладающая многочисленными символьными подсистемами. Влиянию базовых символов подвержены абсолютно все. Это первый уровень воздействия. Например, здоровье, пища, безопасность.
Между этими двумя сторонами и существует третья – собственно рекламное предложение. По сути своей это есть так же символьная система, конгломерат, производная от двух полярных. В зависимости от того, насколько минимальны воздействия системы производителя и преобладание системы потребителя, настолько реклама имеет шанс быть принятой.
Безусловно, подобная статичная картина не отражает реального положения дел. Существуй она в таком виде, в котором описана – тогда не возможен был бы вывод на рынок принципиально нового товара, услуги, идеи. В действительности происходит постоянное давление со стороны производителей на потребителей посредством рекламы. То есть символьные системы одних (производители) постоянно воздействуют на систему других (потребители) с целью видоизменения и трансформации.
Заключение
За свою долгую историю реклама качественно эволюционировала. Она прошла путь от информирования к увещеванию, от увещевания к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса к подсознательному внушению, от подсознательного внушения к проецированию символического изображения. Реклама последовательно добилась сначала сознательного, обдуманного восприятия покупателем рекламного образа, а затем автоматического совершения покупки. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.
Стоит отметить, что авторы при создании рекламы нередко обращаются к символам, с помощью которых пытаются решить некие задачи. Идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают более новую силу, расширяется смысл сообщения, происходит переход от частного случая к обобщению. В процессе обмена идеями между людьми, образы и символы всегда предшествовали слову. Легко узнаваемые в результате многократного повторения эти образы используются для управления обществом.
Проблема воздействия рекламных образов очень актуальна и такое положение вещей необходимо учитывать при продвижении в сознание населения новых идей и ценностей, независимо от того, касается ли это неконтролируемого поступления на рекламный рынок творческих идей или проталкивания с помощью СМИ других ценностей, скрещенных с привлекательными образами сексуальности, развязности и.т.д. Отсюда, вытекает проблема информационной безопасности, которая должна решаться усилиями как психологов так и не психологов, как на уровне психологическом, этическом, так и на уровне правовых норм, так как она имеет комплексный характер и затрагивает любую сферу нашей реальности.
Список используемой литературы
1. Райгородский Д.Я. Реклама: внушение и манипуляция. – Бахрах-М.2007.
2. Ценев В. Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25-й кадр. – 2001.
3. Тихонов А. Реклама? Нет ничего проще. – Феникс. 2004.
4. Селиверстов. С. Социальная реклама. Искусство воздействия словом. – Бахрах-М. 2006.
5. Донцов Д.А. Детский образ как фактор рекламного воздействия. – М. 2001.
6. Цхай Е.В.Психологическое воздействие рекламы на человека. – Красноярск. 2004.
7. Контрреклама. - http://kontrreklama.go.ru/
8. Воздействие цвета в рекламе.
- http://www.advlab.ru/arxiv/
9. Психологическое воздействие
телерекламы на детей. - http://psyjournals.ru/psyedu/
10. Методы манипулятивного воздействия
телевидения на общественное сознание
.- http://black.pr-online.ru/
11. Анализ задействования манипулятивных
методик управления массами в исследовании
деструктивности современной эпохи на
примере России. Психоаналитический подход.
- http://psyfactor.org/lib/
Информация о работе Психологический эффект использования символов и образов в рекламе