Пути совершенствования сбытовой деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта является изучение процесса сбытовой деятельности ОАО «Славянка» в области политики товародвижения и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы продвижения продукции на рынок и предложений по повышению эффективности сбытовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия (на примере ОАО С.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 2.2, доля неутепленного ассортимента в общем объеме товарного выпуска предприятия в 2009 г. снизилась соответственно на 7,5% и 0,4%. Это связано с изменением покупательского спроса на этот ассортимент. Доля выпуска одежды делового стиля увеличилась на 11,5% и 3% это связано с увеличение спроса на костюмы для мальчика. Структура реализованной продукции за исследуемый период представлена на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Структура объема реализованной продукции

 

Следующий шаг в анализе объема производства – это расчет базисных и цепных темпов роста и прироста – таблица 2.3.

 

Таблица 2.3 – Динамика товарной продукции в сопоставимых ценах

Год

Товарная продукция  в сопоставимых ценах, млн. р.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2007

35 837

100

100

2008

38 018

106,1

106,1

2009

40 658

113,5

106,9


 

Из таблицы 2.3 видно, что объем производства за исследуемый период возрос на 13,5%.

Рассчитаем  среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции по среднегеометрической взвешенной:

 

  (2.1)

     (2.2)

 

Таким образом, за три года объем производства товарной продукции  увеличился на 13,5%. Среднегодовой темп прироста составляет 6,3%.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем.

Увеличение объема производства соответственно привело к увеличению объема реализации. На рассматриваемом предприятии реализация продукции имеет два направления: поставка на внутренний рынок страны и поставка на экспорт (услуги из давальческого сырья).

Рассмотрим  динамику реализации продукции ОАО «Славянка», данные сведены в таблицу 2.1.

Объем реализации в 2007 г. составил 17 879 468 тыс. р., в 2008 г. 22 804 469 тыс. р., в 2009 г. объем реализации составил 24 422 093 тыс. р. В 2008 г. объем реализации увеличился в сравнении с 2007 г. на 27,5%. Далее в 2009 г. также наблюдается рост данного показателя в сравнении с 2008 г. на 7,1%.

Для наглядности  представим в виде диаграммы –  рисунок 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Динамика объема реализации готовой продукции

 

Изучив данные представленные в таблице 2.1, можно отметить в исследуемом периоде рост реализации продукции непосредственно на внутреннем рынке: в 2007 г. – 6 011 млн. р., в 2008 г. – 9 225 млн. р., в 2009 г. – 12 083 млн. р. В росте данного показателя наблюдается позитивная тенденция, так как продукция ОАО «Славянка» стала пользоваться большим спросом, а следовательно конечные потребители и торговые сети республики убедились в соответствии доступных цен и высокого уровня качества данных видов продукции.

Рассмотрим  динамику реализации продукции в  сопоставимых ценах – таблица 2.4.

 

Таблица 2.4 – Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации, млн. р.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2007

17 880

100

100

2008

22 805

127,5

127,5

2009

24 422

136,6

107,1


 

Из таблицы 2.4 видно, что объем реализации за последние три года возрос на 36,6%.

Определим среднегодовой  темп роста (прироста) реализации продукции, используя среднегеометрическую взвешенную:

 

 (2.3)

    (2.4)

 

Таким образом, за три года объем  реализации товарной продукции увеличился на 36,6%. Среднегодовой темп прироста составляет 32%.

 

2.4.2 Анализ себестоимости выпускаемой продукции

Важным показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции. Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и, наоборот.

Себестоимость реализованной продукции – это  основной показатель, характеризующий  затраты на производство и реализацию продукции. Себестоимость – это денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг.

Себестоимость реализованной  продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Это видно из формулы исчисления размера прибыли:

 

,      (2.6)

 

где    – прибыль, рублей;

 – себестоимость продукции, рублей;

 – выручка от реализации.

Рассмотрим себестоимость продукции для исследуемого объекта – таблица 2.1. Себестоимость реализованной продукции в 2007 г. составила 16 331 430 тыс. р., в 2008 г. 20 919 327 тыс. р., в 2009 г. 22 866 709 тыс. р. В 2008 г. отмечается увеличение себестоимости на 26,5%, в 2009 г. увеличение еще на 8,7%. Увеличение себестоимости связано с увеличением стоимости сырья и материалов, необходимых для производства данной продукции.

Структуру себестоимости  рассмотрим на примере плановой калькуляции  по одному из выпускаемых видов изделий  – куртки мужские, структура представлена в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Плановая калькуляция «Куртки мужские»

Наименование статей затрат

Сумма, р.

1 Сырье и материалы

45 843,61

2 Возвратные отходы (0,09% от п. 1)

–43

3 Потери от уценки маломер. ост. (0,47% от п. 1)

215

4 Отклонения в стоимости материалов (1,3% от п. 1)

596

Итого материальные затраты

46 611,61

5 Основная и доп. зарплата

27 980

6 Начисления на соцстрах (34% от п. 5)

9 513,2

7 Обязательное страхование (0,56% от п. 5)

156,69

8 Инновационный фонд (0,25% от п. 12)

282,01

9 Вспомогательное производство (6% от п. 5)

1 678,8

10 Цеховые расходы (65% от п. 5)

1 8187

11 Общефабричные расходы (30% от п. 5)

8 394

Итого обработка

66 191,7

12 Фабрично-заводская себестоимость

112 803,31

13 Коммерческие расходы (1,4% от п. 5)

391,72

14 Полная себестоимость

113 195,03

15 Рентабельность (п. 16 / п. 14*100%)

6,01%

16 Прибыль

6 804,97

17 Цена

120 000

18 Налоги

0

19 Цена

120 000


 

В качестве обобщающего показателя себестоимости реализованной продукции проанализируем также затраты на 1 рубль реализованной продукции. Этот показатель характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции и определяется путем деления полной себестоимости произведенной продукции на стоимость этой же продукции в действующих ценах.

Достоинства названного показателя в  том, что он универсален, поскольку  может рассчитываться в любой  отрасли и охватывать как отдельные  виды продукции, так и всю продукцию  предприятия, т.е. посредством этого показателя с допустимой мерой условности можно сравнивать уровень себестоимости на различных предприятиях. В большой мере этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля продукции и, наоборот.

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции (см. таблицу 2.1) в 2007 г. составили 80,88% от выручки, в 2008 г. – 81,92%, в 2009 г. – 82,42%. Мы наблюдаем увеличение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции: в 2008 г. уровень затрат увеличился на 1,29% в сравнении с 2007 г., а в 2009 г. на 0,6% в сравнении с 2008 г.

Также можно сделать  вывод о том, что исследуемое производство материалоемкое, так как 40% затрат составляют затраты на покупные сырье и материалы. Снизить материалоемкость возможно осуществив поиск сырья отвечающего требованиям, соответствующего качества по более низким ценам.

 

2.4.3 Анализ прибыли предприятия

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в  целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

– объема реализации продукции (VРП);

– структуры продукции (УДi);

– себестоимости продукции (Ci);

– уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может  оказывать как положительное, так  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Если увеличится доля более  рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль  находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Изменение прибыли исследуемого предприятия представлено в таблице 2.1. Прибыль от реализации в 2007 г. составила 2285 млн. р., в 2008 г. прибыль от реализации возросла на 213 млн. р., а в 2009 г. величина этого показателя увеличилась еще на 117 млн. р.

Для наглядности представим в виде диаграммы – рисунок 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 – Динамика изменения прибыли предприятия в 2007–2009 гг.

Проведем анализ влияния  вышеперечисленных факторов на сумму прибыли 2007 г., по сравнению с прибылью в 2008 г., а так же на сумму прибыли 2008 г., по сравнению с прибылью в 2009 г. используя данные, приведенные в таблице 2.6 и таблице 2.7.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполним способом цепных подстановок.

 

Таблица 2.6 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2007 г. по сравнению с 2008 г., тыс. р.

Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+,–)

Темп роста,

%

Объем реализованной продукции (РП), тыс. шт.

712

713

1

100,14

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), тыс. р.

18 616 773

23 418 496

4 801 723

125,79

Полная себестоимость реализованной  продукции (ПС), тыс. р.

16 331 430

20 919 327

4 587 897

128

Прибыль от реализации продукции (П), тыс. р.

2 285 343

2 499 169

213 826

109,36


 

Прибыль от реализации продукции  в 2007 г. по сравнению с 2008 возросла на 213 826 тыс. р. (2 499 169–2 285 343), или на 9,36%.

Проведем факторный  анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя величину 2007 г. каждого фактора величиной 2008 г. (см. таблицу 2.8).

Сначала нужно найти сумму прибыли  при объеме продаж 2008 г. и величине остальных факторов 2007 г. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Информация о работе Пути совершенствования сбытовой деятельности компании