Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 07:30, курсовая работа
Цель дипломного проекта является изучение процесса сбытовой деятельности ОАО «Славянка» в области политики товародвижения и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы продвижения продукции на рынок и предложений по повышению эффективности сбытовой деятельности.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
На данном предприятии выполнение плана по реализации (2007–2008 гг.) составляет:
. (2.6)
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 0,14% и составить 2 288 542 тыс. р. (2 285 343 · 100,14%).
Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции 2008 г., но при себестоимости и ценах 2007 г. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
. (2.7)
Прибыль при таких условиях составит: 2 288 730 тыс. р. (713·26 147–713·22 937).
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах 2008 г., но при себестоимости продукции 2007 г. Для этого от суммы выручки 2008 г. следует вычесть условную сумму затрат:
. (2.8)
Сумма прибыли в данном случае получится 7064404 тыс. р. (713·32 845–713·22 937).
По данным таблицы 2.8 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном г. влияло четыре фактора первого порядка:
– объем реализованной продукции;
– структуры продукции;
– себестоимость единицы продукции;
– уровень среднереализационных цен.
Таблица 2.8 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. р. | |||
Объем реализации |
Структура продукции |
Цена единицы продукции |
Себестоимость единицы продукции | |||
2007 г. |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
|
2 285 343 |
Усл1 |
2008 |
2007 |
2007 |
2007 |
|
2 288 542 |
Усл2 |
2008 |
2008 |
2007 |
2007 |
|
2 288 730 |
Усл3 |
2008 |
2008 |
2008 |
2007 |
|
7 064 404 |
2008 г. |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
|
2 499 169 |
Изменение суммы прибыли за счет:
а) объема реализации продукции
тыс. р. (2.9)
б) структуры товарной продукции
тыс. р. (2.10)
в) средних цен реализации
тыс. р. (2.11)
г) себестоимости реализованной продукции
тыс. р. (2.12)
Проведенный факторный анализ прибыли подтвердил рост данного показателя в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 213 826 тыс. р.
Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли в 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 188 тыс. р., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. Изменение объема реализации также способствовало увеличению суммы прибыли на 3 199 тыс. р., так как увеличился оборот продукции, что привело к увеличению прибыли. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4 565 235 тыс. р.
Таблица 2.7 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2008 г. по сравнению с 2009 г., тыс. р.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение, (+,–) |
Темп роста, % |
Объем реализованной продукции (РП), тыс. шт. |
713 |
719 |
6 |
100,8 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), тыс. р. |
23 418 496 |
27 744 471 |
4 325 975 |
118,5 |
Полная себестоимость |
20 919 327 |
22 866 709 |
1 947 382 |
109,3 |
Прибыль от реализации продукции (П), тыс. р. |
2 499 169 |
2 615 973 |
116 804 |
104,7 |
Прибыль от реализации продукции в 2008 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 116 804 тыс. р. (2 615 973–2 499 169), или на 4,7%.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя величину 2008 г. каждого фактора величиной 2009 г. (см. таблицу 2.9).
На данном предприятии выполнение плана по реализации (2008–2009 гг.) составляет:
. (2.12)
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 0,8% и составить 2 519 162 тыс. р. (2 499 169 ·100,8%).
Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции по данным 2009 г., но при себестоимости и ценах 2008 г. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
. (2.13)
Прибыль при таких условиях составит: 2 520 095 тыс. р. (719·32 845–719·29 340).
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах 2009 г., но при себестоимости продукции 2008 г. Для этого от суммы выручки 2009 г. следует вычесть условную сумму затрат:
(2.14)
Сумма прибыли в данном случае получится 6 649 312 тыс. р. (719·38 588–719·29 340).
Таблица 2.9 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. р. | |||
Объем реализации |
Структура продукции |
Цена единицы продукции |
Себестоимость единицы продукции | |||
2008 г. |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
|
2499169 |
Усл1 |
2009 |
2008 |
2008 |
2008 |
|
2519162 |
Усл2 |
2009 |
2009 |
2008 |
2008 |
|
2520095 |
Усл3 |
2009 |
2009 |
2009 |
2008 |
|
6649312 |
2009 г. |
2009 |
2009 |
2009 |
2009 |
|
2615973 |
Изменение суммы прибыли за счет:
а) объема реализации продукции
тыс. р. (2.15)
б) структуры товарной продукции
тыс. р. (2.16)
в) средних цен реализации
тыс. р. (2.17)
г) себестоимости реализованной продукции
тыс. р. (2.18)
Проведенный факторный анализ прибыли подтвердил рост данного показателя в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 116 804 тыс. р.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 933 тыс. р., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. Изменение объема реализации также способствовало увеличению суммы прибыли на 1 993 тыс. р., так как увеличился оборот продукции, что привело к увеличению прибыли. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4 033 339 тыс. р.
Рентабельность в отличие
от прибыли предприятия, показывающей
эффект предпринимательской
Рентабельность – это показатель, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, он характеризует окупаемость затрат и более полно, чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами. Показатель рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений деятельности (производство и оптовая торговля.).
Поскольку получение прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ финансовых результатов становится весьма актуальным.
Таблица 2.10 – Расчет рентабельности
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
Темп роста, % |
2009 г. |
Темп роста, % |
1 Прибыль (убыток) от реализации, тыс. р. |
2 285 343 |
2 499 169 |
109,4 |
2 615 973 |
104,7 |
2 Себестоимость реализованной продукции, тыс. р. |
16 331 430 |
20 919 327 |
128,1 |
22 866 709 |
109,2 |
3 Среднегодовая стоимость ОПФ и НА, тыс. р. |
10 662 464 |
10 472 403 |
98,2 |
10 256 594 |
97,9 |
4 Рентабельность производства (стр. 1 / стр. 3·100), % |
21,4 |
24,9 |
116,4 |
25,5 |
102,4 |
5 Рентабельность продукции (стр. |
14 |
11,9 |
85 |
11,4 |
95,8 |
Динамика рентабельности отражена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика изменения уровня рентабельности производства и продукции
Изучив на рисунок 2.4 видно, что самый высокий уровень рентабельности продукции был в 2007 г. и составил 14%, а уровень рентабельности производства – в 2009 г. и составил 25,5%.
Увеличение рентабельности предприятия в 2008 г. по сравнению с 2007 г. объясняется тем, что доля увеличения себестоимости продукции в относительном отношении значительно меньше доли увеличения прибыли.
В 2009 г. уровень рентабельности продукции незначительно уменьшился и составил 11,4%. Это обусловлено более высоким темпом роста себестоимости 109,2% по сравнению с темпом роста прибыли 104,7% (см. таблицу 2.1). Рентабельность производства за исследуемый период постоянно росла, так как постоянно снижалась среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нематериальных активов, а также за счет роста объема производства.
В целом, рассматриваемое предприятие рентабельно. Это свидетельствует о рациональном и эффективном использовании основного и оборотного капитала. Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое.
Численность работающих в 2007 г. составила 1 606 человек, в том числе ППП 1 530 человек, персонал неосновной деятельности 76 человек. В 2008 г. общая численность работающих на предприятии составила 1 604 человека, в том числе 1 532 человек ППП, персонал неосновной деятельности 72 человека. В 2009 г. общая численность работающих составила 1 636 человек, в том числе ППП 1 562 человек, персонал неосновной деятельности 74 человека. Наблюдается рост численности работающих на предприятии.
Более подробно динамика и структура численности работающих ОАО «Славянка» представлена в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Динамика и структура численности работающих ОАО «Славянка» в 2007–2009 гг.
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||||
Числен-ность, чел |
Струк-тура, % |
Числен-ность, чел |
Струк-тура, % |
Изме-нение, +/– |
Числен-ность, чел |
Струк-тура, % |
Измене-ние, +/– | |
Численность – всего |
1606 |
100,00 |
1604 |
100,00 |
–2 |
1636 |
100,00 |
32 |
в т.ч. |
||||||||
Промышленно-производственного |
1530 |
95,3 |
1532 |
95,5 |
2 |
1562 |
95,5 |
30 |
из них: |
||||||||
рабочих |
1351 |
88,3 |
1354 |
88,4 |
3 |
1384 |
88,6 |
30 |
служащих |
179 |
11,7 |
178 |
11,6 |
–1 |
178 |
11,4 |
– |
в т.ч. |
||||||||
руководителей |
82 |
45,8 |
79 |
44,4 |
–3 |
79 |
44,4 |
– |
специалистов |
92 |
51,4 |
94 |
52,8 |
2 |
94 |
52,8 |
– |
служащих |
5 |
2,8 |
5 |
2,8 |
– |
5 |
2,8 |
– |
Персонал неосновной деятельности |
76 |
4,7 |
72 |
4,5 |
–4 |
74 |
4,5 |
2 |
в т.ч. розничная торговля |
19 |
25 |
19 |
26,4 |
– |
20 |
27 |
1 |
обществ. питание |
20 |
26,4 |
20 |
27,8 |
– |
20 |
27 |
– |
жилищное хоз–во |
27 |
35,5 |
28 |
38,9 |
1 |
28 |
37,8 |
– |
коммунал. хоз–во |
3 |
3,9 |
– |
– |
–3 |
– |
– |
– |
здравоохранение |
2 |
2,6 |
– |
– |
–2 |
1 |
1,4 |
1 |
отдых и туризм |
5 |
6,6 |
5 |
6,9 |
– |
5 |
6,8 |
– |
Информация о работе Пути совершенствования сбытовой деятельности компании